Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие безработицы, ее основные формы, причины и последствия, а также выяснить положение на рынке труда в России.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- раскрыть основные причины и формы безработицы;
- рассмотреть основные тенденции безработицы;
- составить прогноз рынка труда;
- привести определенные числовые данные по теме и отразить их в таблицах;
- на основании исследований сделать выводы и отразить их в заключение своей работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
1.1.Что такое безработица……………………………………………………4-5
1.2.Виды безработицы……………………………………………………..…5-8
1.3.Особенности безработицы в российской переходной экономике….…8-9
1.4.Роль государства в переходной экономике………………………..…..9-10
1.5.Основные задачи государственного регулирования
на рынке труда…………………………………………………….……10-11
1.6.Программа антикризисных мер правительства РФ……………….….11-12
1.7.Концепции занятости населения……………………………………....12-14
ГЛАВА ВТОРАЯ
2.1.Страх безработицы………………………………………………….......15-17
2.2.Изменение уровня безработицы……………………………………......18-19
2.3.Экономические издержки безработицы………………………………..19-21
2.4.Неодинаковое бремя…………………………………………………….22-23
2.5.неэкономические издержки………………………………………………...24
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
3.1. Решение задачи……………………………………………………………..25
3.2.Тест…………………………………………………………………….....25-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………..….28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....30
При известной непоследовательности в проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в источниках финансирования составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика. Все это привело к снижению темпов инфляции в 1996 г. до 2% и менее в месяц. (10. стр.590-591)
Можно
выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке
труда: во-первых, достижение такого соотношения
между спросом и предложением
труда, а также его активной и
резервной частями, при котором,
с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспасобных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.
Процессс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обуусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост
безработицы,
направленные на изучение конъюнктуры
на рынке труда, а также трудоустройство
отдельных категорий
Государственное
регулирование рынка труда
В
общей системе государственного
регулирования рынка труда
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос. (5. стр.145-147)
После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице (пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. (3. О занятости населения в Российской Федерации (в редакции №367 – ФЗ, 27 декабря 2009 года. Статья 30).
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача
органов власти совместно с бизнесом
- обеспечить полноценное соблюдение
Трудового законодательства в плане
социальной защиты высвобождаемых работников,
обеспечить прогнозируемость и управляемость
процессов высвобождения
Задача
также - обеспечить повышение
В
то же время Правительство не ставит
ни перед собой, ни перед регионами
задачи сохранения рабочих мест на
действующих предприятиях «любой ценой».
Для повышения эффективности
и производительности труда, для
адаптации к кризису и
Теория
занятости прошла долгий путь эволюционного
развития и характеризуется
Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости – уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной зарплаты – устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.
Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, склонность к сбережению, побуждение к инвестициям).
Представители монетаристской школы (М. Фридмен, Э.Фелпс и др.) обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, которой сам определяет рациональный уровень занятости. При такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства в конечном счете приведет к раскручиванию инфляционной спирали.
Монетаристы полагают, что в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. Этот уровень получил название «естественная норма безработицы», которая отражает действительные структурные характеристики рынков труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих мечтах и имеющейся рабочей силе, издержки мобильности и др.
Отклонения занятости от своего «естественного уровня» могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше, то к ускоряющейся дефляции. Политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы, с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают использовать рычаги денежно-кредитной политики. (9. стр.351-352)
ГЛАВА ВТОРАЯ
В этой главе представлены все таблицы, графики, числовые данные, без которых, на мой взгляд, работа была бы неполной, незаконченной.
Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. во всем мире вызвал рост безработицы и как следствие вновь привлек внимание к ситуации на рынке труда. Потеря работы угрожает семейному благополучию, поэтому люди боятся безработицы и зачастую готовы многим пожертвовать, чтобы снизить ее риск. Страх безработицы – это индикатор общего ощущения незащищенности на рынке труда. Он оказывает отрицательное влияние на многие аспекты жизни людей.
Информация о работе Безработица. Государственное воздействие на рынке труда