Антимонопольное законодательство как элемент государственного регулирования: мировой опыт и российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I.Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию
1.1Монополия: понятие, сущность и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России . . . . . . . 13
Глава II. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России. . . . . . . . . . . 18
2.2 Федеральная антимонопольная служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованной литературы. . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 61.97 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 
 

Экономический факультет

Кафедра экономической теории 
 

Курсовая  работа по курсу «Экономическая теория» на тему:

«Антимонопольное законодательство как элемент государственного регулирования: мировой опыт и российская практика» 
 

Выполнил  студент

1-го курса  дневного отделения

Группы 712-2

Митрофанов  Данил Сергеевич 
 

Проверила:

к.э.н., доцент Н.Г. Глушич 
 
 
 
 

Нижний  Новгород, 2010

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I.Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию

1.1Монополия:  понятие, сущность и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.2 Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . .9

1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России . . . . . . . 13        

Глава II. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России

2.1 Цели и методы  антимонопольного регулирования в России. . . . . . . . . . . 18

2.2 Федеральная  антимонопольная служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

2.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  29

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 

     Введение 
 

     В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности. Поэтому  на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения. Изучение монопольных  рынков актуально для принятия экономических  решений по разным вопросам.

     Развитие     антимонопольного     регулирования  очень актуально для развития российской экономики, где степень  монополизации рынка выше, чем  в государствах с исторически  сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской  экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «ОАО ГАЗПРОМ» - 84,6 %1 внутреннего газового рынка. Антимонопольное регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития   России.

     Целью работы является изучение и обобщение  зарубежного опыта

  антимонопольного  регулирования, а так же возможность  его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию 
 

     1.1Монополия:  понятие, сущность  и виды 
 

     Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству2. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии.

                                                                                             Таблица 1.

     Свободная конкуренция и монополия 1.1.3

 Параметры  состояния рынка  Свободная  конкуренция  Монополия
 Число  продавцов  Много  Один
 Барьеры  входа и выхода из  рынка  Нет  Есть  (нет  вхождения)
 Дифференциация  продукта   Нет 

(одинаковые  продукты одного вида)

 Нет 

(один  продукт)

 Участие  фирм в контроле 

 над  ценами

 Нет  Полный  контроль

     Понятие монополии является настолько важным, что в мировой экономической  теории есть даже такое понятие, как  теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через  призму трёх аспектов:

     1. С точки зрения рыночной структуры

     2. С точки зрения рыночного поведения

     3. С точки зрения рыночных итогов.

     Рассматривая  каждый из аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

     Давая же определение монополии с точки  зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (цена реклама и т.д.) При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

     Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги  связаны со следующими факторами:

     • монопольно высокими ценами

     • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

     Но  так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – антимонопольной  политики, необходимо, по-моему, описать  это понятие более детально.

     Итак, можно привести следующие признаки монополии:

     1. Монополистический рынок представлен  одним продавцом и множеством  покупателей .

     2. Производимая продукция является  уникальной (то есть отсутствуют  товары-заменители).

     3. Вход новых фирм на рынок  фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины  существования таких барьеров, к  примеру:

    • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

    • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

    • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

    • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

    • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

     4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

     Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

     Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

     Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

     Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     Но  такое деление не означает, что  все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к  примеру фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (так как  присутствуют юридические барьеры  для конкуренции).

     Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт  свой продукт по одной и той  же цене своим покупателям.

     Учёными выделяются несколько последствий монополизации:

     1. недопроизводство товаров

     2. завышение цен

     3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

     4. Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

     Действие  рыночной конкуренции, свободного рынка  неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы  функционирования рыночной системы.

Информация о работе Антимонопольное законодательство как элемент государственного регулирования: мировой опыт и российская практика