Безработица. Государственное воздействие на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие безработицы, ее основные формы, причины и последствия, а также выяснить положение на рынке труда в России.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- раскрыть основные причины и формы безработицы;
- рассмотреть основные тенденции безработицы;
- составить прогноз рынка труда;
- привести определенные числовые данные по теме и отразить их в таблицах;
- на основании исследований сделать выводы и отразить их в заключение своей работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
1.1.Что такое безработица……………………………………………………4-5
1.2.Виды безработицы……………………………………………………..…5-8
1.3.Особенности безработицы в российской переходной экономике….…8-9
1.4.Роль государства в переходной экономике………………………..…..9-10
1.5.Основные задачи государственного регулирования
на рынке труда…………………………………………………….……10-11
1.6.Программа антикризисных мер правительства РФ……………….….11-12
1.7.Концепции занятости населения……………………………………....12-14
ГЛАВА ВТОРАЯ
2.1.Страх безработицы………………………………………………….......15-17
2.2.Изменение уровня безработицы……………………………………......18-19
2.3.Экономические издержки безработицы………………………………..19-21
2.4.Неодинаковое бремя…………………………………………………….22-23
2.5.неэкономические издержки………………………………………………...24
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
3.1. Решение задачи……………………………………………………………..25
3.2.Тест…………………………………………………………………….....25-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…27
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………..….28-29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.18 Кб (Скачать)

     Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.

     Такая безработица уже куда болезненнее  для людей, чем фрикционная. Возникновение  структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать  новые профессии и неизвестно, будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря  своей прежней профессии.

     Избежать  структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический  прогресс все время рождает новые  товары, технологии и даже целые  отрасли (к ним, например, относится  производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате сильно меняется структура  спроса на рабочую силу, а люди с  ненужными более в прежнем  количестве профессиями оказываются  не у дел, пополняя ряды безработных.

     Например, ввоз в Россию значительного числа  персональных компьютеров привел к  отказу от использования больших  ЭВМ, для обслуживания которых требовалось  много программистов. Вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение»  программных продуктов, позволяющих  общаться с машиной без посредника-программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы  пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и  новыми пакетами программ.

     Изменения в структуре спроса сегодня оказываются  все более существенными. Например, в России долго создавались преимущественно  вузы для подготовки инженеров, а  рынок труда требует сегодня  все больше специалистов совсем других профессий. Например, в апреле 2001 г. на московском и санкт-петербургском  рынке труда, по данным газеты «Форум карьер (The Career Forum)», требовались специалисты таких профессий, как:

     Старший координатор региональных маркетинговых исследований;

     Менеджер  торговой марки;

     Менеджер  по рекламе и маркетингу;

     Налоговый аналитик;

     Главный бухгалтер;

     Инженер-проектировщик  со знанием систем компьютерного проектирования;

     Торговый  представитель фармацевтической компании, консультант  по развитию бизнеса;

     Менеджер  проекта;

     Старший финансовый аналитик;

     Аналитик  телекоммуникационных систем;

     Менеджер  по управлению сбором маркетинговой информации.

     Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее  число свободных мест не уступает числу людей, имущих работу, хотя и  имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем  безработных, тогда дело плохо. Это  означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы  – циклическая.

     Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

     Иногда  к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками.

     Знакома сезонная незанятость и жителям  курортных регионов России, где зимой  нет ни отдыхающих, ни доходов от их обслуживания.

     Такая незанятость, конечно, порождает определенные проблемы, но в ней нет ничего трагического: придет новый сезон, и  с ним вернется работа. Более того, сезонно незанятые люди не вполне подходят под само определение безработного, так как часто не занимаются активным поиском постоянного места работы. Кому-то нравится такой образ жизни, у других нет нужной квалификации или желания ее получить и т. д.

     Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая  безработицей циклической.

     Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности  многих видов отечественных товаров  по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств для развития.

     Сейчас  в нашей стране стало явным  весьма специфическое явление, возникшее  еще во времена командной системы, - так называемая неполная занятость.

     Наиболее  распространенными в России проявлениями неполной занятости являются:

  • предоставление работникам неоплачиваемых отпусков;
  • введение сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели.

     Люди, находящиеся в таком положении, формально не стоят на учете в Службе занятости и не получают пособия по безработице. Если руководствоваться принятыми в экономической науке критериями, безработными их назвать нельзя. Но по уровню трудовой активности и заработкам они нередко находятся в худшем положении, чем официальные безработные.

     Корни нынешней российской неполной занятости  уходят во времена командной системы. Именно тогда в нашей стране возникло явление, которое можно обозначить как «скрытая (подавленная) безработица». Поскольку коммунистическая идеология  не допускала возможности существования  в социалистическом государстве  безработицы, численность рабочих  мест планировалась так, чтобы возникал даже некоторый их избыток. Недаром  на стенах заводов и рекламных  щитах в советское время всегда висели объявления типа: «Заводу требуются  работники следующих специальностей…»

     Формальная  ликвидация безработицы была куплена  дорогой ценой – поддерживанием на предприятиях избыточной численности  работников. Сегодня российские предприятия  просто уволить избыточных работников не всегда могут или не хотят. Дело, в частности, в том, что после  увольнения работников закон предусматривает  перечисление Службе занятости их заработной платы в течение нескольких месяцев. Это позволяет платить безработным  пособие в течение некоторого времени, пока они ищут работу.

     Но  у многих предприятий просто нет  денег на такие выплаты, и дешевле  оказывается не увольнять работника, а держать его в состоянии  скрытой безработицы. Кроме того, нередко россияне стесняются быть «безработными» и предпочитают где-то «числиться», даже ценой отказа от помощи со стороны  Службы занятости. (6. стр.170-177)

 
    1. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ПЕРЕХОДНОЙ   ЭКОНОМИКЕ
 

      Переход к рыночной экономике предполагает формирование и рынка труда. Это  означает ликвидацию свойственной плановой экономике скрытой безработицы, неизбежное вытеснение из производства значительной части занятых. Так и произошло во всех бывших социалистических странах.

      Для большинства стран Центральной  и Восточной Европы, переходящих  от плановой экономики к рыночной, оказалось характерным: быстрое  увеличение числа безработных, составивших  на начало 1994 г. 10–15% рабочей силы; ускорение  со временем этого спроса – если в начале переходного периода  увольнения шли «естественным» путем (по состоянию здоровья, выход на пенсию и т.п.), то в дальнейшем вырастают  увольнения по экономическим причинам; формирование хронической безработицы (до 40-50% незанятых) в связи с тем, что вытесненные из производства работники не могут найти себе работу по профилю; недостаточная мобильность безработных.

     Особенность безработицы в России – ее относительно небольшие размеры (3,6% в 1996 г.). Безработица, вопреки ожиданиям, не стала массовой, хотя со временем она растет. Значительно  выше доля лиц, ищущих работу: в 1996 г. – 9,2%. Особенности этого процесса в  российской переходной экономике объясняются  относительно медленными темпами преобразований, сильно действующей инерцией сохранения директорским корпусом рабочих мест. Для России особенно характерна низкая мобильность безработных, невысокий уровень пособий. (10. стр.589-590)

 
    1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

      Важность  разгосударствления всех отношений  при переходе от плановой системы  к рыночной порождает ошибочное  представление о, якобы, необходимости  устранения государства и сферы  экономических преобразований. Происшедшее  в реальности, в частности в  российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело  к дополнительным издержкам и  трудностям в трансформационном  процессе.

     На  деле, роль государства при некотором  изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней  системе всесильное тоталитарное государство  в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.

     Важнейшие особенные функции государства  в переходной экономике: во-первых, руководство процессами либерализации  цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом  приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.; в-третьих, крайне важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, - обеспечение правовой основы всех преобразований; в-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.

     Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить  полностью макроэкономическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный  вариант преобразований, т.е. снизить  их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например, гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного  процесса является преодоление спада  производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной  и Восточной Европы решили эту  задачу уже в 1993-1994 гг. предварительным  условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для  экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п. Такие задачи решала российская экономика в 1995-1996 гг.

     Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного  процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией  ведется по двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования дефицита государственного бюджета (т.е. по сути, чистой эмиссии  денег) и обеспечение жесткой  кредитно-денежной политики. В свою очередь эти направления реализуются  через два различных механизма: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается в своем осуществлении на контроль за предложение денег и валютным курсом. Гетеродоксальный (примененный в большинстве стран Центральной и Восточной Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще один – политика (деиндексация) доходов.

Информация о работе Безработица. Государственное воздействие на рынке труда