Банковская система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение состояние банковской системы Республики Беларусь на данном этапе развития. В процессе изучения данной работы будет определено влияние на банковскую систему таких факторов как: роль государственной политики в банковской сфере, налоговая политика, взаимоотношения отечественной банковской системы с международными финансовыми институтами И.Т.Д.

Файлы: 1 файл

БАНКОВ~1.DOC

— 277.50 Кб (Скачать)

Банк   внешнеэкономической   деятельности   Республики      Беларусь (Внешэкономбанк  Республики Беларусь) является  акциожр! ьм коммерческим банком. Одним из его учредителей выступает Кабинет Министров Республики Беларусь.

Оценивая современный этап эволюции региональной банковской системы, необходимо отметить наличие основных проблем, встающих перед отечестве нньми банками. Проблема сужения ресурсной базы тесно связана со сложившейся к началу прошлого года структурой финансовых потоков в банковской системе, в рамках которой произошел распад финансового кругооборота на два автономных, относительно независимых контура: "средства на счетах корпоративного (реального) сектора - кредитование конечных заемщиков" и "сбережения населения -финансирование государственного долга". Коммерческие банки включены в основном в первый: основу их привлеченных средств составляют счета корпоративного сектора (55% без межбанковских счетов), а основным направлением размещения средств является кредитование конечных заемщиков (42% нетто-активов).

В свою очередь, сбережения населения, аккумулируемые в основном в Нацбанке (70%), направляются главным образом на финансирование государственного долга. У Нацбанка находятся 65% банковского портфеля государственных ценных бумаг. В то же время, финансируемые за счет внешних и внутренних заимствований расходы

 

23

бюджета приобретают преимущественно социальную направленность. Таким образом, через Нацбанк происходит замыкание кругооборота "сбережения населения — финансирование государственного долга".

В настоящее время происходит перераспределение денежных средств со счетов реального сектора к населению. В 1997 г. реальные рублевые остатки на счетах предприятий и организаций сократились на 26%, а их доля в денежной массе снизилась с 31 до 22%. За этот же период реальный объем средств на счетах населения увеличился на 40%, превысив темп прироста реальной денежной массы в б раз. Таким образом, формируется устойчивая тенденция к сокращению основного для коммерческих банков источника ресурсов (их притока из первого финансового контура во второй). В течение 1996-1997 гг. реальный объем средств юридических и физических лиц в коммерческих банках сократился на 33%. Сосредоточение сбережений в Нацбанке и преимущественное их использование для финансирования государственного долга препятствуют обратному перераспределению средств от населения в пользу реального сектора и коммерческих банков.

Резкое ухудшение ликвидности в реальном секторе экономики в результате "перекачки" денежных средств, от предприятий к населению становится источником увеличения банковских рисков кредитования реального сектора. Это, в частности, проявляется в новом витке роста доли просроченной задолженности, начавшемся в конце 1995 г. При этом, как показывает анализ, формируются прямая и обратная взаимосвязи между ростом рисков кредитования и ростом отрыва процентных ставок от рентабельности производства.

Рост рисков кредитования реального сектора ведет к увеличению "банковской маржи за риск", включаемой в ставку по банковским кредитам. С другой стороны, увеличение разницы между ставками и уровнем рентабельности производства способствует дальнейшему росту рисков кредитования, так как ведет к уменьшению капитализации прибыли в реальном секторе, "проеданию" собственного капитала предприятий и снижению их платежеспособности.

За последние 2-3 года значительно выросло несоответствие между масштабом обслуживаемого банковской системой платежного оборота и объемом абсолютно ликвидных активов (остатков на корреспондентских счетах и в кассах банков), обслуживающих данный оборот. Это — следствие жесткой денежной политики, которая привела к отставанию сдерживаемого монетарными методами роста денежной массы. В результате покрытие абсолютно ликвидными активами банков средств на банковских счетах и депозитах в 1997 г. составляло 12%, в то время как в 1993 г. — 40%, в 1994 г. — 27%, Хотя в середине прошлого года произошла стабилизация отношения абсолютно ликвидных активов к объему счетов и депозитов, это отношение по-прежнему остается низким (на уровне 12-15%).

В настоящее время значительную часть кредитных учреждений составляют корпоративно-замкнутые банки. Речь идет о банках, замкнутых (как по привлечению ресурсов, так и по кредитованию) на узкий круг корпоративно связанных с ними клиентов, с высоким весом в формировании кредитного портфеля и средств на счетах 2-3 клиентов и заемщиков. Поскольку для таких банков заемщики и держатели счетов представляют один и тот же круг, кредитование может осуществляться ими либо за счет использования временно свободных ресурсов одних предприятий для финансирования других, либо за счет привлечения средств извне, через межбанковский рынок. В условиях низкой диверсификации ресурсов и кредитного портфеля корпоративные банки сталкиваются с проблемой одновременного обострения потребности контрагентов в кредитах и сокращения остатков на их счетах. Снижение емкости рынка межбанковского кредитования блокирует возможность погашения таких колебаний, а также значительного расширения масштабов кредитования конечных заемщиков (в 1999 г. совокупный объем сделок банков на данном рынке сократился на 30%).

 

24

Снижение уровня инфляции наряду с несомненными позитивными результатами вызвало падение нормы прибыли как в товарном производстве, так и в сфере торгово-посреднических операций. При этом в промышленности падение нормы прибыли значительно опередило снижение инфляции, что привело к резкому снижению реальных доходов корпоративных предприятий (в среднем по промышленности в 1999 г. норма прибыли снизилась с 52 до 23%, а реальный объем прибыли сократился на 70%). При этом, вследствие падения реального курса доллара снижение нормы прибыли в значительно большей степени затронуло экспортноспособный сектор экономики, являвшийся в последние 2-3 года объектом растущих кредитных вложений банков.

Такая ситуация делает проблематичной мобилизацию банками процентного дохода от кредитования реального сектора, ставит под сомнение финансовую целесообразность инвестиций банков в промышленность,

Анализ положения дел в банковской сфере по отдельным экономическим районам свидетельствует о том, что наиболее сложная ситуация складывается в региональных банках, где сосредоточено около 60% всех действующих кредитных учреждений России. Во-первых, это территориальный дисбаланс рынка капитала, сосредоточенного в центральных областях: 85% финансов сконцентрировано в Москве, здесь находится 42% всех действующих банков. Их суммарные активы составляют половину, всей валюты сводного баланса коммерческих банков России. Им принадлежит: 64% средств экономических субъектов на расчетных и текущих счетах, 54% - вкладов и депозитов юридических лиц, более 35% вкладов населения, около 70% общероссийских объемов кредитования. Во-вторых, значительный удельный вес небольших коммерческих банков с уставным капиталом до 1 млрд. руб. (31 %), которые даже не способны в полном объеме выполнять экономические нормативы.

Следует отметить, что необходимым условием реализации данной стратегии, в силу относительно высоких операционных издержек и высокой чувствительности этого рынка к нарушению банками своих обязательств, является размещение привлеченных от населения средств в малорискованный актив, приносящий стабильный доход и обладающий высокой степенью ликвидности. Поэтому рост доли сбережений населения  будет  способствовать  наращиванию  банками  объема  покупок государственных ценных бумаг. Таким образом, сутью данной стратегии является подключение коммерческих банков к растущему кругообороту "средства населения -средства бюджета" и снижение их зависимости от депрессивного кругооборота "средства реального сектора - кредитование реального сектора".

Возможность мобильного использования ресурсов, находящихся в различных часовых поясах, ускорения межрегиональных расчетов, которые дает реализация стратегии формирования межрегиональных сетевых систем, позволяет оптимизировать управление банковской ликвидностью, расширить ресурсную базу банков за счет привлечения новой клиентуры, увеличить объем активных операций и получаемых банком доходов.          : -,

Формирование     вокруг     банков     высокодиверсифицнрованных межотраслевых конгломератов. Суть данной стратегии заключается в повышении ликвидности банка, снижении рисков и росте объемов активных операций за счет расширения круга клиентов и заемщиков по принципу диверсификации с включением в систему предприятий из наиболее устойчивых отраслей. При этом головной банк опирается на участие в капитале предприятий для установления контроля за их рисками и финансовыми потоками. В результате формируется система взаимоотношений "банк — предприятие", обратная той, которая существует для большинства корпоративно-замкнутых банков. Ликвидируется институциональная и финансовая зависимость от заемщика-акционера, от ресурсов отдельных клиентов, снижаются риски, приходящиеся на одного заемщика, нормализуется управление ликвидностью.

 

25

Формирование вокруг банков финансово-промышленных групп по принципу охвата технологических цепочек. Организация замкнутого цикла расчетов между предприятиями внутри одного банка позволяет:

~ задействовать эффект создания "внутренних денег", т.е. многократно увеличить объем кредитования внутри технологической цепочки;

- снизить риски неплатежеспособности заемщиков за счет организации внутрикорпоративного рефинансирования и взаимозачета платежных требований;

~ уменьшение потребностей в  абсолютно ликвидных активах  для поддержания ликвидности  банка, путем сосредоточения значительной  части расчетов между предприятиями  внутри банка, выстраивание устойчивых  цепочек вексельных расчетов  с минимальными рисками.

Изменение в макроэкономической среде, произошедшие в 1996-1997 гг., будут стимулировать структурную перестройку банковской системы, связанную с усилением концентрации и централизации банковских ресурсов и изменением соотношений между основными группами банков.

Банки общефедерального уровня станут "островами" концентрации капиталов и собственности. Это связано с тем, что в силу своего веса они имеют преимущество в таких ключевых "нишах", как доступ к государственной поддержке и внешнеэкономическим потокам.

Мелкие, корпоративно-замкнутые и региональные банки (за исключением крупных банков ряда регионов) отсечены от ключевых ресурсов. Нехватка собственного капитала не позволяет им претендовать не только на агентские функции при федеральном правительстве, но и на работу со счетами территориальных казначейств. Хронический дефицит средств местных бюджетов (в 1999 г. он составил 67 трлн. руб.) не позволяет местным банкам опереться на использование местных бюджетных средств. Неспособность местных банков осуществлять масштабное финансирование, ухудшение их платежеспособности будут стимулировать процесс перевода счетов местных бюджетов и предприятий в крупные московские банки. Этот процесс обозначился уже в прошедшем году: доля регионов в общем объеме безналичных ресурсов сократилась с 54 до 42% (по коммерческим банкам).

Практически единственным условием "выживания" корпоративно-замкнутых отраслевых банков становится их консолидация в рамках формирования межотраслевых финансово-промышленных групп по принципу охвата технологических цепочек. Однако формирование таких цепочек не зависит напрямую от самих банков, а в решающей мере определяется менеджментом промышленных корпораций.

В настоящих условиях существует опасность того, что в результате распада отраслевых корпоративно-замкнутых банков мелкие и финансово-неустойчивые предприятия окончательно лишатся какой-либо финансовой поддержки. Это может подтолкнуть развертывание процесса банкротств в промышленности. Поскольку даже при переводе своих счетов в крупные банки "финансовонеустойчивые" предприятия не могут   рассчитывать   на   получение   значительных   кредитов,   произойдет перераспределение кредитных ресурсов в пользу относительно устойчивых секторов российской промышленности с ускорением деградации депрессивных отраслей.

В качестве единственного противовеса данной тенденции может выступить сильная государственная политика поддержки отраслей, приоритетных для восстановления и развития национальной экономики. Реализация намеченных мер, по нашему мнению, должна оказать стабилизирующее воздействие в существующем кризисном состоянии.

Не малую роль в определении политики государства по отношению к банковской системе можно четко увидеть в выступлении Председателя Национального банка РБ П.Прокоповича.

Председатель правления УЦ центрального банка страны отметил роль и вклад

 

26

банковской системы в экономику, сообщив, что в минувшем году по сравнению с предыдущим года кредиты в народное хозяйство реально увеличились в 1,2 раза. Основным заемщиком стала промышленность, около 2,3 % кредитов получили сельскохозяйственные предприятия, 15 % - торговля и общественное питание. По мнению главного банкира страны, банковская система в 1999 году функционировала надежно;

Петр Прокопович отметил увеличение совокупного капитала и суммы активов. Доля иностранных инвестиций в банковской системе возросла и составила 14,5%. В 2,6 раза возросла прибыль банков в 1999 голу и составила BLB 2,1 трлн. За год средства населения на банковских счетах увеличились: в 1,3 раза - валютные сбережения и в 1,6 раза - рублевые. За 1998 год средняя номинальная процентная ставка увеличилась с 38 до 41,5%. Впрочем, эти показатели не отражают реальной картины, и г-н Прокопович упомянул о том, что реальная процентная ставка еще более понизилась с -1 до -1,9%.

Валютная политика Нацбанка в прошедшем году была направлена на сближение котировок, и, по словам Петра Прокоповича, только российский кризис помешал прийти в конце года к единому курсу.

Глава белорусского Нацбанка отметил, что российский кризис предсказывали многие, но никто не ожидал, что он будет таким жестоким. Девальвация российского руля обесценила российскую валюту втрое, и Нацбанку Беларуси пришлось, по словам Петра Прокоповича, проводить опережающую девальвацию белорусского рубля для того, чтобы сохранить рынки сбыта. «Нам было важно не допустить импорта банковского кризиса из России,.. Банковская система Беларуси в целом в период кризиса работала стабильно... Вклады населения снизились на 9,3%, но деньги вкладчикам выдавались без проблем6», — заявил глава Нацбанка. При этом он отметил, что за 1999 год существенно сократился экспорт, возрос бартер, резко (на $727 млн) уменьшились объемы поступления валютной выручки. Возросший дефицит валюты привел к тому, что Нацбанку пришлось возобновить вторые торги на валютной бирже. Столь невысокие экономические успехи страны главный банкир объясняет российским кризисом, иллюстрируя свои утверждения следующими цифрами: если за 8 месяцев прошедшего года рост ВВП составил 12%, а ежемесячный (разрешенный!) рост цен в среднем 3,3%, то за двенадцать месяцев 99-го рост ВВП снизился до отметки 8%, а средний рост цен в месяц достиг уровня 9%. Все эти моменты, как сказал г-н Прокопович, учтены в Направлениях денежно-кредитной политики. Приоритетами ее остаются:

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь