Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 14:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение состояние банковской системы Республики Беларусь на данном этапе развития. В процессе изучения данной работы будет определено влияние на банковскую систему таких факторов как: роль государственной политики в банковской сфере, налоговая политика, взаимоотношения отечественной банковской системы с международными финансовыми институтами И.Т.Д.
обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, поддержание денежных ставок, стабилизация валютного рынка, достижение единого курса, создание мощной банковской системы, качественное оказание финансовых услуг, привлечение иностранных инвестиций. Напоминая о тесных экономических связях с Россией, и, следовательно, зависимость ситуации в Беларуси от положения дел в РФ, г-н Прокопович сообщил, что прогнозы на первое полугодие по стабилизации российской экономики пока пессимистические. Экономический рост там прогнозируется только во втором полугодии.
Одной из важнейших особенностей реализуемой денежно-кредитной политики председатель правления НБ назвал следующую: «Был выбран наиболее оптимальный -жесткий - вариант, предполагающий ограниченную денежную эмиссию, которая призвана не допустить невыплату зарплат, безработицу и. снижение уровня жизни населения». В текущем году перед правительством и Нацбанком ставятся две задачи:
• экономический рост и обеспечение стабильности в условиях кризиса. «Основные денежные агрегаты не должны вырасти более чем на 60-70%,- заявил г-н Прокопович. - «Девальвация, будет осуществляться более низкими темпами, чем инфляция». И в
6 Деттярь А.П. Современные аспекты развития банковской системы РБ , // Национальная экономическая газета, № 2. с: 12
27
связи с этим пообещал всем банкирам нелегкую жизнь. Перед банками будет стоять сложная задача, - прежде всего поддержание ликвидности и сохранение остатков на счетах. «Денежных вливаний Национального банка не будет», - сурово предупредил глава НБ. Помимо этого, банки должны обеспечить народное хозяйство кредитными ресурсами, сократить долю внешних кредитов, кредитов за рубеж. Некоторые банки, отметил Петр Прокопович, допускают низкую долю кредитов в активах. Среди таких банков названы «Белорусский биржевой банк» (6%), «Джем-Банк» (7%), «Золотой Талер» (5%), «БелБалтия». Похвалы были удостоены «Белорусский банк развития», «Белкоопбанк», «Мосбизнесбанк», кредиты в активах которых превышают 60%. Упрек глава Нацбанка высказал банкам, чересчур увлекшимся дилинговыми и финансовыми операциями, а также всем банкам, чей собственный капитал существенно уступает привлеченным средствам населения. Внимание коллег главный банкир обратил на то, что у части малых и средних банков низка доля инвестиционных кредитов («Абсолютбанк» - 1,9%, «Золотой Талер» - 8,3%, «Новоком» - 2%). Он рекомендовал всем банкам больше уделять внимания инвестиционному кредитованию, а малым и средним — искать свои направления, свои сферы и проекты инвестиционного кредитования. Разъясняя важность кредитования госпрограмм (банки должны помочь «Белагропромбанку» BLB 11 трлн), председатель правления НБ пообещал в два-три года оздоровить Агробанк («Л сейчас помочь надо, это лучше, чем потом платить сотни миллионов за илторт продовольствия). Петр Прокопович также пообещал снисхождение со стороны главного банка тем банкам, которые примут активное участие в финансировании госпрограмм.
Процентная политика этого года будет направлена на достижение положительных процентных ставок, стабилизацию на рынке, сохранение средств. Несмотря на то, что за день до совещания ставка рефинансирования была повышена до 90%, г-н Прокопович пообещал последовательное снижение ставки, когда будут достигнуты необходимые для этого условия.
Как и год назад, Петр Прокопович уверен, что к концу года в Беларуси не останется банков, не выполнивших требования Нацбанка по необходимой величине уставного фонда. Как и в минувшем году. глава центрального банка заявил, что банки, не выполнившие норматива (evro 2 млн. для белорусских и evro 5 млн для совместных), должны будут объединиться или присоединиться к более крупным. Согласно разработанным графикам к 1 июля ряд банков получит, как заявил г-н Прокопович, последнюю возможность сохранить банк, увеличив уставный фонд.
Со своей стороны заметим, что в прошедшем году правление Нацбанка, возглавленное новым руководителем, было достаточно лояльно к появлению в акционерной среде коммерческих банков зарубежных инвесторов, что позволило ряду средних и небольших банков несколько увеличить уставные фонды.
Думается, что этому будет также способствовать и недавно принятый механизм расчета внесенной ранее валютной части. Пока же большая часть банков провела, проводит и готовит подписки акций, привлекает капитал: В совокупности уставный фонд белорусской банковской системы составляет evro 64,2 млн, а совокупный ресурсный капитал банков - evro 90,2 млн.
В очередной раз руководитель Нацбанка обратился к теме привлечения средств населения. Вклады населения составляют BYB 8,4 трлн. и $166 млн. По его словам, несмотря на то, что ряд крупнейших банков нарастил объемы вкладов («Беларусбанк», «Приор», «Белпромстройбанк», «Белвнешэкономбанк»), не все банки ведут активную работу по привлечению средств населения. Но Петр Прокопович-99 стал реалистичнее, и в отличие от Петра Прокоповича-98 уже не стал вспоминать о миллиардах долларов на руках у населения и уже не утверждал, что совсем несложно «привлечь» хотя бы пару миллиардов. Глава Нацбанка сообщил, что план на этот год — $220-250 млн.
28
Нацбанк, но словам своего председателя, намерен ужесточить позиции по соблюдению нормативов, действуя при этом в соответствии с рекомендациями Базельского комитета. Требования к коммерческим банкам: наращивание собственного капитала, развитие инвестиционной деятельности. Особое внимание уделил Петр Прокопович валютной политике. «Финансовый потенциал Беларуси невелик и соизмерим с потенциалом крупного российского или прибалтийского банка, поэтому риск атаки со стороны спекулянтов велик. К марту на бирже один курс, и будем стремиться к единому курсу на всех сегментах рынка».
Успехов в валютной сфере, по мнению главного банкира, не добиться Ift использованием только методов монетарной политики, Стабильность достигаете) прежде всего обеспечением сбалансированного использована инструментов.
Возвращаясь к резкому снижению поступления валютной выручки предправления НБ сообщил, что проект указа президента, предложенный Нацбанком, предусматривает снижение нормы обязательной продажи до 20-25% (в сред нем в 1999 году из-за много численных освобождений от льгот продавалось 13,6% вместо 30%) и полную отмену всех льгот. Коснулся г-н Прокопович и проблемы внешних инвестиций. Достижение окончательной договоренности с МВФ по мнению главы Нацбанк позволит несколько улучшит общий инвестиционный климат в Беларуси. В настоящий момент Нацбанк Беларуси проводит согласование позиций с Центробанком России по переходу к единой валюте и созданию равных условии для субъектов хозяйствования. Планируется применение опыта ввода Евросоюзом евро.). На первом (этапе, по словам главы общая союзная валюта планируется как безналичная, будет обслуживать союзный бюджет и конвертировать белорусскую и российскую валюту.
На втором этапе по посредством новой единой валюты будут проводиться расчеты между предприятиями. На последнем этапе произойдет мена на новую валюту.
Глава Нацбанка призвал банкиров совершенствовать организацию наличных ^В расчетов не допускать роста наличности в обороте, ибо контроль будет ужесточаться. Наказания за нарушения - вплоть до лишения лицензии на четно-кассовое обслуживание. Необходимостью назвал председатель правления НБ активизацию различных форм наличных расчетов, в том числе расчетов посредством ( банковских пластиковых карточек). А вот важнейшей макроэкономической задачей центрального банка страны и банковской системы в целом достигается обеспечение экономического роста, выполнение намеченных показателей и направлений закона о бюджете.
По данной главе можно сделать следующие выводы, банковская система Республики Беларусь еще находится в стадии формировании, и на ее становление оказывают влияние такие факторы как: несовершенство банковской законодательной базы РБ, все большее увеличение степени вмешательства государства в функционирование банковской системы, данное вмешательство выражается в следующем - повышением ставки рефинансирования до 90 %, проведение жесткого аудита коммерческих банков, повышение нормы обязательной продажи валюты до 27 % и.т.д.
29
Заключение.
Практика регулирования банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Республике Беларусь новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.
Л^ На основе проведенного изучения данной темы можно сделать следующие выводы:
• Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период.
Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач:
^ обеспечения экономического роста;
^- регулирования инфляции;
• Банковская система РБ в настоящее время находится на стадии завершения формирования. Однако банковская система РБ выполняет практически одинаковые функции, по сравнению с системами других стран. НБ выполняет следующие основные функции как:
> Осуществление монетарной политики. НБ советует по поводу методов политики и
ответственен за ее выполнение. ^ > Осуществление эмиссии банкнот;
^Р
> Осуществление валютных
^ Осуществление
надзора за кредитными
Что касается настоящего положения банковской системы Республики Беларусь то здесь в последнее время произошли следующие изменения:
• Наметился четкий рост вкладов населения, за 1999г. он составил 34 трлн.руб.
• Уменьшилась обязательная норма продажи валютной выручки с 25 % до 20 %. » Широкая реорганизация банковской системы РБ значительно сузила область взаимного сотрудничества, которая в настоящее время ограничена в основном расчетными операциями по товарообороту.
НБ РБ по прежнему находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от него новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в его функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и _ международному сотрудничеству.
30
Список литературы:
1. Сажин А. Ф., Смирнова Е.Е. Институты рынка. - М.: БЕК, 1998. - 310 с.
2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. Общ. науч. Ред. Б. С. Лесовик и др., СПб: Изд-во ао "Санкт - Петребург" : АОЭТ "Литература плюс", 1994. - 404 с.
3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер . с англ. - М.:
Изд - во МГУ: Инфра - М, 1997. - 784 с.
4. Макроэкономика: Учебник для вузов / В.М. Гальперин. П.И. Гребенников, А.И. А Леусский, -2-е перераб. и доп. - СПб.: Изд - во СПбГУЭФ. 1997. - 719 с.
5. Как спасти
банковскую систему от
6. РБ сегодня, // Банковский вестник, 1998; № 5, стр: 21-25;
7. "Будущее банковской системы", // Финансы и кредит, 1999, № 4, стр: 12-14;
8. "Проблемы реструктуризации и банковские болезни: Проблемы банковской системы.", // Финансы и кредит, 1999, № 3, стр: 26-32;
9. "Об устройстве банковской и денежной систем", // Вопросы экономики, 1998. № 10, стр:34-39;
10. "Банковская система - 98: могло быть и хуже", // Белорусская деловая газета, 1999, №15,стр: 7-12;
11. Положение
о прорядке создания, лицензирования
и прекращения деятельности
12. Об утверждении новой редакции правил регулирования деятельности банков. // Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 июня 1999r.N9.20
13. О национальном банке Республики Беларусь. // Закон Республики Беларусь от 14 Ф декабря 1990 г. N 464-ХП.
14. О банках и банковской деятельности. // Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990r.N465-XII.
15. "Банковская система РБ", // Белорусский рынок, 1996, № 30; стр:26-30;