Безработица в развитых странах. Сравнительная характеристика стран Западной Европы, США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является сравнение основных черт безработицы в некоторых странах Западной Европы, США и России. Предметом изучения является явление безработицы, а объектом – изучаемые страны.
В соответствии с вышесказанным, задачами данной работы является
Понять смысл безработицы и причины её возникновения
Выявить последствия безработицы
Выделить основные методы борьбы с безработицей в разных странах
Рассмотреть виды поддержки безработных в разных странах Европы

Оглавление

Введение 3
1.Понятие безработицы, её сущность 4
1.1 Виды безработицы 6
1.2 Причины безработицы 9
1.3 Борьба с безработицей 13
1.4 Последствия безработицы 17
2. Современное состояние безработицы в развитых странах 18
2.1 Проблема безработицы и методы ее решения в США 19
2.2 Скрытая безработица в РФ 23
3.Перспективы решения проблемы безработицы 25
3.1 Меры для сдерживания роста безработицы в РФ 27
3.2 Меры поддержки безработных в некоторых странах Европы 31
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Приложения 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.29 Кб (Скачать)

 В  зоне евро, несмотря на улучшение  положения дел на рынке труда  в Германии, средний показатель  безработицы продолжал постепенно  увеличиваться и достиг в 2010 году 10,1 процента, в то время как  до кризиса он равнялся 7,5 процента. В Испании показатель безработицы  вырос более чем в два раза, составив в 2010 году 20,5 процента, в  Ирландии достиг отметки в  14,9 процента.. В Японии в 2010 году ситуация на рынке труда немного улучшилась, однако ожидается, что показатель безработицы по-прежнему будет превышать 5 процентов и в 2011 году.

 Во  всем мире очень высоки показатели  полной или частичной безработицы  среди молодежи в возрасте 15-24 лет. На начало 2010 года, когда безработных  молодых людей, по оценкам,  насчитывалось свыше 80 миллионов,  общемировой показатель безработицы  среди них составлял 13 процентов,  увеличившись на 0,9 процента по  сравнению с 2008 годом. Это очень  тревожный фактор не только  в экономическом, но и в социальном  и демографическом плане.»[14]

 

 

2.1 Проблема безработицы и методы ее решения в США

«Одной из острейших социальных проблем США является безработица. Повышенный приток на рынок труда экономически активного населения, структурные сдвиги в американской экономике, эволюции квалификационной, профессиональной структуры рынка труда США, ускоренное внедрение в производство робототехники и автоматики, интенсивная милитаризация американской экономики - вот далеко не полный перечень важнейших причин того, что сегодня безработица в больших масштабах стала существовать наряду со значительным расширением занятости.

С целью выявления статуса занятости, динамики занятости и безработицы в США проводятся специальные еженедельные опросы респондентов, представляющих различные социальные, профессиональные и демографические группы рабочей силы, отобранных по специальной разработанной методике. Их число в месяц составляет 70 тыс. человек. Статические данные за март представлены следующие.

В марте 2006 года число новых рабочих мест в США увеличилось на 180 000, однако уровень безработицы зафиксирован на уровне 4,4 проц. Об этом сообщает Министерство труда США.

При этом наибольшее увеличение безработицы зафиксировано в сфере строительства, розничной торговли и здравоохранения. Также сокращается число рабочих специальностей. Почасовая оплата при этом выросла на 6 центов, что соответствует 0,3 % за месяц.

Таким образом, в марте число безработных составило 6,7 млн человек. При этом уровень безработицы в 4,4 -4, 6 % колеблется в этих пределах с сентября 2006 года.

Среди пожилых мужчин уровень безработицы достигает 4 %., среди пожилых женщин - 3,8 %, среди молодежи до 20 лет - 14,5 %, испанского населения - 5 %, среди чернокожего населения - 8,3 %.

В феврале уровень безработицы достигал 4,5 %.

В США в 60-х гг. естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х – уже 6,6%, В 80-х – около 7%. Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетам американских экономистов, 60% прироста безработных в США в 60-80 –х гг. приходится на структурную безработицу, а в 40% - на циклическую. На динамику безработицу влияют, кроме того, экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции и активность профсоюзов. В настоящее время естественный уровень в США составляет 5-6%.

Для безработицы 1990-2002-х гг. в развитых странах рыночной экономики характерным является ее достаточно высокий уровень – в среднем 6-8% всей рабочей силы. По мере изменений в структуре рабочей силы меняется и состав безработных – все более значительной становится в нем доля работников преимущественно нефизического труда (более 45% в США) и работников отраслей сферы нематериального производства и услуг (более 55% в США).

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. В США были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве). Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агенств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации. Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном в США являются высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки здесь развита гораздо слабее.

Особое место регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционируют большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15000 таких фирм.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; тестирование лиц, желающих получить работу; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаюсь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств. Крупнейшая в мире американская компания такого типа «Мэнпауэр», имея 1350 своих отделений в разных странах, содействует найму ежегодно 700 тыс. человек и обслуживает примерно 300 тыс. руб.

В общем, в США с помощью бирж ежегодно устраиваются на работу в среднем 6-8 млн безработных. Законодательно большинства стран содержит основные условия получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель).

В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенной компьютерами. В США такие банки начали создаваться на базе государственных агентств содействия найму (бирж труда), подчиняющихся министерству труда США, еще в 60-е гг. Ныне в США насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих практически всю территорию страны.

В Европе предлагаются различные варианты реконструкции системы страхования безработицы. Один из них состоит, например, в том, что в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят часть их на сокращение рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Ясно, что на такую финансовую поддержку работников требуется гораздо меньше финансовых средств из бюджета государства, чем на полную выплату пособий по безработице. Такого рода новшества в системе страхования безработицы уже были введены в США в ряде штатов – В Калифорнии, Аризоне, Орегоне, Вашингтоне.» [4],[12]

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Скрытая безработица в РФ

Отличительной особенностью Российской безработицы  в последние годы является новый тип безработицы — скрытая. Спад производства и неадекватное ему сокращение занятости — главная причина скрытой безработицы. Экономической возможностью ее существования является падение реальной заработной платы работников (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь  реальной заработной платы и численности 

               работников[1]

«Кривая Р описывает предложение труда, которое увеличивается при росте реальной заработной платы, кривая С0 — спрос на труд, снижающийся с повышением реальной заработной платы. Очевидно, что положение кривой спроса на труд С0 соответствует некоторому фиксированному объему производства. Если реальная заработная плата при этом объеме производства равна Z1, то численность занятых составит LZ2 , предложение труда — LH, а разность LP – LZ определит величину скрытой безработицы. Если объем производства сократится, кривая спроса на труд сместится в положение C1. Чтобы реальная заработная плата осталась на уровне Z1, необходимо уменьшить численность занятых до значения LZ, . Если по каким-то причинам сокращения занятости не происходит, т.е. накапливается скрытая безработица в объеме LZ2 – LZ1, то реальная заработная плата смещается в точку LP1 .

Таким образом, в точке О работодатели согласны содержать излишнюю численность работников только за счет снижения реальной заработной платы, и те в силу отсутствия возможности продать свой труд по более дорогой цене вынуждены соглашаться. При этом в условиях роста скрытой безработицы и снижения реальной заработной платы открытая безработица может даже сократиться(она станет равной Lp1 –Lp2) из-за снижения предложения труда. »[1]

«Скрытая безработица включает потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, потери продукции на стадии хранения, транспортировки и реализации, отвлечения рабочей силы от основной деятельности, устранение целодневных и внутрисменные потерь рабочего времени, а также излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т.д. без адекватного снижения численности работающих.

Скрытую безработицу, следует разделить на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную включют избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости. Размеры и формы существования этой части скрытой безработицы определяются с помощью проведения специальных выборочных обследований. Характерными признаками неофициальной скрытой безработицы могут быть неполное и неэффективное использование рабочего времени, недостаточное использование квалификационных и профессиональных способностей работников и т.д.»[8]

 

3. Перспективы решения проблемы безработицы

Европейские страны проводят специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям.

1. «Регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.- создает новые рабочие места и организует общественные работы (постройку высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи;- сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

2. Организация бирж труда. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Направления на работу, выданные биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей, которые предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

3. Формирование фондов страхования по безработице. Эти фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.»[6]

«В разных странах размеры пособий по безработице и продолжительность их выплаты неодинаковы; например, они составляли:- в США - 36% заработка в течение 14 недель;- в Японии - 60-80% заработной платы в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий. В Российской Федерации в соответствии с Законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает, в частности, следующие меры:- образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);- установлен период выплаты пособий 12 месяцев;- гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): а) первые 3 месяца - 75%; б) следующие 4 месяца - 60%; в) в дальнейшем - 45%;- лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда.»[12]

Информация о работе Безработица в развитых странах. Сравнительная характеристика стран Западной Европы, США и России