Бизнес риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.

Оглавление

Введение 3
1 Основные теоретические аспекты системы риск-предпринимательства 6
1.1 Понятие риска 6
1.2 Классификация и виды рисков 8
1.3 Методы оценки риска 12
1.4 Методы организации управления риском 17
2 Анализ и оценка предпринимательских рисков на предприятии ООО «РАДА» 20
2.1 Общая характеристика ООО «РАДА» 20
2.1.1 Историческая справка 20
2.1.2 Основные экономические показатели деятельности ООО «РАДА» и их краткий анализ 23
2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска 28
2.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ООО «РАДА» 33
2.4 Стратегический анализ деятельности ОАО «РАДА» 36
Заключение 42
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Новая курсовая.doc

— 371.50 Кб (Скачать)

     Кроме вышеперечисленных методов в  ООО «РАДА» используется один из приемов компенсации риска – «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Данное предприятие приобретает различные актуализируемые компьютерные системы нормативно-справочной информации, заказывает прогнозно-аналитические исследования консультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменений правил ведения хозяйственной деятельности, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам.

     Анализируя  используемую в данной организации  систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так предприятие не защищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка; недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской задолженности, возникновения непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков.

     2.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ООО «РАДА»

 

     Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ООО «РАДА» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т.п.

     Риски вхождения в договорные отношения  с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже изготовленной продукции и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем произведенной продукции.

     Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность поставщиков сырья, материалов и покупателей произведенной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.

     Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования на случай перерыва в хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования. Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств.

     Отдельно  стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить поставку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти в результате замены на предприятии устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций и арбитражных судебных издержек.

     На  практике наиболее эффективный результат  можно получить лишь при комплексном  использовании различных методов  снижения риска. Комбинируя их друг с  другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимального соотношения между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.

 

      2.4 Стратегический  анализ деятельности  ОАО «РАДА»

 

     Открытое  Акционерное общество «РАДА» в настоящее время является предприятием, специализируещимся на организации работы предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, баров, закусочных и т.д.), розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, а также пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями. Кроме того это предприятие занимается оптовой и розничной торговлей товарами бытовой химии, парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами и т.д.

     Управленческий  анализ и выбор эффективной стратегии развития основывается на последовательности выполнения отдельных этапов стратегического анализа.

     На  первом этапе стратегического  управленческого  анализа определим стратегические единицы бизнеса или бизнес-сегменты. Итак, мы имеем следующие сегменты:

     – организация работы предприятий общественного питания;

     – торговля алкогольными напитками;

     – торговля пищевыми продуктами

     – торговля табачными изделиями;

     – торговля товарами бытовой химии;

     – торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами;

     – производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции

     Также можно выделить следующие сегменты:

     – физические лица;

     – частные предприниматели и небольшие корпоративные клиенты;

     – средние корпоративные клиенты.

     На  втором этапе определяем относительную прибыльность выделенных СЕБ.

     Согласно  ранее приведенным в таблице технико-экономическим показателям, ОАО «РАДА» получили в 2008 году выручку в размере 97120,00 руб. Рассмотрим в таблице 2.5, какая прибыль была получена непосредственно с каждого сегмента 

     Таблица 2.5. Показатели прибыли ОАО «РАДА» за 2008 год после проведения сегментации

Сегмент Объем продаж, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность  продаж, %

(ROS)

Ранг
1 Организация работы предприятий общественного питания 11654,4 931 7,99 7
2 Торговля алкогольными напитками 8740,8 1463 16,74 5
3 Торговля пищевыми продуктами 6798,4 798 11,74 6
4 Торговля табачными изделиями 10683,2 665 6,22 8
5 Торговля товарами бытовой химии 5827,2 1995 34,24 2
6 Торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами 4856 1330 27,39 4
7 Производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции 3884,8 1596 41,08 1
8 Физические  лица 20395,2 1197 5,87 9
9 Частные предприниматели  и небольшие корпоративные клиенты 14568 532 3,65 10
10 Средние корпоративные  клиенты 9712 2793 28,76 3
Итого 97120 13300 13,69  
 

     Итак, мы видим следующую картину: наименее рентабельным оказался сегмент частных предпринимателей и небольших корпоративных клиентов.

     Вместе  с этим сегментом низкую рентабельность, ниже средней показали следующие:

     – организация работы предприятий общественного питания

     – торговля пищевыми продуктами

     – торговля табачными изделиями

     – физические лица

     – частные предприниматели и небольшие корпоративные клиенты

     На  уровне выше средней рентабельность оказалась у следующих сегментов:

     – торговля алкогольными напитками

     – торговля товарами бытовой химии

     – торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами

     – производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции

     – средние корпоративные клиенты

     На  третьем этапе произведем оценку конкурентной позиции завода на рынке. ОАО «РАДА» составляют конкуренцию такие предприятия как:

     ОАО «Вираж»,

     ОАО «Елена»,

     ОАО «Атлантида»,

     ОАО «Лазурный берег»,

     ОАО «Стамина»,

     ОАО «Эверест» (рис. 2.2). 

 

     

     Рис. 2.2. Доли производства на рынке 

     Таким образом, как мы видим, ОАО «РАДА» занимает лидирующее положение на рынке. На втором месте ОАО «Стамина». наименьшую долю рынка занимает ОАО «Елена».

     На  четвертом этапе  стратегического управленческого анализа происходит выявление и оценка отличительных деловых способностей (ключевых компетенций) фирмы

     Большим преимуществом на рынке выступает  расположение торговых павильонов ОАО «РАДА» в местах доступных практически всем потенциальным клиентам (оптовый рынок «Славянка», «Татар-Базар» и др.). К тому же многие из товаров, которые реализует ОАО «РАДА» пользуются повседневным спросом. А, имея большую долю рынка можно получать большую прибыль даже просто на реализации товаров повседневного спроса.

     Этап 5. Обобщение проблем  и выводов из проведенного стратегического управленческого анализа.

     Особенностью  деятельности ОАО «РАДА» является то, что организация в основном занимается реализацией товара, то есть расходы организации в основном связаны с наймом помещения или его строительством, но ОАО «РАДА» имеет сеть торговых точек, так что нахождение торгового помещения не является проблемой. ОАО «РАДА» занимается производством лишь сельскохозяйственной продукции, а также ее переработкой и хранением. Предприятие ориентировано на широкий круг населения – частных физических лиц, хотя далеко не эта категория лиц приносит наибольшую прибыль организации, но все-таки эта группа, в отличие от других является самой постоянной.

     Продукция нашего завода и конкурентов примерно одинакова, значит определяющую роль в  выборе потребителем именно нашей организации является высокое качество и скорость обслуживания. Значительную роль в выборе организации-потребители уделяют стоимости продукции и услуг. Поэтому снижение себестоимости сыграло бы значительную роль, а значит нужно заняться поиском более дешевых поставщиков сырья.

     Этап 6. Рекомендации по увеличению прибыльности деятельности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

     Для того, чтобы усовершенствовать деятельность предприятия и достичь более высоких результатов работы предприятия, можно предложить сформировать новый ассортимент товаров, в который помимо существующих групп будет включать такие товарные позиции, как промтовары, канцтовары, сувениры и бижутерия, хрусталь (табл. 2.6.). 

     Таблица 2.6. Предполагаемый товарный ассортимент и его характеристики

№ п/п Товарная группа Широта Глубина Насыщенность
1 Организация работы предприятий общественного питания 30 7 85
2 Торговля алкогольными напитками 21 9 76
3 Торговля пищевыми продуктами 10 5 16
4 Торговля табачными  изделиями 5 2 10
5 Торговля товарами бытовой химии 7 1 7
6 Торговля парфюмерными, косметическими, фармацевтическими и медицинскими товарами 25 8 75
7 Производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции 40 7 80
8 Торговля промтоварами 17 6 42
9 Торговля канцтоварами 26 4 50
10 Торговля сувенирами и бижутерией 14 5 35
11 Торговля хрустальными наборами 6 6 24

Информация о работе Бизнес риск