Экологические проблемы республики Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Примером региональных экологических проблем служит Кузбасс – почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Оглавление

Введение 2
1 Климат республики Башкортостан 4
1.1 Промышленность республики Башкортостан 5
2 Экологические проблемы республики Башкортостан 7
2.1 Загрязнение атмосферного воздуха 7
2.2 Загрязнение водных ресурсов 10
2.3 Загрязнение почв 11
2.4 Образование отходов 13
2.5 Загрязнение окружающей среды суперэкотоксикантами 14
2.6 Радиационная обстановка 15
3 Пути решения экологических проблем 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат по соц.экологии.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

        Введение

Признаком устойчивой экологической  системы является стабильность определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру.

Под экологической катастрофой  следует понимать переход системы из одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибели человечества. Тем не менее Земля как элемент Солнечной системы скорее всего останется такой же стабильной, как и ранее. Экологические катастрофы могут иметь различные уровни — от локальных (гибель леса, осушение моря и т. д.) до глобальных (в масштабах Земли, Солнечной системы, Галактики и даже Вселенной).

Человечество в процессе жизнедеятельности, безусловно, влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового  слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.

Экологические проблемы подразделяются на локальные, региональные и глобальные, но рассматриваться в этой работе будут только региональные экологические проблемы.

Примером региональных экологических проблем служит Кузбасс  – почти замкнутая в горах  котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Проблема загрязнения  природной среды становится столь  острой как из-за роста объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства, так и в связи с качественным изменением производства под влиянием научно – технического прогресса.

Многие металлы и  сплавы, которыми пользуется человек, неизвестны природе в чистом виде, и, хотя они в какой – то мере подвластны утилизации и вторичному потреблению, часть их рассеивается, накапливаясь в биосфере в виде отходов.

Проблема загрязнения  природной среды в полный рост встала после того, как в XX веке человек существенно расширил количество используемых им металлов, стал изготавливать синтетические волокна, пластмассы и другие вещества, имеющие свойства, не только неизвестные природе, но вредные для организмов биосферы.

         Эти вещества (количество и разнообразие, которых постоянно растёт) после их использования не поступают в природный кругооборот.

Отходы производственной деятельности все больше загрязняют литосферу, гидросферу и атмосферу Земли. Адаптационные механизмы биосферы не могут справиться с нейтрализацией увеличивающегося количества вредных для её нормального функционирования веществ, и естественные системы начинают разрушаться[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 Климат Республики Башкортостан

        На территории  Башкортостана формируется  континентальный  климат с теплым  летом и продолжительной, холодной зимой, обуславливаемый годовым ходом солнечной радиации, изменением радиационных свойств подстилающей поверхности в течение года и циркуляционными процессами. Число солнечных дней в году колеблется от 287 в Аксеново и Белорецке до 261 в Уфе (наименьшее число дней приходится на декабрь январь, наибольшее - на летние месяцы). Из-за большой разности в продолжительности дня в течение года (от 7,05 до 17,29) приход суммарной (прямой плюс рассеянной) радиации в холодную полгода ничтожно мал, а в теплую при средних условиях облачности максимальное значение в июне достигает 642 Мдж/м2 (данные метеостанции с. Кушнаренково). В год величина радиационного баланса при ср. условиях облачности - 1563 МДж /м2. Причиной изменчивости условий погоды является циклоническая деятельность, обуславливающая поступление на территорию РБ морских атлантических и континентальных воздушных масс умеренных широт и частое вхождение арктического воздуха в виде западного, северо-западного и юго-западного направлений. В холодное время года усиливается антициклон, и его отрог довольно часто распространяется на территории РБ. На территории РБ среднегодовая  температура воздуха от 0,3 до 2,8С (меньшее значение относится к горным районам). Многолетняя средняя температура июля от +17 до +19С, января от -15 до -17С. Средний абсолютный минимум температуры воздуха -41С. Средний абсолютный максимум температуры воздуха +35С. Устойчивый переход температуры воздуха через 00 происходит 4-9 апреля и 24-29 октября, в горных районах соответственно 10 -11 апреля и 17-21 октября.  Число дней с положительной, температурой воздуха 200- 205, в горах 188-193. Средняя дата последнего заморозка 21-30 мая, самая поздняя 6-9 июня, а в северных  и горных районах 25-30 июня. Средняя дата первого заморозка 10-19 сентября, самая ранняя 10-18 августа. Распределение осадков и их количество в первую очередь зависит от характера атмосферной циркуляции, при этом отчетливо проявляется влияние Уральских гор. На западных склонах Урала годичная сумма осадков достигает 640-700 мм, а на восточных склонах не превышает 300-500 мм, в западной равнинной части республики - 400-500 мм. Из годичной суммы осадков 60-70% выпадает в тёплое время года (с апреля по октябрь). На летние месяцы приходится максимум суточного количества осадков (78-86 мм). Самая ранняя дата появления снежного покрова 12-20 сентября, самая ранняя дата образования устойчивого снежного покрова 16-24 октября, в горных районах 5-12 октября, средняя дата установления снежного покрова 3-13 ноября.  Средняя дата схода снежного покрова 14-24 апреля.  Число дней со снежным покровом 153-165, в горных районах 171-177. Среднее и наибольшая высота снежного покрова 36-55 см, максимальная высота может достигать 106-126 см. Средняя плотность снежного покрова при наибольшей высоте 240-300 кг/м3. Режим ветра определяется сезонными особенностями атмосферной циркуляции и влиянием Уральских гор. В холодное время года усиливается циклоничная  деятельность, наибольшая повторяемость имеют южные и юго-западные ветры. Южные ветры возникают, также под действием западной периферии азиатского антициклона. В Уфе повторяемость ветра южного направления достигает 46-48%. Летом циклоническая деятельность ослабевает, при этом повторяемость штилей достигает 17- 25%, ветра северного направления 15-20%. Среднемесячная скорость ветров достигает наибольших значений в октябре и январе и составляет 3,4-5,2 м/с, наименьшие значения приходятся на август. Сильные ветры со скоростью 15 м/с и более имеют высокую повторяемость в декабре, январе и марте. В зимние месяцы выпадение снега часто происходит при сильных ветрах. За сезон количество дней с метелью 32-36, а в северных районах 54-62[2].

 

         1.1 Промышленность Республики Башкортостан

                 Природа щедро отнеслась к территории Башкортостана, наделив ее благоприятным климатом, многоводными реками, дремучими лесами с богатейшей флорой и фауной, многочисленными полезными ископаемыми.

                Бурное развитие промышленного  комплекса республики началось  в 1920-1930-х гг. XXв. во время коллективизации.  Трактора вытеснили лошадь и позволили сделать пашню и значительно большей по площади. За это Башкортостан заплатил потерей половины гумуса почв - главного богатства башкирских черноземов.

       Наиболее сильный - поистине нокаутирующий удар по природе Башкортостана был нанесен в 1930-1950-е гг. минувшего столетия, в годы наиболее интенсивной индустриализации республики, во многом обязанной открытию башкирской нефти.

В 1932г. недалеко от д. Ишимбаево, а затем и во многих других районах республики, были открыты крупные нефтяные месторождения (Туймазинское, Бавлинское, Серафимовское и др.). Страна остро нуждалась в нефтепродуктах, поэтому сразу же началось интенсивное промышленное строительство: оборудовались нефтепромыслы, прокладывались нефтепроводы, началось строительство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

В кратчайшие сроки возникли новые для республики отрасли  промышленности : нефтедобывающая и  нефтеперерабатывающая. Первенец нефтеперерабатывающей  промышленности Башкортостана – Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод был введен в эксплуатацию уже в 1936г., а в 1935-1937 гг. построена первая очередь Уфимского крекинг - завода.

В годы индустриализации произошли значительные изменения  и в других областях промышленности. В 1931г., вводом в строй Уфимского завода по производству комбайновых моторов (впоследствии преобразованного в завод авиационных моторов), было положено начало развитию машиностроительной отрасли.

Следующим этапом интенсивнейшей индустриализации явились годы Великой Отечественной войны, когда из западных областей страны эвакуировались сотни промышленных предприятий. За 1941-1942 гг. в Башкирию было переведено более 100 заводов и фабрик, на базе которых впоследствии были созданы современные предприятия: Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика», Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфимский хлопчатобумажный комбинат, ОАО «Уфахимпром» и многие другие. За годы войны объем валовой продукции промышленности увеличился более чем в 3 раза.

Увеличение добычи нефти в республике в условиях дефицита межрегиональных нефтепроводов обусловило дальнейшее развитие нефтеперерабатывающей промышленности: в 1947г. началось строительство Ново-Уфимского НПЗ, в 1950г. – Ново-Ишимбайского (Салаватского) НПЗ, в 1954г. – Черниковского НПЗ (АО «Уфанефтехим»).

В конце 1956г. был введен в эксплуатацию Уфимский завод синтетического спирта, в 1960 г. – Стерлитамакский  химический завод (ЗАО «Каустик»), в 1975г. – Мелеузовский химический завод (ОАО «Минудобрения»), Башкирский биохимический комбинат (г. Благовещенск) и др.

В результате, к началу 1960-х гг. Башкирия превратилась в  крупнейший в Европе регион нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, к сожалению, и столь же экологически опасный. Сказалось и то, что строительство велось в сжатые сроки и вопросам охраны окружающей среды не придавали особого значения.

Вводимые в строй  предприятия требовали огромного  количества энергии в виде водяного пара  и электроэнергии. Это послужило мощным стимулом к развитию собственной теплоэнергетики. Практически одновременно с нефтеперерабатывающими и нефтехимическими производствами в республике были построены 10 крупных ТЭЦ, а в 1968-1973 гг. была введена в строй Кармановская ГРЭС. В итоге Башкирия полностью обеспечила себя электроэнергией. В настоящее время суммарная мощность производимой в республике электроэнергии составляет около 5 млн. кВт.

Для «нефтяной республики»  использование мазута в качестве топлива для ТЭЦ и ГРЭС было вполне логичным. Однако сжигание высокосернистых мазутов, получаемых из башкирских нефтей, приводило к дополнительному выбросу в атмосферу сотен тысяч соединений серы, что никак не служило оздоровлению экологической ситуации в республике. В те годы Башкирия стабильно входила в перечень регионов с наиболее загрязненной атмосферой (ситуация кардинально изменилась только в 1990-е гг. с переводом предприятий энергетики на газообразное топливо).

К середине 1980-х гг. в  Башкортостане сложились пять основных промышленных зон: центральная, южная, восточная, западная и северо-западная. Центральную зону формируют, в основном, города Уфа и Благовещенск; южную – города Салават, Стерлитамак, Ишимбай, Мелеуз, Кумертау; восточную – города Белорецк, Сибай, Учалы; западную – города Октябрьский и Туймазы; северо-западную – города Нефтекамск и Агидель.

Охватывая всего лишь 10% территории Республики Башкортостан, они сосредотачивают 85% городского населения и дают более 90% валовой продукции промышленной индустрии республики[2].

 

2 Экологические проблемы Республики Башкортостан

2.1 Загрязнение атмосферного воздуха

Уровень загрязнения  атмосферного воздуха в различных  районах республики находится в прямой зависимости от концентрации и специфики промышленных предприятий, расположенных на этой территории, а также ее физико-географических и климатических особенностей. В целом он выше, чем в соседних регионах и в среднем по стране.

Наибольшей плотностью выбросов (8,4 – 9,9 т/га) характеризуются  города Стерлитамак, Салават и Мелеуз. Для города Уфы плотность выбросов почти в 2 раза ниже и составляет 4,8 т/га, еще ниже для городов Янаул, Белебей, Туймазы, Белорецк – (3,9-3,3 т/га).

Для других городов плотность  выбросов составила менее 2т/га.

                                                                                                             Таблица 1

Выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу в расчете на одного жителя и единицу                                          территории городов Башкортостана

Города

Выбросы, т/год

всего

На 1 га территории

На одного человека

Стерлитамак

99000

9,89

0,37

Салават

90500

8,55

0,57

Мелеуз

26800

8,44

0,43

Уфа

346000

4,76

0,33

Янаул

10200

3,95

0,37

Белебей

19700

3,88

0,32

Туймазы

23800

3,80

0,24

Белорецк

21400

3,33

0,29

Учалы

13100

2,29

0,32

Кумертау

32400

1,91

0,47


 

        В последние годы, в связи с быстрым ростом автомобильного парка республики, на фоне спада производства во многих отраслях промышленности, роль автотранспорта в загрязнении атмосферы резко возросла.

  Ситуация в разных  городах и регионах республики  существенно различается. В крупных городах с развитой промышленностью доля выбросов от автотранспорта соизмерима с выбросами от промышленных предприятий; так, в Уфе в 2001 г. она составила 46,6%, в Стерлитамаке – 34,3%, в Салавате 21,7%. В городах с менее развитой промышленностью доля автотранспорта значительно выше и в отдельных случаях достигает 80-90%. К таким городам можно отнести Бирск, (91,6%), Баймак (90%), Нефтекамск (88%), Ишимбай (81,4%) и др.

    Выхлопные газы автомобильных двигателей содержат около двухсот различных веществ. Однако преобладают в них всего лишь несколько токсичных компонентов, которые и принято определять.

   В 2001 г. по республике  автотранспортом в атмосферу было выброшено : оксида углерода – 551,3 тыс. т (86,5% валового выброса СО по республике); углеводородов – 102,2 тыс. т (70,9% объема валового выброса СН); оксидов азота – 62,6 тыс. т (53,8% валового выброса NO2).

Информация о работе Экологические проблемы республики Башкортостан