Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является более глубокое изучение антимонопольного регулирования и законодательства, выявление особенностей антимонопольного регулирования и законодательства в различных странах и возможностей применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь. К задачам работы относятся выявление сущности, принципов и направлений антимонопольного регулирования и законодательства; обзор антимонопольного регулирования и законодательства в США, Западноевропейских странах (Германия, Великобритания, Италии, Франция) и Японии, анализ антимонопольного законодательства и регулирования в Республике Беларусь, поиск возможностей применения зарубежного опыта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..с.4
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления..…….....с.6
2. Антимонопольное законодательство и регулирование в странах с развитой рыночной экономикой ………………………………………………………......с.14
2.1. Антимонопольное законодательство и регулирование в США ………….с.14
2.2. Антимонопольное законодательство и регулирование в
Западноевропейских странах и Японии…………………...…………...с.18
2.2.1 Антимонопольная политика в Германии………………………...с.19
2.2.2 Антимонопольная политика в Великобритании………………...с.20
2.2.3 Антимонопольная политика в Италии………………………………...с.20
2.2.4 Антимонопольная политика во Франции………………………..с.21
2.2.5 Антимонопольная политика в Японии…………………………..с.22
3. Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь, возможности применения зарубежного опыта…………….……………….....с.23
Заключение…………………………………………………………………........с.31
Список использованных источников…………………………………………..с.33

Файлы: 1 файл

курсач по макре.docx

— 80.97 Кб (Скачать)

Объектом регулирования второго  направления является деятельность естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение  определенных товаров и услуг  сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды  экономически нецелесообразно. Иными  словами, одна компания способна полностью  удовлетворить рыночный спрос при  более низких, чем имели бы несколько  конкурирующих фирм, издержках производства. На уровне национальной экономики к  естественным монополиям можно отнести: железные дороги, нефтепроводы, на уровне региона – систему газо- и водоснабжения, общественный транспорт и т.д. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Государство в данном случае является единственным координатором  хозяйственных процессов. Оно определяет уровень цен и тарифов, ассортимент и объем производства товаров и услуг.  

      Важнейшими инструментами экономического регулирования деятельности монополий являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей.

 Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления «потолка цены»  является увеличение выпуска при  более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для  фирмы уровня такого «потолка», что  составляет главную проблему при  использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы  с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой – обеспечить фирме покрытие оперативных  расходов и получение справедливого  дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цены» имеет место при естественной монополии.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если она высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния.

Целью косвенного регулирования прибыли  состоит в том, чтобы изъять у  фирмы монопольную прибыль, оставив  ей только нормальную прибыль. Налогообложение  прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли  отличается от ценового регулирования  тем, что налог не влияет на уровень  цены и выработку, а вся тяжесть  налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются  всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной  прибыли не тождествен налогу с продаж, при котором налоговое бремя  распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного  уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цены». [9, c. 194]

Важнейшими формами антимонопольного регулирования в современных условиях становятся нормативное и организационное.

 Нормативное регулирование проявляется в установлении нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. Фактически оно представляет собой деятельность государства, направленную на создание форм экономического порядка. Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное законодательство.

Организационное регулирование заключается в создании государством и наделении определенном объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего антимонопольных органов, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.[12, c. 190]

Кроме осуществления процесса демонополизации  антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при  активном участии потребителей. Поэтому  широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной  политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право  на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь  сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Одной из серьезных трудностей преодоления  монополизма в мире служит выявление  и доказательство его наличия, умело  скрываемого самими монополистами  под маской законности. Исключительно  трудно установить однозначно определяемые и четко фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать  монополистической и относить ее к категории монополистов.

В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие «доминирующее положение  на рынке», относящееся к субъектам  хозяйственной деятельности, представленным на рынке определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение  одного или нескольких хозяйствующих  субъектов на рынке определенного  товара, дающее возможность оказывать  решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Принято считать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного товара на рынке превышает 65% общего объема продаж.

К злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке относят все  виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению  конкуренции посредством создания искусственного дефицита товаров, нарушения  установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок  других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.

Антимонопольное государственное  регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию  на рынке, к проявлениям которой  относят:

-  опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;

- распространение заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товаров;

- незаконное использование прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;

-  разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.

Государственные органы, отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств  борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффективно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие:

-   обязательные для исполнения, директивные предписания хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного законодательства и устранении последствий его нарушения;

-  принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;

-  расторжение или изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:

- наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;

-    принудительный роспуск организаций-монополистов. [8, c. 343]

Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная  деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как  монополистические структуры находят  новые пути и способы возрождения  подавленных монополистических  проявлений.

Антимонопольная политика нуждается  в мощной правовой регламентации. В  качестве юридической основы для  неё выступает антимонопольное (антитрестовское)  законодательство – пакет законов, направленных на достижение успешного  функционирования рынка и регулирования  конкуренции между фирмами и  деловыми партнерами.

Антимонопольное законодательство выступает  одной из форм непосредственного  вмешательства государства в  рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к  организации капитала, так и к  содержанию заключаемых договоров.

Большинство европейских государств до второй мировой войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяснялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

1) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений. (В мировой практике не существует однозначного определения недобросовестной конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

2) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

3) необходимость зашиты интересов общества от некоторых предпринимателей. [12, c. 235]

Выделяют антитрестовскую и антикартельную направленность антимонопольного законодательства. Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и диверсификации производства.

Кроме того, в ряде стран приняты  законы, действующие против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

Несмотря на различия антимонопольных  законодательств разных стран, они  имеют общие черты и цели. К  таковым относятся:

- поощрение конкуренции;

- контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний;

- защита интересов потребителей;

- содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных  цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования  обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы  искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений. В  постсоветских странах антимонопольная  политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.[2, c. 257]

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой