Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью данной работы является более глубокое изучение антимонопольного регулирования и законодательства, выявление особенностей антимонопольного регулирования и законодательства в различных странах и возможностей применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь. К задачам работы относятся выявление сущности, принципов и направлений антимонопольного регулирования и законодательства; обзор антимонопольного регулирования и законодательства в США, Западноевропейских странах (Германия, Великобритания, Италии, Франция) и Японии, анализ антимонопольного законодательства и регулирования в Республике Беларусь, поиск возможностей применения зарубежного опыта.
Введение…………………………………………………………………………..с.4
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления..…….....с.6
2. Антимонопольное законодательство и регулирование в странах с развитой рыночной экономикой ………………………………………………………......с.14
2.1. Антимонопольное законодательство и регулирование в США ………….с.14
2.2. Антимонопольное законодательство и регулирование в
Западноевропейских странах и Японии…………………...…………...с.18
2.2.1 Антимонопольная политика в Германии………………………...с.19
2.2.2 Антимонопольная политика в Великобритании………………...с.20
2.2.3 Антимонопольная политика в Италии………………………………...с.20
2.2.4 Антимонопольная политика во Франции………………………..с.21
2.2.5 Антимонопольная политика в Японии…………………………..с.22
3. Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь, возможности применения зарубежного опыта…………….……………….....с.23
Заключение…………………………………………………………………........с.31
Список использованных источников…………………………………………..с.33
Одним из самых крупных предприятий-
Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам.
Антимонопольная политика республики Беларусь опирается на антимонопольное законодательство республики Беларуси, в развитии которого целесообразно выделить три основных этапа. Становление института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), в который трижды(2000, 2002, 2008 гг.) вносились изменения и дополнения. [10]
Принятие в 1992 г. антимонопольного
закона явилось революционным
В 2000-2004 гг., когда стало понятно,
что радикальные рыночные преобразования
не станут основной линией развития экономики,
изменения в законодательстве были
направлены на проведение более жесткой
политики по отношению к субъектам
хозяйствования, имеющим возможность
устанавливать монопольные
Период с 2006 г. по настоящее время можно назвать третьим этапом развития антимонопольного регулирования. В нем еще очевиднее стал регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений и введен перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство. [7, c. 22]
Особенностями
1) становление в условиях переходной экономики;
2) формальное заимствование основных подходов американского и западно-европейского законодательств. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов.
3) охват практически всех хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке (при этом данные понятия не различаются, а рассматриваются как тождественные);
4) выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;
5) нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики в ходе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;
6) направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - о свободной конкуренции к монополии. [2, c.270]
Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом:
1) неблагоприятного состояния
2) ограниченной собственной
3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий. [18, c. 37]
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, по развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство экономики, в частности Департамент ценовой политики.
Основными задачами Департамента ценовой политики являются:
1) выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов;
2) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;
3) разработка программ и осуществление мер по демонополизации экономики, организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;
4)разработка методов и средств, направленных на проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики; создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики. [11]
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:
1) устранение монополизма на
всех уровнях экономической
2) контроль за реорганизацией
хозяйствующих субъектов и
3) предупреждение, ограничение и
пресечение антиконкурентных
4) снижение отрицательных
Антимонопольные органы также осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства организации межобластных поставок товаров.
В октябре 2009 г. Комитетом экономики Минского городского исполнительного комитета рассмотрено обращение РУПП «Гроднохлебпром» о нарушении СООО «Супермаркеттрейд» (сеть универсамов «Рублевский») антимонопольного законодательства в части прекращения работы с региональным производителем хлеба и хлебобулочной продукции РУПП «Гроднохлебпром». По результатам рассмотрения обращения возобновлена реализация продукции региональных производителей в сети универсамов «Рублевский».
Комитетом экономики Могилевского областного исполнительного комитета рассмотрено коллективное обращение жителей Хотимского района по вопросу запрещения со стороны Хотимского райисполкома завоза в магазины хлеба из других регионов. По результатам рассмотрения обращения председателю Хотимского райисполкома Вишневскому Ф.П. направлено письменное предупреждение об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Вопросы обеспечения соблюдения антимонопольного
законодательства нашли отражение
в принятом Президентом Республики
Беларусь Указе от 13.10 2009 № 499 «О некоторых
мерах по совершенствованию
Указом в части мер по обеспечению
соблюдения антимонопольного законодательства
при организации межобластных поставок
предусмотрено расширение прав антимонопольного
органа по пресечению действий (бездействий),
нарушающих антимонопольное
Эффективность антимонопольного регулирования в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления. Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.
В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". [7, c. 222]
Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются:
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в) обеспечение притока
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
Антимонопольная политика в области
ценообразования была направлена в
основном на сужение сферы прямого
государственного регулирования цен
на продукцию и услуги предприятии
на базе дифференцированного подхода
к товарным рынкам и разным группам
товаропроизводителей, а также на
постепенный переход от ценового
регулирования к системе