Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является более глубокое изучение антимонопольного регулирования и законодательства, выявление особенностей антимонопольного регулирования и законодательства в различных странах и возможностей применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь. К задачам работы относятся выявление сущности, принципов и направлений антимонопольного регулирования и законодательства; обзор антимонопольного регулирования и законодательства в США, Западноевропейских странах (Германия, Великобритания, Италии, Франция) и Японии, анализ антимонопольного законодательства и регулирования в Республике Беларусь, поиск возможностей применения зарубежного опыта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..с.4
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления..…….....с.6
2. Антимонопольное законодательство и регулирование в странах с развитой рыночной экономикой ………………………………………………………......с.14
2.1. Антимонопольное законодательство и регулирование в США ………….с.14
2.2. Антимонопольное законодательство и регулирование в
Западноевропейских странах и Японии…………………...…………...с.18
2.2.1 Антимонопольная политика в Германии………………………...с.19
2.2.2 Антимонопольная политика в Великобритании………………...с.20
2.2.3 Антимонопольная политика в Италии………………………………...с.20
2.2.4 Антимонопольная политика во Франции………………………..с.21
2.2.5 Антимонопольная политика в Японии…………………………..с.22
3. Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь, возможности применения зарубежного опыта…………….……………….....с.23
Заключение…………………………………………………………………........с.31
Список использованных источников…………………………………………..с.33

Файлы: 1 файл

курсач по макре.docx

— 80.97 Кб (Скачать)

Одним из самых крупных предприятий-монополистов в Республике Беларусь является РУП  «Белтелеком» (БТК). Это предприятие  является монополистом в сферах проводной  телефонной связи и передачи данных, включая выходы на все международные  каналы связи. И хотя с одной стороны  в Беларуси существуют частично частные  сегменты рынка как мобильная  связь и доступ в Интернет, с  другой стороны они вынуждены  взаимодействовать с БТК и  полностью зависят от государственной  монополии. Власти Республики Беларусь внесли БТК в план приватизации предприятий  республиканской собственности  на 2009 год. Соответствующее постановление  Совета Министров №1256 было подписано 29 сентября 2009 года. Данные меры должны способствовать демонополизации рынка связи в Республике Беларусь. Приватизация БТК выгодна и с точки зрения выполнения обязательств перед международными структурами (МВФ, ВТО и т.д.), более того, продажа акций этого предприятия обеспечит страну внушительной суммой денег, необходимой для стабилизации золотовалютных резервов и погашения полученных внешних кредитов. [16]

Проведение последовательной антимонопольной  политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере  производства и обращения товаров  и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике  республики монопольной структуры  рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию  деятельности естественных и искусственных  монополий, учета антимонопольных  требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью  различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию  рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам.

Антимонопольная политика республики Беларусь опирается на антимонопольное законодательство республики Беларуси, в развитии которого целесообразно выделить три основных этапа. Становление института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), в который трижды(2000, 2002, 2008 гг.) вносились изменения и дополнения. [10]

Принятие  в 1992 г. антимонопольного закона явилось революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда еще и не была готова в силу ряда объективных причин иметь широкую практику правоприменения.

В 2000-2004 гг., когда стало понятно, что радикальные рыночные преобразования не станут основной линией развития экономики, изменения в законодательстве были направлены на проведение более жесткой  политики по отношению к субъектам  хозяйствования, имеющим возможность  устанавливать монопольные цены. Законодательно определены виды монопольных  цен и формы ценовых соглашений, сформирован реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, регламентирована организация проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Период с 2006 г. по настоящее время  можно назвать третьим этапом развития антимонопольного регулирования. В нем еще очевиднее стал регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений  и введен перечень мер, принимаемых  антимонопольными органами по отношению  к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство. [7, c. 22]

 Особенностями антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь  являются:

1) становление в условиях переходной экономики;

2) формальное заимствование основных подходов американского и западно-европейского законодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов.

3) охват практически всех хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке (при этом данные понятия не различаются, а рассматриваются как тождественные);

4) выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;

5) нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики в ходе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

6) направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - о свободной конкуренции к монополии. [2, c.270]

Монополистическую деятельность применительно  к национальной экономической системе  хозяйствования можно определить как  действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с  рыночной экономикой монополистическую  деятельность правомерно связывать  с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как  конкурентные отношения здесь находятся  в стадии формирования.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:

1) неблагоприятного состояния экономики,  включая спад производства и  хронический дефицит оборотных  средств; 

2) ограниченной собственной материально-сырьевой  и энергетической базы;

3) высокой зависимости экономики  республики от процессов в  сопредельных государствах (особенно  в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий. [18, c. 37]

Организационными мерами по демонополизации  являются: развитие прогрессивных организационных  структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких  вертикальных к многообразным и  гибким горизонтальным связям, между  предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических  объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих  производств (малых и средних  предприятий).

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, по развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство экономики, в частности Департамент ценовой политики.

Основными задачами Департамента ценовой политики являются:

1)    выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов;

2) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

3) разработка программ и осуществление мер по демонополизации экономики, организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

4)разработка методов и средств, направленных на проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики; создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики. [11]

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов  и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

1) устранение монополизма на  всех уровнях экономической системы  и, прежде всего в сфере управления;

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в  ходе приватизации, а также за  движением ценных бумаг, недопущение  создания новых монопольных образований;

3) предупреждение, ограничение и  пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;

4) снижение отрицательных последствий  естественного монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам, а также вследствие обеспечения государственных интересов. [13, c. 225]

Антимонопольные органы также осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства организации межобластных поставок товаров.

В октябре 2009 г. Комитетом экономики  Минского городского исполнительного  комитета рассмотрено обращение  РУПП «Гроднохлебпром» о нарушении  СООО «Супермаркеттрейд» (сеть универсамов  «Рублевский») антимонопольного законодательства в части прекращения работы с  региональным производителем хлеба  и хлебобулочной продукции РУПП «Гроднохлебпром». По результатам рассмотрения обращения возобновлена реализация продукции региональных производителей в сети универсамов «Рублевский».

Комитетом экономики Могилевского областного исполнительного комитета рассмотрено коллективное обращение  жителей Хотимского района по вопросу  запрещения со стороны Хотимского райисполкома завоза в магазины хлеба из других регионов. По результатам рассмотрения обращения председателю Хотимского райисполкома Вишневскому Ф.П. направлено письменное предупреждение об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Вопросы обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства нашли отражение  в принятом Президентом Республики Беларусь Указе от 13.10 2009 № 499 «О некоторых  мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», который вступает в силу с 15 января 2010 года.

Указом в части мер по обеспечению  соблюдения антимонопольного законодательства при организации межобластных поставок предусмотрено расширение прав антимонопольного органа по пресечению действий (бездействий), нарушающих антимонопольное законодательство, в том числе о прекращении  действия введенных запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь, иных ограничений прав и  законных интересов юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан на приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг). [17]

Эффективность антимонопольного регулирования в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления. Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". [7, c. 222]

 Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются:

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход  к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения  крупных структур (региональных, межотраслевых  ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов  и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением  сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

в) обеспечение притока конкурирующих  товаров на белорусские рынки;

г) правовое и организационное обеспечение  антимонопольного регулирования и  реализации законодательства о защите прав потребителей.

Антимонопольная политика в области  ценообразования была направлена в  основном на сужение сферы прямого  государственного регулирования цен  на продукцию и услуги предприятии  на базе дифференцированного подхода  к товарным рынкам и разным группам  товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой