Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.
Введение 3
1 Основные теоретические аспекты системы риск-предпринимательства 6
1.1 Понятие риска 6
1.2 Классификация и виды рисков 8
1.3 Методы оценки риска 12
1.4 Методы организации управления риском 17
2 Анализ и оценка предпринимательских рисков на предприятии ООО «РАДА» 20
2.1 Общая характеристика ООО «РАДА» 20
2.1.1 Историческая справка 20
2.1.2 Основные экономические показатели деятельности ООО «РАДА» и их краткий анализ 23
2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска 28
2.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ООО «РАДА» 33
2.4 Стратегический анализ деятельности ОАО «РАДА» 36
Заключение 42
Список литературы 45
Кроме вышеперечисленных методов в ООО «РАДА» используется один из приемов компенсации риска – «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Данное предприятие приобретает различные актуализируемые компьютерные системы нормативно-справочной информации, заказывает прогнозно-аналитические исследования консультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменений правил ведения хозяйственной деятельности, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам.
Анализируя используемую в данной организации систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так предприятие не защищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка; недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской задолженности, возникновения непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков.
Одним
из способов снижения рисков неисполнения
хозяйственных договоров ООО «
Риски
вхождения в договорные отношения
с неплатежеспособными
Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность поставщиков сырья, материалов и покупателей произведенной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.
Кроме
того, страхование может
Отдельно стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить поставку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти в результате замены на предприятии устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций и арбитражных судебных издержек.
На
практике наиболее эффективный результат
можно получить лишь при комплексном
использовании различных
Открытое Акционерное общество «РАДА» в настоящее время является предприятием, специализируещимся на организации работы предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, баров, закусочных и т.д.), розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, а также пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями. Кроме того это предприятие занимается оптовой и розничной торговлей товарами бытовой химии, парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами и т.д.
Управленческий анализ и выбор эффективной стратегии развития основывается на последовательности выполнения отдельных этапов стратегического анализа.
На первом этапе стратегического управленческого анализа определим стратегические единицы бизнеса или бизнес-сегменты. Итак, мы имеем следующие сегменты:
– организация работы предприятий общественного питания;
– торговля алкогольными напитками;
– торговля пищевыми продуктами
– торговля табачными изделиями;
– торговля товарами бытовой химии;
– торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами;
– производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции
Также можно выделить следующие сегменты:
– физические лица;
– частные предприниматели и небольшие корпоративные клиенты;
– средние корпоративные клиенты.
На втором этапе определяем относительную прибыльность выделенных СЕБ.
Согласно
ранее приведенным в таблице технико-экономическим
показателям, ОАО «РАДА» получили в 2008
году выручку в размере 97120,00 руб. Рассмотрим
в таблице 2.5, какая прибыль была получена
непосредственно с каждого сегмента
Таблица 2.5. Показатели прибыли ОАО «РАДА» за 2008 год после проведения сегментации
№ | Сегмент | Объем продаж, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | Рентабельность
продаж, %
(ROS) |
Ранг |
1 | Организация работы
предприятий общественного |
11654,4 | 931 | 7,99 | 7 |
2 | Торговля алкогольными напитками | 8740,8 | 1463 | 16,74 | 5 |
3 | Торговля пищевыми продуктами | 6798,4 | 798 | 11,74 | 6 |
4 | Торговля табачными изделиями | 10683,2 | 665 | 6,22 | 8 |
5 | Торговля товарами бытовой химии | 5827,2 | 1995 | 34,24 | 2 |
6 | Торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами | 4856 | 1330 | 27,39 | 4 |
7 | Производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции | 3884,8 | 1596 | 41,08 | 1 |
8 | Физические лица | 20395,2 | 1197 | 5,87 | 9 |
9 | Частные предприниматели
и небольшие корпоративные |
14568 | 532 | 3,65 | 10 |
10 | Средние корпоративные клиенты | 9712 | 2793 | 28,76 | 3 |
Итого | 97120 | 13300 | 13,69 |
Итак, мы видим следующую картину: наименее рентабельным оказался сегмент частных предпринимателей и небольших корпоративных клиентов.
Вместе с этим сегментом низкую рентабельность, ниже средней показали следующие:
– организация работы предприятий общественного питания
– торговля пищевыми продуктами
– торговля табачными изделиями
– физические лица
– частные предприниматели и небольшие корпоративные клиенты
На уровне выше средней рентабельность оказалась у следующих сегментов:
– торговля алкогольными напитками
– торговля товарами бытовой химии
– торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами
– производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции
– средние корпоративные клиенты
На третьем этапе произведем оценку конкурентной позиции завода на рынке. ОАО «РАДА» составляют конкуренцию такие предприятия как:
ОАО «Вираж»,
ОАО «Елена»,
ОАО «Атлантида»,
ОАО «Лазурный берег»,
ОАО «Стамина»,
ОАО «Эверест»
(рис. 2.2).
Рис. 2.2. Доли производства
на рынке
Таким образом, как мы видим, ОАО «РАДА» занимает лидирующее положение на рынке. На втором месте ОАО «Стамина». наименьшую долю рынка занимает ОАО «Елена».
На четвертом этапе стратегического управленческого анализа происходит выявление и оценка отличительных деловых способностей (ключевых компетенций) фирмы
Большим преимуществом на рынке выступает расположение торговых павильонов ОАО «РАДА» в местах доступных практически всем потенциальным клиентам (оптовый рынок «Славянка», «Татар-Базар» и др.). К тому же многие из товаров, которые реализует ОАО «РАДА» пользуются повседневным спросом. А, имея большую долю рынка можно получать большую прибыль даже просто на реализации товаров повседневного спроса.
Этап 5. Обобщение проблем и выводов из проведенного стратегического управленческого анализа.
Особенностью деятельности ОАО «РАДА» является то, что организация в основном занимается реализацией товара, то есть расходы организации в основном связаны с наймом помещения или его строительством, но ОАО «РАДА» имеет сеть торговых точек, так что нахождение торгового помещения не является проблемой. ОАО «РАДА» занимается производством лишь сельскохозяйственной продукции, а также ее переработкой и хранением. Предприятие ориентировано на широкий круг населения – частных физических лиц, хотя далеко не эта категория лиц приносит наибольшую прибыль организации, но все-таки эта группа, в отличие от других является самой постоянной.
Продукция нашего завода и конкурентов примерно одинакова, значит определяющую роль в выборе потребителем именно нашей организации является высокое качество и скорость обслуживания. Значительную роль в выборе организации-потребители уделяют стоимости продукции и услуг. Поэтому снижение себестоимости сыграло бы значительную роль, а значит нужно заняться поиском более дешевых поставщиков сырья.
Этап 6. Рекомендации по увеличению прибыльности деятельности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Для
того, чтобы усовершенствовать деятельность
предприятия и достичь более высоких результатов
работы предприятия, можно предложить
сформировать новый ассортимент товаров,
в который помимо существующих групп будет
включать такие товарные позиции, как
промтовары, канцтовары, сувениры и бижутерия,
хрусталь (табл. 2.6.).
Таблица 2.6. Предполагаемый товарный ассортимент и его характеристики
№ п/п | Товарная группа | Широта | Глубина | Насыщенность |
1 | Организация работы
предприятий общественного |
30 | 7 | 85 |
2 | Торговля алкогольными напитками | 21 | 9 | 76 |
3 | Торговля пищевыми продуктами | 10 | 5 | 16 |
4 | Торговля табачными изделиями | 5 | 2 | 10 |
5 | Торговля товарами бытовой химии | 7 | 1 | 7 |
6 | Торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами | 25 | 8 | 75 |
7 | Производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции | 40 | 7 | 80 |
8 | Торговля промтоварами | 17 | 6 | 42 |
9 | Торговля канцтоварами | 26 | 4 | 50 |
10 | Торговля сувенирами и бижутерией | 14 | 5 | 35 |
11 | Торговля хрустальными наборами | 6 | 6 | 24 |