Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I.Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию
1.1Монополия: понятие, сущность и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России . . . . . . . 13
Глава II. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России. . . . . . . . . . . 18
2.2 Федеральная антимонопольная служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.3 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованной литературы. . . . . . . . . . .
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.
Для
проведения антимонопольной политики
государство создает
2.2
Федеральная антимонопольная
служба России
Конкурентная
политика предопределяет широкое участие
антимонопольных органов в
Деятельность антимонопольных органов можно условно разбить на несколько периодов, проследить изменение их функций и полномочий :
1991-1995 годы, деятельность Государственного
комитета РСФСР по
В эти годы идет активное участие антимонопольного органа по формированию новых структур в ходе приватизации, формированию Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и контроль за ними, уделяется большое внимание защите прав потребителей в связи с принятием в 1992 году Закона РФ «О защите прав потребителей»;
1995 – 1998 годы, деятельность Государственного
антимонопольного комитета
1998 – 2004 годы, деятельность Министерства
РФ по антимонопольной
2004 год – настоящее время,
Федеральная
антимонопольная служба является уполномоченным
федеральным органом
Для
определения конкретного круга
полномочий ФАС России Правительством
принято Постановление «Вопросы
Федеральной антимонопольной
В
пределах своей компетенции, ФАС
России имеет право издавать индивидуальные
правовые акты.
2.3
Тенденции развития
нормативной базы
антимонопольного
законодательства
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Что касается
направлений антимонопольной
ФАС предстоит
большая работа, при этом было бы
целесообразно использовать опыт зарубежных
стран, учитывая специфику российского
рынка.
Заключение
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой, мировой опыт доказывает, что антимонопольная политика оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие: производительность, цены, прибыль, склонность к инновациям, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках.
Подводя итог сказанному, можно
утверждать, что антимонопольное
законодательство является
Специфика российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного регулирования
их деятельности. В капиталистических
странах монополии появились, когда уже
существовали рыночные отношения, и государство,
чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции,
стало вводить ограничивающие нормы. Российское
законодательство о конкуренции разрабатывалось
при сильных монополиях и лишь формирующихся
рыночных отношениях. Поэтому западный
опыт в определенной, и достаточно значительной
своей части неприменим в российских условиях.
Безусловно, демонополизация производства,
основанного на государственной собственности,
- это долгий и сложный процесс. Отчасти
преодоление монополизма может осуществляться
путем разукрупнения предприятий, механического
раздела их на части. Для строительства
же новых предприятий-дублеров потребовалось
бы слишком много средств, которыми наша
страна в настоящее время не располагает.
В процессе формирования рыночных отношений
доля государственной собственности постепенно
сокращается, зато развиваются различные
формы индивидуальной и коллективной
собственности: индивидуальные предприятия,
товарищества с полной и с ограниченной
ответственностью, акционерные общества
открытого и закрытого типов, кооперативы,
ассоциации и др. Различные формы собственности,
функционирующие в общей системе экономических
отношений, не могут быть изолированными
друг от друга. Преодолевая свою специфику,
они неизбежно переплетаются. На основе
этого переплетения могут возникать смешанные
формы собственности. Объективная основа
этого переплетения - взаимное дополнение
и использование тех специфических возможностей,
которые заложены в каждой из конкретных
форм хозяйствования. Так, в российских
АО сейчас сливается собственность отдельных
граждан, коллективов и государства. Создание
и развитие АО является главным путем
разгосударствления собственности.
В России на данном этапе проблема монополизации
перестает быть чисто экономической, и
все больше становится политической. Однако,
общеизвестно, что у экономики, прежде
всего, не должно быть политической принадлежности.
И только тогда государство в полном объеме
сможет заменить десятилетиями складывающиеся
монополии свободным и самоорганизующимся
рынком.
Список используемой
литературы
1. Волконский, В. А. О роли монополизма в современной экономике// Банковское дело. 2005. - № 2. - 4-14с.
2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1999. - Т. 2, 168-169, 171с.
3. Гальперин В. М. Микроэкономика: Учебник: В 2-х т. Т. 1 / В. М. Гальперин. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – 349с.
4. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ.: Учебник / М.: Вита-Пресс, 2006.- 432с.
5. Дерябина М. Реформирование естественной монополии: теория и практика// Вопросы экономики. 2006. - №1. - 102-121с.
6. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент.: Учебник. / СПб.: Питер, 2007. – 816с.
7. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543с.
8. Финансы: Учебник / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К0», 2004.- 522с.
9. Цилина Е. Европейская корректировка «Газпрома» // РБК Daily, 2007.
10.
Сайт Федеральной Антимонопольной Службы
России // http://fas.gov.ru