Безработица и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, вторая – исследовательская. Тема первой теоретической части курсовой работы «безработица и ее виды». Проблема безработицы – одна из важнейших проблем современной экономики России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
Безработица и ее виды (формы)………………………………………3
Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика………………………………………………….3
Сущность и виды (формы) безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица…………………………………4
Последствия безработицы……………………………………..9
Теории безработицы……………………………………………12
Государственная политика борьбы с безработицей…………15
Проблема безработицы и пути ее преодоления…………………….17
Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………….17
2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы…………………………………………………………..21
2.3 Проблема безработицы в США………………………………23
2.4 Методы борьбы с безработицей в США в сравнении с российскими методами……………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………29
Список использованной литературы………………………………..32

Файлы: 1 файл

безр.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

     Отличительной особенностью безработицы в настоящее  время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой  безработицы отличаются регионы  Северо-Востока и Дальнего Востока. Люди этих регионов склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

     В 2010 году в России, несмотря на преодоление  последствий кризиса, уровень безработицы  по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек  подпадает под определение «безработный», следовательно уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов.

     Однако  посткризисные последствия все еще активно дают о себе знать: часть рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет.  

2.2 Государственная  защита населения  в условиях безработицы

     2010 год был объявлен президентом  как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная  программа президента, направленная  на устранение последствий кризиса,  напряженности на рынке труда  и снижения уровня безработицы  в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных  рынков труда в 2010 году из  бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда  рублей. Большую часть средств,  отпущенных на политику занятости,  расходует на меры пассивного  характера - выплату пособий по  безработице. 

     Программа включает следующие пункты:

     1. Общественные работы. В регионах  были организованы общественные  работы для тех, кто лишился  постоянного заработка. Самые  популярные виды социального  труда- уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

     Вместо  долгосрочных работ власти пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой  дворников и уборщиков.

     2. Создание новых рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в  этом году будет выделено на  стимулирование среднего и малого  бизнеса. Это единственная системная  мера правительства, не только  направленная на снижение социального  недовольства, но и оздоровляющая  экономику. В результате программы  95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек  безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

     3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела  безработные смогут получить  более 100 тысяч рублей (в 2009 г.  выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие  для этого - создание рабочих  мест не только для себя, но  и для других официальных безработных.  Программа само занятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных.  

     Между тем недоступность кредитов для  малого и среднего предпринимательства  остается одной из основных проблем  в России. Согласно опросу «Исследования  сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микро финансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

     В результате 95 тыс. человек нашли  работу по программе поддержки малого бизнеса.

     4. Пособия по безработице. В 2009 году был увеличен размер социальных  выплат. Минимальное пособие по  безработице составило 850 рублей (для тех, кто ранее не числился  работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.

     5. Помощь студентам. Одной из  мер снижения напряженности на  рынке труда в этом году  должна стать организация стажировок  для выпускников вузов. В программе  антикризисных мер на будущий  год указано, что стажировки  могут пройти 85,3 тысячи выпускников  образовательных учреждений или  70 % выпускников, находящихся под  риском не трудоустройства. Однако данная мера не востребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

     6. Переобучение. В 2009 году около  200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку  поданным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году.

     Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда.  

     2.3 Проблема безработицы  в США 

     Массовая  безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим  бедствием для американского  народа. По оценкам Департамента труда  безработица составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и продолжает расти. В ряде штатов  безработица гораздо выше, например,  в Мичигане она превышает 15 процентов.

     Бюро  статистики  при Департаменте труда США систематически публикует  данные о масштабах безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).   

     Высокий уровень безработицы в штате  Мичиган связан с тяжелым состоянием автомобильной промышленности, в   Калифорнии - дефицитом бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте - особенностями религиозного отношения мормонов к работе.  Известно также, что в штате Вашингтон и в Вирджинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы.

     Во  время рецессии 2009 г. безработица  охватывает все отрасли экономики  и сферы услуг в США: не только  промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма. 

     Наибольшее  сокращение штата произошло в  таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая  и розничная торговля, наименьшее - в горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве.   В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная  (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США.

     При этом наибольший уровень безработицы  был зафиксирован среди жителей  США, находившихся  в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная.  

     При сравнении структуры безработицы  по половому признаку в США за 2009 год и аналогичного показателя в  России, видим, что расхождения не значительные (доля женщин в нашей  стране на 3,5 % больше).

     Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек  больше, чем женщин. Количество безработных  мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В  феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента). 

     В России в отличие от США работники  с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся  у них гарантиям занятости). В  США же эта категория занятых  составляет наименее благополучный  сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

     В условиях активного рынка труда  сравнительно большое число лиц  по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких  периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест.  

     2.4 Методы борьбы  с безработицей  в США в сравнении  с российскими методами 

     В 2009-2010 гг. в США действует программа  «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная  для того, чтобы в краткосрочной  перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический  рост.

     План  заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта  составляет 800-900 млрд. долларов США.

     Блок 1. Помощь нуждающимся

     Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в  США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие  получают также и безработные  ранее не работающие, но желающие ее найти.  

     Расчет  уровня пособия определяется путем  оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате  Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее  зарабатывать не менее 600 долларов США  в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется  указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в  месяц) за оцениваемое время.

     Кроме того, во многих штатах шансов на пособие  не имеют люди свободных профессий  и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие  в осуществлении выплат в России и США.

     Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении  размеров выплат учитывается наличие  в семье безработного детей и  иждивенцев.

     Финансирование  программ переподготовки и повышения  квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря  данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие  по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

     Блок 2. Инфраструктурные проекты

     Предусматривает такие проекты, как строительство  новых дорог, развитие общественного  транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые  ни только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

     Блок 3. Налоги

     Президент США Барак Обама предложил снизить налоговое бремя на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

     В частности, предприятия малого бизнеса  могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных  в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

Информация о работе Безработица и ее виды