Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 14:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение состояние банковской системы Республики Беларусь на данном этапе развития. В процессе изучения данной работы будет определено влияние на банковскую систему таких факторов как: роль государственной политики в банковской сфере, налоговая политика, взаимоотношения отечественной банковской системы с международными финансовыми институтами И.Т.Д.
При осуществлении кредитования заемщика на консорциальной основе максимальный размер риска по данному заемщику рассчитывается каждым банком-кредитором, включая банк-агент, в отдельности по сумме имеющейся задолженности по кредиту (межбанковскому кредиту), предоставленному в пользу данного заемщика. При представлении отчетности по формам 2803 и 2805 по максимальному размеру риска на данного заемщика банк-агент обязан справочно привести данные по размеру общей ссудной задолженности заемщика, получившего консорциальный кредит, и ссудной задолженности (размеру межбанковского кредита), приходящейся на каждого из остальных банков-кредиторов.
Максимальный размер риска на одного заемщика-инсайдера представляет собой отношение совокупной суммы требований, включая кредитный эквивалент сумм внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении одного инсайдера, к собственному капиталу банка. Из совокупной суммы требований исключаются активы и внебалансовые обязательства, указанные в подпункте 5.2 настоящих Правил.
Под инсайдерами понимаются физические и юридические лица, связанные с банком, к которым относятся:
физические лица:
1. участники (акционеры) банка, которые имеют более 5 процентов долей (акций) банка;
2. члены органов управления банка;
3. члены кредитного совета (комитета) банка;
4. руководители юридических лиц - участников;
5. руководители
структурных подразделений
6. лицо, которое по доверенности от имени участника (акционера) использует право
голоса на более чем 5 процентов долей (акций) юридического лица -участника
банка;
жены, мужья, дети, родители, братья, сестры лиц, перечисленных в настоящих правилах. юридические лица:
участники (акционеры) банка, которые имеют более 5 процентов долей (акций) банка;
дочерние и зависимые юридические лица банка;
18
юридические лица, владеющие 20 и более процентами долей (акций) юридического лица - участника (имеющего более 5 процентов долей (акций) банка) или являющиеся его вышестоящим (головным) предприятием;
юридическое лицо, в котором руководящими работниками являются муж, жена, дети, родители, братья, сестры лиц, перечисленных в настоящих методах юридические лица, в которых лицам, перечисленным в пунктах 1,2,3,4,7. принадлежит более 20 процентов долей (акций).
Максимальный размер кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру -физическому лицу, не может быть более 2 процентов собственного капитала. Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам - физическим лицам, не может превышать 3 процентов собственного капитала банка.
Максимально допустимое значение максимального размера риска на одного инсайдера-у частника (акционера), который имеет более 5 процентов долей (акций) банка, и взаимосвязанных с ним лиц в первые два года деятельности банка не может превышать 15 процентов собственного капитала банка, в последующие годы - 20 процентов.
Под взаимосвязанными участниками (акционерами) понимаются юридические и физические лица - участники, связанные между собой экономически и (или) юридически, а именно, имеющие общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, дочерние и зависимые общества; а также имеющие совмещение одним физическим лицом руководящих должностей, таким образом, что финансовые трудности одного из участников обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей другого (других) участника (участников). Совокупная величина рисков на инсайдеров-участников (акционеров) определяется как суммарное значение рисков по всем инсайдерам-у частникам, доля которых в уставном капитале банка превышает 5 процентов, и устанавливается в размере 50 процентов собственного капитала банка.
Максимальный размер кредитов, предоставленных банком одному ипсайдеру -юридическому лицу, не может быть более 15 процентов собственного капитала. Совокупная величина кредитов, выданных инсайдерам - юридическим лицам (за исключением лиц, указанных в настоящих методов), не может превышать 30 процентов собственного капитала банка.
Контроль за соблюдением максимального размера кредитов, предоставленных банком одному инсайдеру, осуществляется ежедневно исходя из размера собственного капитала на последнюю отчетную дату. Сведения о размере кредитов, предоставленных банком инсайдерам, представляются по форме 2820 - ежеквартально.
Размер кредитов (депозитов), купленных банковских векселей и депозитных сертификатов, предоставленных банкам-нерезидентам стран -не членов ОЭСР, не должен превышать 100 процентов собственного капитала банка. Контроль за соблюдением предельного размера межбанковского кредита осуществляется ежедневно. Результаты контроля включаются в форму 2810 , представляемую ежемесячно. 6. Порядок и сроки представления отчетности
Для осуществления надзора за состоянием достаточности капитала, ликвидности и крупных рисков банков Национальный банк Республики Беларусь устанавливает следующий порядок и сроки представления отчетности.
Экономические нормативы достаточности капитала и ликвидности должны рассчитываться на основании данных баланса по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, передаваемых в Национальный банк Республики Беларусь по электронной почте РгоСаггу. Эта же исходная информация используется учреждениями Национального банка Республики Беларусь для анализа отчетности банков. При заполнении прилагаемых к настоящим Правилам форм отчетности суммы
19
должны указываться в миллионах рублей с точностью до одного знака после запятой с округлением.
Отчетность по формам 2801, 2819, 2809, 2803, 2810 представляется ежемесячно:
• головными банками, кроме обслуживаемых на уровне центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, с учетом установленного разграничения функций надзора - в Главные управления Национального банка Республики Беларусь по месту обслуживания не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным;
• головными банками, обслуживаемыми на уровне центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, с учетом установленного разграничения функций надзора, - в Управление организации надзора Национального банка Республики Беларусь не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
• Главными управлениями Национального банка Республики Беларусь после анализа отчетов - в Управление организации надзора Национального банка Республики Беларусь не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Банки, имеющие более 10 филиалов, могут производить взвешивание внебалапсовых обязательств, форма 2819, и представлять данную форму отчетности на квартальные даты. В этом случае при составлении формы 2801 на внутриквартальные даты используются данные формы 2819 на предыдущую квартальную дату.
Отчетность по форме 2820 представляется ежеквартально по технологии, аналогичной вышеописанной. Отчетность по форме 2804 представляется два раза в год: на 1 января и на 1 июля по технологии, аналогичной вышеописанной. Отчетность по форме 2805 (приложение 5) представляется в трехдневный срок после совершения операции в два адреса: в Главное управление Национального банка и Управление организации надзора Национального банка (если банк обслуживается на уровне Главного управления Национального банка с учетом разграничения функций надзора) или непосредственно в Управление организации надзора Национального банка (если банк обслуживается на уровне центрального аппарата Национального банка с учетом установленного разграничения функций надзора). При составлении отчетности по формам 2801, 2809, 2810 банки обязаны строго руководствоваться алгоритмами расчетов, которые разрабатываются Департаментом банковского надзора Национального банка Республики Беларусь в соответствии с методикой расчетов, установленной настоящими Правилами, и Планом счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках Республики Беларусь от 27.06.1995 N 555 (с учетом дополнений) и утверждаются заместителем Председателя Правления Национального банка, курирующим соответствующее структурное подразделение. Изменения, вносимые в алгоритмы расчетов, при возникновении необходимости, утверждаются заместителем Председателя Правления Национального банка, курирующим Департамент банковского надзора. Ответственность за своевременность представления и достоверность отчетной информации возлагается на руководителей банков. При выявлении фактов недостоверной отчетности руководители банков несут ответственность в соответствии с законодательством.
20
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Становление банковского дела в РБ, определение его места в обществе и формирование менталитета происходили на общем фоне развития российской экономики, совершающихся политических и социальных перемен.
Банковское предпринимательство в РБ является результатом напластовывания многочисленных причин и условий. На единые, типичные интересы, ценности накладывали отпечаток: своеобразие развития российской экономики, крепостное право и его традиции, культурный уровень и духовный склад населения, борьба идей по вопросу о будущем России, политика правительства и многое другое. Все эти причины формировали определенные особенности белорусского менталитета, без которых невозможно правильно оценить своеобразие современного состояния банковской системы РБ, выработать продуманные, взвешенные рекомендации по выходу из сложившегося кризиса.
Анализ экономических условий деятельности казенных банков показал до боли знакомую практику министерского вмешательства, планирования "от достигнутого уровня", "затратной" экономики, "выводиловки" и т.д. Поэтому рассуждения о создании административно-командной экономики в советское время — не более чем миф. Все это произошло гораздо раньше.
Вмешательство правительства в деятельность банковских учреждений обосновывалось защитой общегосударственных интересов и во многом являлось ответной реакцией на алчные устремления представителей спекулятивного капитала, действительно наносившего определенный ущерб общим интересам государства. Однако такое вмешательство создавало благоприятную почву не только для усиления бюрократизма в управлении, но и для злоупотребления властью, казнокрадства и взяточничества. Все это породило одну из отличительных особенностей банковского предпринимательства нашего времени — стремление достигнуть экономического успеха не только, а порой не столько развитием новых технологий, улучшением качества обслуживания клиентов, сколько получением выгодных бюджетных средств, различного рода льгот. Последнее связано с созданием своеобразной "личной унии" банкиров и чиновников. Не случайно на протяжении белорусской истории неоднократно вставал вопрос о совместимости государственной службы с участием в управлении акционерными обществами, делались попытки законодательно отрегулировать такое "совместительство". Но оно до сих пор не принесло определенного успеха.
В настоящее время правомерно ставить вопрос о включении задачи поддержания устойчивости банковской системы в перечень приоритетов экономической политики государства.
Нужно сказать, что законом четко определены экономические и правовые основы образования и деятельности банковской системы Республики Беларусь, в которую входят Национальный банк Республики Беларусь, коммерческие банки (государственные, акционерные, кооперативные) и другие кредитные учреждения5.
Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие учреждения, привлекающие денежные средства и размещающие их в форме кредита, а также осуществляющие иные операции в соответствии с настоящим законодательством.
Использование слова "банк" не допускается в наименовании юридического лица, хозяйственной деятельности без банковской лицензии, выдаваемой в соответствии с настоящим законодательством, кроме случаев, когда такое использование
Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. N 465-XII
22
а путем выкупа акций, посредством участия в деятельности других юридических лиц или другим образом;
а осуществлять на более льготных условиях кредитование пайщиков, акционеров банка или других владельцев банка, а также работников банка по процентам ниже среднего уровня процентной ставки в целом по банку.
Банки, их учреждения (представительства, отделения, филиалы), расположенные на территории республики, платят государственные и местные налоги, сборы и государственную пошлину в размере и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Банки, расположенные на территории Республики Беларусь, публикуют годовой баланс и отчет о прибылях и убытках по форме и в сроки, устанавливаемые Национальным банком Республики Беларусь, после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией.
Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и банков, зарегистрированных в установленном порядке.
Деятельность Национального банка республики регулируется Законом о Национальном банке Республики Беларусь.
Сберегательный банк Республики Беларусь является государственным коммерческим банком. Его Устав утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Сберегательный банк Республики Беларусь осуществляет привлечение во вклады свободных денежных средств населения, выполняет его поручения по различным платежам, а также другие, предусмотренные настоящим Законом банковские операции.
Сберегательный банк Республики Беларусь специализируется на кредитно-расчетном обслуживании населения, а также кредитовании предпринимательства, занимающегося производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению. Кроме того, Сберегательным банком Республики Беларусь кредитные ресурсы могут размещаться на рыночных условиях в долговые обязательства Республики Беларусь, в Национальном банке Республики Беларусь, а также использоваться для кредитования иной деятельности, предусмотренной в статье 4 настоящего Закона.