Безработица в развитых странах. Сравнительная характеристика стран Западной Европы, США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является сравнение основных черт безработицы в некоторых странах Западной Европы, США и России. Предметом изучения является явление безработицы, а объектом – изучаемые страны.
В соответствии с вышесказанным, задачами данной работы является
Понять смысл безработицы и причины её возникновения
Выявить последствия безработицы
Выделить основные методы борьбы с безработицей в разных странах
Рассмотреть виды поддержки безработных в разных странах Европы

Оглавление

Введение 3
1.Понятие безработицы, её сущность 4
1.1 Виды безработицы 6
1.2 Причины безработицы 9
1.3 Борьба с безработицей 13
1.4 Последствия безработицы 17
2. Современное состояние безработицы в развитых странах 18
2.1 Проблема безработицы и методы ее решения в США 19
2.2 Скрытая безработица в РФ 23
3.Перспективы решения проблемы безработицы 25
3.1 Меры для сдерживания роста безработицы в РФ 27
3.2 Меры поддержки безработных в некоторых странах Европы 31
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Приложения 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.29 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Меры для сдерживания роста безработицы в РФ

«В целях предотвращения роста социальной напряженности Правительством Российской Федерации еще в ноябре 2008 года был разработан и утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономки, в том числе в сфере поддержки рынка труда и социальной поддержки граждан. Среди мер, направленных на поддержку рынка труда и социальную поддержку граждан:

  1. проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организаций;
  2. организация работы консультационных пунктов «горячих линий» и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр;
  3. увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда, увеличение максимального размера пособия по безработице.

В соответствии с данным Планом действий в 2008 году принято постановление Правительства  Российской Федерации от 8 декабря 2008 года №915 «О размерах минимальной и  максимальной величин пособия по безработице на 2009 год», которым  максимальная величина пособия по безработице  на 2009 год определена в размере 4900 рублей с периодом выплаты в течение 12 месяцев. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №287 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» (далее - Закона о занятости) установлена норма, согласно которой в случае возникновения критических ситуаций на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать меры и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

В целях  реализации данной нормы Закона о  занятости принято постановление  Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда субъектов Российской Федерации». Субсидии будут выделяться на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и включающие следующие мероприятия:

  • опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
  • создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения, стажировка в целях приобретения опыта работы);
  • оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
  • содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В рамках реализации данных программ предусматривается:

  • организация опережающего профессионального обучения более 173,0 тыс. работников в случае угрозы массового увольнения;
  • создание работодателями более 980,0 тыс. временных рабочих мест;
  • оказание адресной поддержки не менее 15,0 тыс. граждан, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест;
  • создание более 55,8 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Финансирование  региональных программ будет осуществляться по результатам их рассмотрения и  отбора Межведомственной рабочей группой  по мониторингу ситуации на рынке  труда при Правительстве Российской Федерации, а также заключения соглашений между Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе решений об отборе данных программ.

В настоящее  время в Минздравсоцразвития РФ поступило 82 региональные программы, на Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда при Правительстве РФ одобрено 77 региональных программ. Общий объем средств, который планируется направить на реализацию региональных программ, составляет 25006,1 млн. рублей, из них субсидии федерального бюджета - 23105,7 млн. рублей (92,4% от общего объема финансирования), средства бюджета субъектов Российской Федерации - 1864,4 млн. рублей (7,5% от общего объема финансирования), средства местных бюджетов и работодателей - 36,0 млн рублей (0,1% от общего объема финансирования.

Федеральной службой по труду и занятости  заключено 37 соглашений с высшими  исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  о реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда соответствующих субъектов Российской Федерации, и осуществлено перечисление средств субсидий в 22 субъекта Российской Федерации. В 31 субъекте Российской Федерации уже приступили к реализации мероприятий региональных программ, в том числе за счет собственных средств (Брянская область, Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ярославская область, Чувашская Республика и другие).

Одновременно  с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынках труда субъектов Российской Федерации, органы службы занятости  предоставляют и готовы предоставить всем обратившимся гражданам бесплатные государственные услуги в области  содействия занятости населении, включая  информирование о правах и гарантиях  в области занятости населения, содействие в поиске подходящей работы, помощь в профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

В этих целях  в субъектах Российской Федерации  организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Только за период с 15 ноября 2009 года по 4 марта 2010 года было проведено около 50,9 тыс. устных консультаций работников и работодателей по телефонам «горячих линий» и на личном приеме граждан.

Одновременно  Рострудом организована работа информационного портала «Работа в России». По состоянию на 16 марта 2010 года зарегистрировано 1,1 млн. обращений к сайту. Количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий составляет более 880,0 тыс. единиц. Обновление вакансий осуществляется еженедельно.»[3],[5]

 

 

3.2 Меры поддержки безработных в некоторых странах Европы

«Франция: право на пособие имеет застрахованное на случай безработицы лицо, потерявшее работу не по своей воле, зарегистрированное в национальном агентстве по обеспечению занятости, ищущее работу. Это правило распространяется на лиц в возрасте до 60 лет и старше, если они не заработали права на полную пенсию по старости.

Пособия существуют в трех видах: обычное, сокращенное  и социальное (последнее назначается  после того, как истек срок получения  обычного или сокращенного пособия). Право на обычное пособие имеют  лица со страховым стажем не менее 6 месяцев за предшествовавшие безработице 12 месяцев или со стажем страхования 12 месяцев за предшествовавшие 24 месяца. При этом пособие состоит из двух частей: базовой ставки (не зависит  от уровня зарплаты) и дополнительной суммы, составляющей 40,4% среднего уровня зарплаты без вычета налогов за 12 месяцев, предшествовавших наступлению  безработицы.

Общий размер пособия может колебаться от 54,7 до 75% прежней заработной платы. Существует и абсолютный минимум пособия. Продолжительность  выплаты варьируется от 3 до 27 недель в зависимости от стажа страхования. Лица, достигшие 57,5 лет и не получившие пособия по безработице в течение  года при наличии трудового стажа  не менее 10 лет, вновь приобретают  право на пособие по безработице  до тех пор, пока не наступит право  на полную пенсию по возрасту.

Сокращенное пособие получают те, кто был застрахован  более 3-х лет, но платил взносы меньше 6 месяцев в течение года. Это  пособие также состоит из двух частей. Общая сумма сокращенного пособия не может быть меньше определенного  минимума и больше 56,25% среднего уровня заработной платы за предыдущие 12 месяцев. Пособие предоставляется на 3 месяца, и этот срок не может быть продлен.

Существуют  пособия в рамках программы социальной помощи безработным – тем, у кого истек срок получения страхового пособия. Лицам, не заработавшим право  на страховое пособие, помощь оказывается  при определенных условиях, т.е. если это вдовы, разведенные женщины, имеющие на иждивении ребенка, бывшие заключенные, беженцы и т.д.

В случае временного закрытия предприятия или  перевода занятых на сокращенную рабочую неделю может предоставляться социальное пособие в размере 65% минимальной заработной платы. Те, у кого перерыв в работе более 4-х недель подряд, переводятся на пособие по безработице на общих основаниях.

В случае смерти безработного выплачивается  единовременное пособие по безработице  за 120 плюс пособие на каждого ребенка, равное пособию по безработице за 45 дней.

Пособие по безработице предусмотрено не только в социальном, но и в трудовом законодательстве. Право безработных  регулируется кодексом о труде. Социальным страхованием на случай безработицы  ведают две организации – Ассоциация по вопросам найма в промышленности и торговле и Национальный межпрофессиональный союз по вопросам найма в промышленности и торговле.

Ассоциация  собирает взносы и предоставляет  пособия, союз управляет национальным компенсационным фондом и контролирует деятельность ассоциации. Наблюдение за их деятельностью осуществляет государство  через соответствующие министерства. Основные функции страхования на случай безработицы выполняют департаменты и муниципалитеты. На муниципальном  уровне созданы коммунальные центры социального действия. Там ведутся  досье на претендентов и получателей  пособия по безработице. Досье рассматриваются  в управлениях департаментов  по санитарным и социальным вопросам. Решение выносит комиссия социальной помощи (во главе с судьей), членами которой являются государственные служащие представляющие центральное правительство и департаменты.

Государство полностью финансирует социальную помощь частично безработным. Дополнительная помощь частично безработным, предусмотренная  коллективными договорами, в принципе оплачивается работодателем. Минимальный  доход определенным категориям лиц, не заработавшим себе права на страховое  пособие по безработице, целиком  оплачивает центральное правительство.

 

Великобритания. Пособие по безработице – один из видов денежного пособия, выплачиваемого по линии социального обеспечения, оно назначается на четвертый день после наступления безработицы. Пособие может выплачиваться максимум 1 год. Периоды безработицы суммируются, если они прерываются периодом занятости менее 8 недель. Для того, чтобы проработать не менее 13 недель за последние 26 недель необходимо при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю.

Для получения  пособия по безработице необходимо выплатить страховые взносы за один год из двух, предшествовавших подаче заявления на пособие.

Программы, связанные с выплатами пособий  по безработице находятся в ведении  Министерства занятости, имеющего региональные и местные органы, которые решают вопросы о предоставлении пособий. Министр социального обеспечения  по закону обязан ежегодно пересматривать размеры пособий в зависимости  от роста цен за предшествовавший год.

 

Германия. К категории безработных относятся лица, временно не имеющие работы или занятые не более 18 часов в неделю, если обычно они трудятся полную рабочую неделю. Право на пособие возникает у зарегистрировавшихся на бирже труда после 360 дней оплачиваемой работы, во время которой вносились страховые взносы. Для уволенных из армии может быть зачтен срок их службы.

Максимальный  размер пособия составляет 63% чистого  дохода до потери работы. Пособие может  быть увеличено при наличии детей. В зависимости от трудового стажа  продолжительность выплаты пособия  колеблется в диапазоне от 17 до 52 недель. Для лиц предпенсионного  возраста срок выплаты может быть продлен до 104 недель. В дальнейшем возможно получение социальной помощи, однако, и в этом случае размер пособия  зависит от прежней заработной платы. Для бездетных он составляет 56% зарплаты.

В принципе, социальная помощь может предоставляться  бессрочно, если лицо не имеет других существенных доходов. Пособие для работающих менее 18 часов также дифференцированно и может выплачиваться не более 6 месяцев. Безработные имеют право на бесплатное пользование услугами биржи труда и право на профессиональную подготовку.Две трети расходов на социальное обеспечение финансируется за счет страховых взносов. Страховые взносы выплачиваются работником и работодателем в равных долях. Низкооплачиваемым всю сумму страхового взноса оплачивает работодатель. На социальное обеспечение используются также государственные субсидии.

 

Италия. Безработным выплачивается трудовое пособие. Тем, кто не имеет на него право, предоставляется социальная помощь. Право на страховое пособие возникает при страховом стаже не менее 2-х лет и выплате страховых взносов в течение 52-х недель за предшествовавшие 2 года. Чтобы иметь право на помощь необходимо быть застрахованным, по крайней мере, в течение 5-и недель. Никогда не работавшие, в том числе и выпускники школ, не имеют права ни на страховое пособие, ни на помощь по безработице.

Информация о работе Безработица в развитых странах. Сравнительная характеристика стран Западной Европы, США и России