Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:19, контрольная работа
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
1. Определение занятости населения 2
2. Группы населения являющиеся незащищёнными в РФ в вопросах трудоустройства 4
3. Нормативно – правовые документы, регулирующие занятость инвалидов 8
4. Часть населения являющаяся экономически активной 10
5. Виды безработицы 11
6. Какое влияние оказывают на рынок труда демографические факторы 16
Список использованной литературы 19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение занятости населения 2
2. Группы населения являющиеся незащищёнными в РФ в вопросах трудоустройства 4
3. Нормативно – правовые документы, регулирующие занятость инвалидов 8
4. Часть населения
являющаяся экономически
5. Виды безработицы 11
6. Какое влияние
оказывают на рынок труда
Список использованной литературы 19
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.
В любом обществе
существует объективная связь и
взаимозависимость между
Занятость раскрывает
один из важнейших аспектов социального
развития человека, связанный с удовлетворением
его потребностей в сфере труда.
Как социально-экономическая
В Законе «О занятости населения в российской Федерации» сформулированы основные принципы занятости.
Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
Второй принцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией РФ.
Все трудоспособное население, находящиеся в трудоспособном возрасте, в зависимости от того, занято оно общественно полезным трудом или нет, можно разделить на две категории: занятых и незанятых.
Согласно статье 2 упомянутого выше Закона занятыми считаются граждане:
Работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
- самостоятельно
обеспечивающие себя работой,
включая индивидуально-
-избранные, утвержденные
или назначенные на
-проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;
-трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению службы занятости;
-выполняющие работы
по гражданско-трудовым
-временно отсутствующие
на работе (по причине отпуска,
болезни, переподготовки и т.п.
Трудоспособное население, как уже отмечалось, состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения, на соотношение которых оказывают влияние социальные, экономические, демографические и политические условия. Доля экономически активного населения зависит от доли населения в трудоспособном возрасте, а также от степени занятости отдельных возрастных групп.
По классификации
МОТ население старше определенного
минимального возраста, установленного
для учета экономически активного
населения (в России – 16 лет), подразделяется
на три взаимоисключающие
Инвалиды
Среди достаточно большого количества нормативных правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство граждан в Российской Федерации (в том числе и инвалидов), определяющее и наиболее важное значение принадлежит Конституции Российской Федерации, где в статье 37 сказано: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду". Делая ударение, именно на слове "каждый", автор этой работы имеет в виду и инвалидов. Но, к сожалению, как это часто бывает, декларируемые в Конституции нашей страны основные права и свободы граждан, не находят полного отражения в реальной действительности. Этому препятствуют самые разные причины экономического, культурного характера.
Следовательно, как утверждает ряд специалистов, "понятие "нетрудоспособен" противоречит Конституции, так как каждый из людей имеет право на труд".
Следующим по юридической силе является Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (который является документом, специально регулирующим положение этой категории населения, в том числе и их права, обусловленные их статусом)
Органы государственной власти должны содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства.
Обеспечение занятости
инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". В соответствии с ней,
инвалидам предоставляются
Пенсионеры
В нашей стране число людей пенсионного возраста с годами будет только расти, поэтому нельзя игнорировать этот мощный ресурс удовлетворения растущей кадровой потребности. Без них экономике и пенсионной системе не справиться, некому будет кормить неработающее население.
Кроме того, существует масса преимуществ при найме пожилых работников. Они не нуждаются в дополнительном обучении и могут сходу включиться в производственный процесс, они не строят далеко идущих карьерных планов, не волнуются о перспективах роста и не задаются целью «подсидеть» своих коллег, за долгие годы, проведенные в трудовых коллективах, они приобрели опыт общения с людьми, способны без отрыва от производства обучить более молодых коллег.
Пока же положение российских пенсионеров и лиц, приближающихся к данному статусу, незавидное. «Неликвидный» возраст становится причиной отказа в трудоустройстве, и шансов найти хорошую работу у людей старше 50 лет мало.
Поэтому пока на государственном уровне задумываются о повышении пенсионного возраста, необходимо создавать условия для продолжения трудовой карьеры пожилых, чувствующих в себе силы трудиться, людей.
Возможно, целесообразно выделение данной возрастной группы в отдельную категорию для оказания определенных мер по содействию трудоустройству, в числе которых не последнюю роль должны играть вопросы профориентации, переобучения и повышения квалификации пожилых людей.
Лица, попавшие в экстремальную жизненную ситуацию
В настоящее время
в нашей стране существует социально
важная и значимая проблема, суть которой
заключается в том, что в государстве
не создан реально работающий механизм
социальной адаптации лиц, вернувшихся
из мест лишения свободы, а также
лиц, которые по тем или иным причинам
стали бездомными и оказались
на обочине жизни.
Ситуация усложняется тем, что у многих
людей из этой категории наших сограждан
отсутствуют документы, в том числе, основной
документ – паспорт гражданина Российской
Федерации.
Вместе с тем,
анализ российского законодательства,
а также анализ правовых проблем,
с которыми сталкиваются лица БОМЖ,
вынуждает с горечью
Так, ч.2 ст.64 Трудового кодекса РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Этой же позиции
придерживается и судебная практика,
так, в п.11 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (с изм.и
доп.) "О применении судами Российской
Федерации Трудового кодекса Российской
Федерации" указано, что отказ работодателя
в заключении трудового договора с лицом,
являющимся гражданином Российской Федерации,
по мотиву отсутствия у него регистрации
по месту жительства, пребывания или по
месту нахождения, является незаконным,
поскольку нарушает право граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства, гарантированное
Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом
Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N
5242-1 "О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации", а также противоречит части
второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать
права или устанавливать какие-либо преимущества
при заключении трудового договора по
указанному основанию.
Данные нормы не работают.
Работодатели избегают заключать трудовой договор с лицом без определенного места жительства, маскируя отказ другими мотивами или прямо указывая, что причиной отказа является отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.
Конституционное право на социальную защиту от безработицы лицу, не имеющего паспорта и постоянной регистрации по месту жительства, реализовать невозможно.
На основании п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (с изм.и доп.) "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Эти особенности связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:
· государство предусматривает
осуществление льготной
· предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
· резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
· стимулируется
создание организациями дополнительных
· создаются условия
труда в соответствии с индивидуальными
программами реабилитации
· создаются условия
для предпринимательской
· организуется обучение
Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов:
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации»..
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
При невыполнении или невозможности выполнения квоту для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
По представлению Федеральной службы труда и занятости России указанные суммы перечисляются организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов Трудовое право.