Безработица. Государственное воздействие на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие безработицы, ее основные формы, причины и последствия, а также выяснить положение на рынке труда в России.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- раскрыть основные причины и формы безработицы;
- рассмотреть основные тенденции безработицы;
- составить прогноз рынка труда;
- привести определенные числовые данные по теме и отразить их в таблицах;
- на основании исследований сделать выводы и отразить их в заключение своей работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
1.1.Что такое безработица……………………………………………………4-5
1.2.Виды безработицы……………………………………………………..…5-8
1.3.Особенности безработицы в российской переходной экономике….…8-9
1.4.Роль государства в переходной экономике………………………..…..9-10
1.5.Основные задачи государственного регулирования
на рынке труда…………………………………………………….……10-11
1.6.Программа антикризисных мер правительства РФ……………….….11-12
1.7.Концепции занятости населения……………………………………....12-14
ГЛАВА ВТОРАЯ
2.1.Страх безработицы………………………………………………….......15-17
2.2.Изменение уровня безработицы……………………………………......18-19
2.3.Экономические издержки безработицы………………………………..19-21
2.4.Неодинаковое бремя…………………………………………………….22-23
2.5.неэкономические издержки………………………………………………...24
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
3.1. Решение задачи……………………………………………………………..25
3.2.Тест…………………………………………………………………….....25-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………..….28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.18 Кб (Скачать)

     При известной непоследовательности в  проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике  были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует  финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в  источниках финансирования  составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика. Все это  привело к снижению темпов инфляции в 1996 г. до 2% и менее в месяц. (10. стр.590-591)

 
    1. ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

     

    Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке  труда: во-первых, достижение такого соотношения  между спросом и предложением труда, а также его активной и  резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с  другой –  сохраняются эффективные стимулы  к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной  и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки  для повышения эффективности  всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость  интеграции России в международную  систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления.

    Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспасобных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

    Процессс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обуусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

    Можно выделить два основных направления  деятельности государства на рынке  труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между  спросом и предложением труда, содержащие рост

    безработицы, направленные на изучение конъюнктуры  на рынке труда, а также трудоустройство  отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия  на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и  производительное потребление.  При этом следует  подчеркнуть динамизм государственноего регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

    Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными  методами подразумеваются занятость  в государственном секторе экономики  и влияние на занятость на негосударсвенных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитите предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

    В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основныз типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном чсекторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионаз, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной меграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

    Косвенно  воздействуют на рынок труда, изменяя  условия хозяйствования  в сторону  стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос. (5. стр.145-147)

 
    1. ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА  РФ
 

    После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими  экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к  падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его  воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных  ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

    В режиме немедленного реагирования Правительство  Российской Федерации приняло специальные  меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении  ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице (пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. (3. О занятости населения в Российской Федерации (в редакции №367 – ФЗ, 27 декабря 2009 года. Статья 30).

На высшем правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с  ликвидацией организаций или  сокращением персонала, а также  перевода ряда предприятий в режим  сокращенного рабочего времени.

    Задача  органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане  социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость  процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий  не был просто выброшен на улицу  без средств к существованию  и успел адаптироваться к новым  условиям.

    Задача  также - обеспечить повышение конкурентоспособности  высвобождаемых работников на рынке  труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом  рабочей силы соответствующей квалификации.

    В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами  задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности  и производительности труда, для  адаптации к кризису и повышения  конкурентоспособности предприятия  должны освобождаться от излишней и  неэффективной занятости. Этот процесс  объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьет», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределенность их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место. (4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009г.// Р.Г. 20.03.2009)

 
    1. КОНЦЕПЦИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
 

      Теория  занятости прошла долгий путь эволюционного  развития и характеризуется многообразием  концептуальных подходов, методов и  инструментария исследований. Теоретические  взгляды на данную проблему характеризуются  множеством направлений и школ в  структуре мировой экономической  мысли. Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу ее взяты положения классической теории А. Смита. Эти авторы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимые равновесия между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижение заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.

     Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости – уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты – устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.

     Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, склонность к сбережению, побуждение к инвестициям).

     Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э.Фелпс и др.) обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, которой сам определяет рациональный уровень занятости. При такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном счете приведет к раскручиванию инфляционной спирали.

     Монетаристы полагают, что в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. Этот уровень получил название «естественная норма безработицы», которая отражает действительные структурные характеристики рынков труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих мечтах и имеющейся рабочей силе, издержки мобильности и др.

     Отклонения  занятости от своего «естественного уровня» могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше, то к ускоряющейся дефляции. Политика по стабилизации занятости  должна быть направлена на борьбу с  отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы, с колебаниями  объемов производства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают использовать рычаги денежно-кредитной политики. (9. стр.351-352)

 

 

     ГЛАВА ВТОРАЯ

     В этой главе представлены все таблицы, графики, числовые данные, без которых, на мой взгляд, работа была бы неполной, незаконченной.

 
    1. СТРАХ БЕЗРАБОТИЦЫ
 

     Глобальный  экономический кризис 2008-2009 гг. во всем мире вызвал рост безработицы и как следствие вновь привлек внимание к ситуации на рынке труда. Потеря работы угрожает семейному благополучию, поэтому люди боятся безработицы и зачастую готовы многим пожертвовать, чтобы снизить ее риск. Страх безработицы – это индикатор общего ощущения незащищенности на рынке труда. Он оказывает отрицательное влияние на многие аспекты жизни людей.

Информация о работе Безработица. Государственное воздействие на рынке труда