Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы заключается в проведении анализа расходов и доходов республиканского бюджета и определения направлений эффективного их использования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - теоретические аспекты развития бюджета; - понятие, сущность и функции бюджета; - бюджет как основной финансовый план республики;
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….......3 1 . Теоретические аспекты развития бюджета……………………………….…4 1.1 Понятие,сущность и функции бюджета….………………………………….4 1.2 бюджет как основной финансовый план республики……………………...8 1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и ре-гулирование…………………………………………………………………........10 2. Анализ бюджета республикански Башкортостан за 2009-2011 года………16 2.1 Анализ доходной части республиканского бюджета……………………...16 2.2 Анализ расходной части бюджета РБ за период 2009-2011 года………...18 3. Направления по повышению эфективности использования бюджетных средств……………………………………………………………………………22 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованных источников…………………………………………...27
Расходы в 2011 году на транспорт
и коммуникации составили – 158700 млн. рублей,
из них на республиканский приходится
– 62 %, а на местные бюджеты – 38 %. В 2010 году
– 119476 млн. рублей, а в 2009 году – 104587 млн.
рублей. Таким образом, за период 2009-2011
г.г. они увеличились на 54113 млн. рублей,
что составляет 51%.
Расходы в 2011 году на сельское,
водное, лесное, рыбное хозяйство и охрану
окружающей среды, земельные отношения
составили – 78261 млн. рублей, из них на
республиканский приходится – 70 %, а на
местные – 30 %. В 2010 году – 64560 млн. рублей,
а в 2009 году – 72033 млн. рублей. Таким образом,
за период 2009-2011 г.г. они увеличились на
6228 млн. рублей, что составляет 8,6 %. (см.Приложение
А)
Консолидированный бюджет
РБ
За I квартал текущего года профинансировано
расходов консолидированного бюджета
муниципального района на 340 млн. 877
тыс.рублей или 29 % от уточненного плана.
План по расходам против утвержденного
уточнен на 196 млн. 895 тыс.рублей, из
них:
- за счет средств федерального
бюджета на 9 млн. 864 тыс.рублей. Денежные
средства выделены на финансирование
подпрограммы «Обеспечение жильем молодых
семей» федеральной целевой программы
«Жилище на 2011-2015 годы», расходы по воинскому
учету и классному руководству.
- за счет средств
республиканского бюджета на
109 млн. 410 тыс.рублей, средства выделены
на строительство, газификацию, благоустройство
населенных пунктов сельских поселений,
водоснабжение и на финансирование Республиканской
целевой программы "Развитие автомобильных
дорог Республики Башкортостан (2010-2015
годы)"
- за счет средств Фонда
ЖКХ 35 млн. 191 тыс. рублей на капитальный
ремонт многоквартирных домов,
- за счет переходящих
остатков на начало года и
перевыполнения плана по собственным
доходам увеличены расходы консолидированного
бюджета на 3 млн. 319 тыс.рублей.
В функциональной структуре
расходов консолидированного бюджета,
как и в предыдущие годы наибольший
удельный вес занимают расходы
на образование – 52 % всех расходов
бюджета. За I квартал 2012 года на
содержание учреждений образования
направлено 177 млн. 560 тыс.рублей, что
составляет 27 % к уточненному плану
и больше аналогичного уровня прошлого
года на 34 млн. 556 тыс.рублей.
В
общем объеме расходов по разделу
«Образование» основная доля
приходится на заработную плату
и начисления – 134 млн. 527 тыс.рублей
или 76%.
На
оплату коммунальных услуг направлено
20 млн. 081 тыс.рублей или 11% от общего объема
расходов. Из них на отопление направлено
10 млн. 294 тыс.рублей, потребление
газа составило 4 млн. 469 тыс.рублей,
за электроэнергию оплачено 4 млн. 644 тыс.рублей.
Расходы
на приобретение продуктов питания
по образовательным учреждениям
составили 3 млн. 086 тыс.рублей – 2% от
общего объема расходов.
Расходы
и услуги по содержанию имущества
2 млн. 601 тыс.рублей или 1% из общей суммы
расходов по образованию.
Прочие
работы и услуги, а именно расходы
на монтаж, охрану и проектно-изыскательские
работы составили 1 млн. 284тыс.рублей –
1% от общего объема расходов.
Расходы
консолидированного бюджета на
«Культуру» на 1 апреля 2012 года составили
15 млн. 388 тыс.рублей или 35% к уточненному
плану и 5% всех расходов бюджета.
Наибольший
удельный вес расходов учреждений
культуры приходится на оплату
труда и начисления – 10 млн. 005
тыс.рублей или 65% в общей сумме расходов.
На
«Жилищно-коммунальное хозяйство»
направлено 47 млн. 452 тыс.рублей - 44% к уточненному
плану. Расходы на благоустройство
населенных пунктов сельских поселений
3 млн. 718 тыс.рублей, городского поселения
город Ишимбай 43 млн. 734 тыс.рублей.
На финансирование жилищно-коммунального
хозяйства направлено 14% всех расходов
консолидированного бюджета.
Расходы бюджета
муниципального района по разделу
«Общегосударственные расходы»
составили 22 млн. 100 тыс.рублей – 36%
от уточненного плана (удельный
вес в общих расходах бюджета - 7%).
Экономическая структура
расходов консолидированного бюджета
за I квартал 2012 года характеризуется
следующими показателями:
- на оплату труда с
начислениями направлено 163 млн. 753 тыс.рублей,
что составляет 25% от уточненного плана
и 48 % в общей сумме всех расходов бюджета
за I квартал;
-оплата коммунальных
услуг – 27 млн. 308 тыс.рублей или 56% от
уточненного плана и 8 % от всех расходов.
-услуги по содержанию
имущества (капитальный, текущий ремонт,
техническое обслуживание зданий, оплата
договоров по противопожарным мероприятиям
и т.д.) 12 млн. 479 тыс.рублей, что составляет
16 % от уточненного годового плана
и 4% от общей суммы расходов;
-пособия по социальной
помощи (опека, все пособия по
детям сиротам, приемных и патронатным
семьям) - 10221 тыс.рублей (3%);
-дотация сельским поселениям
– 52 млн. 650 тыс.рублей или 60% от уточненного
плана и 15% от общей суммы расходов;
-увеличение стоимости
основных средств – 4 млн. 558 тыс.рублей
(1%);
-продукты питания – 5
млн. 164 тыс.рублей (2%);
- увеличение стоимости
мат.запасов (ГСМ, зап.части, канцтовары
и т.п.) – 4349 тыс.рублей (1,7%).
Во исполнение
Федерального закона № 83-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений в 2011 году велась
работа по изменению типа учреждений.
На 1 апреля 2012 года в муниципальном район
Ишимбайский район РБ функционируют 120
муниципальных учреждений, в том числе
25 казенных, 72 бюджетных и 23 автономных
учреждений. До бюджетных и автономных
учреждений с 1 января 2012 года доводятся
субсидии на выполнение муниципального
задания, путем перечисления средств
сначала на лицевые счета учреждений и
только после их поступления расходование
средств на картсчета работников учреждений
(это зарплата) и счета поставщиков и подрядчиков.
Таким образом, метод субсидирования значительно
замедлил прохождение денежных потоков.
Но, в связи с введением в действие Плана
финансово - хозяйственной деятельности
бюджетных и автономных учреждений с 1
января 2012 года, расходование средств
автономными учреждениями стало прозрачным.
Казенные учреждения финансируются
на основании сметы расходов, т.е.
средства с их лицевых счетов перечисляются
сразу работникам учреждений на заработную
плату, а так же поставщикам и подрядчикам.
Бюджет
текущего года – очень напряженный.
Не смотря на неплохое исполнение
доходной части бюджета, бюджет
района испытывает большой дефицит
в средствах.
В
целом по муниципальному району
Ишимбайский район кредиторская
задолженность по бюджетным, автономным
и казенным учреждениям на 1 апреля
2012 года составляет 41 млн. 62 тыс.рублей,
уменьшение с начала года составляет 21
млн. 521 тыс.рублей, или на 34,4%. Наибольший
удельный вес занимает кредиторская
задолженность по продуктам питания 9
млн. 571 тыс.рублей или 28%, по благоустройству
4 млн. 987 тыс.рублей (15%), содержанию имущества
– 4 млн. 258 тыс.рублей (13%), прочим
расходам 3 млн. 747 тыс.рублей и т.д.
По состоянию на 1 апреля 2012 года
наибольшая кредиторская задолженность
приходится на долю муниципального бюджетного
учреждения отдел образования – 11 млн.
728 тыс.рублей, которая уменьшилась
с начала года на 1 млн. 036 тыс.рублей
.
На софинансирование за счет
средств местного бюджета программам
в области жилищно-коммунального хозяйства
на 2012 год (по модернизации систем наружного
освещения, по замене и модернизации лифтов,
ремонт МКД) необходимо дополнительно
изыскать 38167 т. рублей.
3. Направления по повышению
эффективности использования бюджетных
средств
Повышение эффективности бюджетных
расходов на оказание услуг обществу является
одной из приоритетных задач современной
политики бюджетного планирования и реформирования
на всех уровнях системы общественных
финансов. Республика Башкортостан несет
ответственность за принятые на себя расходные
обязательства и должно приводить доказательства
того, что израсходованные бюджетные средства
принести определенный результат или
истрачены с каким-то эффектом. Причем
полученные эффекты должны быть достаточно
достоверны и подтверждаться определенными
цифровыми значениями по направлениям,
статьям, программам, проектам бюджетного
финансирования общественных нужд. Таким
образом, основной проблемой реализуемой
на данный момент бюджетной реформы, является
повышение эффективности бюджетных расходов
на всех уровнях бюджетной системы, так
как это более важный фактор роста эффективности
в современных условиях по сравнению с
его доходной частью. Особенно этот вопрос
актуален в настоящее время, в условия
посткризисного восстановления российской
экономики, и как следствие – возникновение
нестабильной ситуации с доходной частью
бюджета.
Качественная составляющая
эффективности бюджетных расходов – достижение
определенных качественных характеристик,
заложенных в бюджетном планировании.
Например, создание условий и предпосылок
для максимально эффективного управления
республиканскими (муниципальными) финансами
в соответствии с приоритетами государственной
политики. С количественной стороны, эффективность
– степень достижения количественного
результата и последующего сравнения
данного результата с совокупностью результатов
аналогичных действий. В сфере общественных
финансов, понятие «эффективность» имеет
свою специфику. Здесь, говоря об эффективности,
речь идет, прежде всего, о социальном
эффекте от предоставления бюджетных
услуг для общества.
Международная практика реформирования
бюджетного процесса нацелена на повышение
эффективности бюджетных расходов и развивается
в направлении отказа от сметного планирования
в пользу системы управления республиканскими
финансами по критериям результативности,
введения различных форм мониторинга,
оценки и бюджетирования, ориентированного
на результат. Основными тенденциями эволюции
бюджетного законодательства в Республики
Башкортостан становятся финансирование
не расходов, а выполняемых исполнителями
функций, расширения самостоятельности
и полномочий распорядителей и получателей
бюджетных средств и смещение акцентов
с контроля за исполнением сметы на контроль
за достижением заявленных результатов.
Расширяются горизонты планирования,
осуществляется переход от краткосрочного
к среднесрочному планированию. Средствами
повышения эффективности бюджетных расходов
являются также привлечение к оказанию
бюджетных услуг частного сектора, организация
бюджетных учреждений, изменение их организационно-правовой
формы, что приводит к повышению их самостоятельности
в распоряжении ресурсами, ответственности
за достижение финансовых результатов
и тем самым к росту эффективности расходования
средств.
Одним из основных инструментов
повышения эффективности расходов бюджета,
актуальных в настоящее время для Башкирии,
является внедрение методов формирования
бюджета, основанных на принципах бюджетирования.
При этом средства распределяются пропорционально
общественным ожиданиям и приоритетам.
Ведь в основе общей оценки эффективности
бюджетных услуг лежат два основных понятия:
экономическая эффективность, связывающая
объемы предоставляемых услуг с затратами
и социальная эффективность, которая определяется
как степень достижения определенного
социального результата. Таким образом,
разработке финансовых нормативов, на
базе которых будет проводиться расчет
стоимости республиканских услуг, должно
предшествовать определение конечных
целей оказания услуг .
Подход к формированию и исполнению
бюджета существенно отличается от действующих
ранее принципов устройства бюджетного
процесса, когда основой для бюджетного
планирования и расходования средств
является постатейное рассмотрение сметы
расходов в разных ее вариациях . Суть
так называемого сметного планирования,
сводилась к тому, что бюджетные расходы
определялись на основе отчетных данных
за прошлый период плюс надбавка. Так в
последние два-три года, расходная часть
бюджета ежегодно увеличивалась на 20-30
процентов. В таком планировании игнорировались
конкретные цели и результаты расходования
республиканских средств, цель этого финансирования
сводилась к осуществлению затрат на прежнем
или приращенном уровнях, то есть фактически
затраты приравнивались к результатам.
В рамках второго направления
повышения эффективности расходования
бюджетных средств, в числе основных нерешенных
проблем функционирования бюджетной сферы
необходимо отметить следующее: действующий
механизм сметного финансирования является
неэффективным, поскольку не связан с
результатами деятельности бюджетных
учреждений; содержание квазибюджетных
учреждений (значительную долю доходов
которых составляют доходы от платных
услуг) препятствует увеличению объемов
финансирования тех учреждений, которые
производят государственных услуги на
нерыночной основе; отсутствие правовой
регламентации действий администрации
бюджетного учреждения по распоряжению
доходами от предпринимательской деятельности
приводит к неэффективному использованию
этих средств, а также прямым злоупотреблениям.
По данному направлению повышения
эффективности бюджетных расходов предлагаются
следующие пути реструктуризации бюджетного
сектора, которая предполагает реорганизацию:
сети бюджетных учреждений и республиканских
(муниципальных) унитарных предприятий.
По третьему направлению повышения
эффективности расходования бюджетных
средств необходимо повышение качества
финансового менеджмента, поскольку одной
из основных проблем, является недостаточный
уровень менеджмента в общественном секторе.
Финансовый менеджмент — система, посредством
которой управляются и контролируются
финансовые аспекты деятельности республиканского
органа по достижению его целей. Система
предполагает предоставление большей
свободы принятия решений тем, кто управляют
бюджетными расходами и результатами.
Финансовый менеджмент в общественном
секторе — это следующие процессы и процедуры,
обеспечивающие результативность использования
ресурсов: определение наиболее эффективных
способов использования ограниченных
ресурсов для достижения целей социально-экономической
политики; обеспечение эффективного исполнения
принятых решений; делегирование ответственности;
ответственность и подотчетность за деятельность
и ее результаты. Следовательно, для достижения
главной цели эффективного и ответственного
управления общественными финансами —
предоставления общественных услуг высокого
качества при повышении эффективности
и результативности бюджетных расходов
— необходимо последовательно реформировать
все фазы бюджетного цикла путем внедрения
современных процедур и процессов финансового
менеджмента в общественный сектор.
Таким образом, главной целью
реформы общественных финансов является
улучшение качества услуг, оказываемых
населению, путем повышения эффективности
бюджетных расходов. Эта цель достигается
путем поэтапного перехода к эффективному
и ответственному управлению общественными
финансами, основанному на принципах прозрачности,
устойчивости и результативности и отвечающему
лучшим образцам международной практики.
Для успешного внедрения бюджетирования,
ориентированного на результат, необходимо
провести еще целый ряд преобразований,
касающихся как учреждений бюджетной
сферы, там и системы управления бюджетными
средствами в целом. Остается надеяться,
что дальнейшая модернизация бюджетной
системы будет, не менее результативна,
и вместе с имеющимися новшествами даст
возможность более эффективного и рационального
использования расходов бюджета.