Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является более глубокое изучение антимонопольного регулирования и законодательства, выявление особенностей антимонопольного регулирования и законодательства в различных странах и возможностей применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь. К задачам работы относятся выявление сущности, принципов и направлений антимонопольного регулирования и законодательства; обзор антимонопольного регулирования и законодательства в США, Западноевропейских странах (Германия, Великобритания, Италии, Франция) и Японии, анализ антимонопольного законодательства и регулирования в Республике Беларусь, поиск возможностей применения зарубежного опыта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..с.4
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления..…….....с.6
2. Антимонопольное законодательство и регулирование в странах с развитой рыночной экономикой ………………………………………………………......с.14
2.1. Антимонопольное законодательство и регулирование в США ………….с.14
2.2. Антимонопольное законодательство и регулирование в
Западноевропейских странах и Японии…………………...…………...с.18
2.2.1 Антимонопольная политика в Германии………………………...с.19
2.2.2 Антимонопольная политика в Великобритании………………...с.20
2.2.3 Антимонопольная политика в Италии………………………………...с.20
2.2.4 Антимонопольная политика во Франции………………………..с.21
2.2.5 Антимонопольная политика в Японии…………………………..с.22
3. Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь, возможности применения зарубежного опыта…………….……………….....с.23
Заключение…………………………………………………………………........с.31
Список использованных источников…………………………………………..с.33

Файлы: 1 файл

курсач по макре.docx

— 80.97 Кб (Скачать)

Здесь контролю подвергаются:

1) приобретения активов предприятия полностью;

2) приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы;

3) любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямой или косвенный контроль над предприятием;

4) любая сделка, включая приобретение менее 25 процентов акций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять на конкурентное поведение другой фирмы.

Антимонопольный закон Германии включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения  дочерней и материнской фирмы). При  этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усилении доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; если фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает такие факторы, как:

1) доля рынка (1/3 рынка для одной фирмы, не менее 50 процентов рынка для 3 фирм; не менее 2/3 рынка для 5 фирм);

2) финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);

3) доступ к каналам распределения;

4) связи с другими предприятиями;

5) барьеры входа на рынок;

6) наличие товаров-субститутов;

7) возможность обращения клиентов к другим поставщикам.

Фирмы могут рассматриваться как  находящиеся в состоянии коллективного  доминирования, если конкуренция между  ними незначима или если они обладают значительной властью над третьей  стороной рынка. [13, c. 181]

2.2.2 Антимонопольная политика в Великобритании

В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной  политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободной торговле (наблюдает  за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование). Критерием доминирования на рынке  служит доля фирмы в 25 процентов  рынка.

При рассмотрении антиконкурентных дел  принимаются во внимание следующие  практические соображения:

1) влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;

2) влияние государственной отраслевой политики на занятость.

Можно выделить пять основных сфер приложения антимонопольной политики:

1) монополии: монопольная позиция определяется как ситуация, когда одна фирма поставляет по крайней мере четверть объема определенного товара или услуги или когда две или более фирмы-поставщика проводят политику, ограничивающую конкуренцию между ними (комплексная монополия);

2) слияния или поглощения: попадают в поле зрения правосудия, если они создают или углубляют монопольную позицию (определенную правилом одной четверти доли рынка) или если стоимость полученных активов превосходит 70 миллионов фунтов;

3) соглашение об ограничении свободы торговли: согласно действующему законодательству, стороны, заключившие подобное соглашение, обязаны зарегистрировать его в Комитете по свободной торговле;

4) поддержание розничных цен: диктат производителями розничных цен на свою продукцию в Великобритании запрещен. Однако по Закону о розничных ценах исключение может быть сделано для того, кто представит убедительные доказательства, что по балансу поддержание розничных цен приносит чистую экономическую прибыль;

5) антиконкурентная деятельность: различные торговые действия, как, например, ограничительная практика организации сбыта продукции промышленных предприятий через определенные торговые предприятия, отказ в поставке, и т.д. Все эти случаи расследуются Комитетом по свободной торговле и Комитетом по монополиям и слияниям и запрещаются, если они препятствуют свободной конкуренции. [4, c. 122]

2.2.3 Антимонопольная политика  в Италии

В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по конкуренции  на рынке, которая рассматривает  дела промышленных предприятий (за исключением средств массовой информации и банков), а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии – до 1 процента в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии, - 1-10 процентов оборота.

Основным нормативным правовым актом Италии в области антимонопольного регулирования является акт № 287 от 10.10.1990 «О конкуренции и честной  торговле» Акт устанавливает соотношение между нормами ЕС и итальянским законодательством (ст.1). Вводит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения (ст. 2), злоупотребление доминирующим положением (ст. 3), устанавливает контроль над экономической концентрацией (ст. 6), а также регулирует административные основы деятельности Италии в области антимонопольной политики.

Достоинством итальянского акта «О конкуренции и честной торговле» можно считать то, что под контроль попадают относительно крупные сделки, а также то, что закон ограничивает действие некоторых антимонопольных запретов, если это повышает эффективность производства. Кроме того, следует обратить внимание на опыт Италии как страны, которая на протяжении столетия откладывала принятие антимонопольного закона в целях ускоренной индустриализации и развития национальной промышленности. Таким образом, на сегодняшний день итальянское антимонопольное законодательство является одним из самых либеральных в мире. [4, c. 123]

2.2.4 Антимонопольная политика во Франции

Особенностью отличается и антимонопольная (скорее промонопольная) политика регулирования  отраслевых структур во Франции. Здесь  в послевоенный период в соответствии с политикой правительства предусматривалось  создание в каждой отрасли 1-2 крупных  предприятий (национальных лидеров), которые  должны были защищать средние и мелкие предприятия  - своих поставщиков  и потребителей. Предусматривалось  также создание региональных правительственных  агентств для оказания помощи этим крупным предприятиям в случае банкротства.

В 1980-е годы национальным лидерам  отводится роль экспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им быть конкурентоспособными в этих нишах рынка. 1990-е годы характеризуются как политика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельным отраслям – нишам экономики – для обеспечения вертикального потока продукции. Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИОКР, производства на экспорт, финансирование правительством инвестиций, подготовки рабочей силы, увеличение государственных закупок товаров частных фирм. Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однако незаконными считаются:

1) коллективные ограничения торговли;

2) злоупотребление дом пол;

3) контроль уровня розничной цены;

4) дискриминация покупателей.

 К органам регулирования  во Франции относятся: Комиссия  по конкуренции и Министерство  экономики, которые в основном  контролируют слияния и поглощения. [13, c. 184]

2.2.5 Антимонопольная политика в Японии

Для Японии характерно проведение антимонопольной  политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования  обычно не принимают официальных  решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных»  случаях. Так, фирмы с годовым  оборотом в 2 млрд. йен и выше должны представлять в Комиссию отчет о  своем участии в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы  консультируются неформальным образом  с Комиссией прежде, чем предпринять  какие-либо действия (слияния, участия).

Доминирующие слияния разрешаются:

1) в случае кризиса, угрожающего сектору экономики;

2) в случае зарубежных обязательств Японии (чтобы их выполнить);

3) для поддержания курса йены;

4) в интересах занятости;

5) в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.

Таким образом, антимонопольная политика стран Западной Европы и Японии – это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. Она способствует укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, охране интересов потребителей. [13, c. 185]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь, возможности применения зарубежного опыта

 

 

Антимонопольное регулирование в  Республике Беларусь начало развиваться  с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса  экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически  важным направлениям: трансформации  отношений собственности, демонополизации  экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации  экономики, решать проблемы, связанные  с доминированием хозяйствующих  субъектов на рынке не в силу успешного  удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего  положения как государственных  монополий.

Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах  с развитой рыночной экономикой, поскольку  его истоки лежат в структуре  хозяйствования СССР, где конкуренция  считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным  эффектом масштаба.

В Республике Беларусь государственный  монополизм проявляется прежде всего  в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов  как в сфере производства, так  и в сфере обслуживания..

Уровень монополизации белорусской  экономики, определяемой количеством  предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идёт о классических монополиях.

Во-первых, монополизм многих предприятий  не является естественным – они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных  предприятий не показывают высокой  эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень  износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития – всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия. [2, c. 265]

Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

1) Высокий уровень концентрации производства;

2) Не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);

3) Ряд предприятий не сумел  адаптироваться к новым правовым  и экономическим условиям, что  сдерживает их переориентацию  в соответствии с требованиями  потребителей;

4) Замедленные темпы приватизации;

5) Отечественный малый и средний  бизнес не составляют серьезной  конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального  производства;

6) Смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;

7)  Нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

8)   Ведомственные интересы отраслевых органов управления.[2, c. 266]

Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности  в стране, и прежде всего это  касается крупных предприятий. Кроме  того, государство инициирует монополизацию  экономики путём интеграции предприятий  в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп, таких как ПО «Белорусский металлургический завод», ПО «Белоруснефть» и другие. [7, c. 17]

Становление антимонопольного регулирования  в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно  не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, необходимость его обусловили:

1) высокий уровень концентрации  и слабая диверсификация производства;

2) преобладание крупных чистых  монополий - единственных производителей;

3) формирование квазирыночных структур;

4) усиление злоупотреблений доминирующим  положением на рынке со стороны  отдельных хозяйствующих субъектов,  чему способствовали распад хозяйственных  связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополии.

В Республике Беларусь предприятие  признаётся занимающим доминирующее положение  на рынке определённого товара, если, во-первых, его доля продаж превышает  некоторую величину, установленную  уполномоченным республиканским органом  государственного управления (за исключением  случаев государственной и естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа  на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих  товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов. [12, c. 223]

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой