Анализ развития международной торговли и внешней торговли РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов международной торговли и её государственного регулирования. Для раскрытия цели надо решить ряд задач:
раскрыть понятие международной торговли;
рассмотреть экономические основы организации международной торговли;
осветить динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы международной торговли 5
1.1. Сущность международной торговли и её необходимость 5
1.2. Теории международной торговли 7
1.3. Методы государственного регулирования внешней торговли 10
2. Анализ развития международной торговли и внешней торговли РФ 13
2.1. Основные тенденции внешнеэкономической деятельности России 13
2.2. Географическая направленность внешней торговли России 16
3. Пути совершенствования государственного регулирования международной торговли 20
3.1. Меры государственного регулирования внешней торговли 20
3.2. Перспективы развития мировой торговли 26
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Вот почему тема «Международная торговля и ее формы. Государственное регулирование международной торговли» актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и на их пути возникает множество проблем.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, − мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

Объектом написания данной курсовой работы является экономика Российской Федерации.

Предметом − внешнеторговая деятельность нашей страны и её государственное регулирование.

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов международной торговли и её государственного регулирования. Для раскрытия цели надо решить ряд задач:

  • раскрыть понятие международной торговли;
  • рассмотреть экономические основы организации международной торговли;
  • осветить динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России;
  • показать перспективы развития внешней торговли для современной экономики России.

Цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении раскрыты актуальность и задачи исследования. В первой главе рассматривается теоретическая сущность международной торговли, её формы и методы регулирования. Во второй главе проанализированы основные тенденции развития внешней торговли России, её структура и географическая направленность. В третьей главе на основе прогноза развития внешней торговли РФ рассмотрены перспективы экономического развития страны.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области мировой торговли и внешнеторговой деятельности, законы и нормативные документы, связанные с этой областью экономики, а также материалы периодических изданий.

При выполнении курсовой работы использовались следующие методы: метод сравнения, логический, исторический, методы экономической статистики.

 

 

 

 

 

 

1.  Теоретические основы международной торговли

1.1. Сущность международной торговли  и её необходимость

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную зависимость.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно  поступает до четверти произведенной в мире продукции.

Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на  каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема  мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его  развития.

Внешняя торговля стала мощным фактором экономического  роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Международная торговля исторически первая форма международных экономических отношений между странами. Для национальной экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли.

Внешняя торговля − это торговля одной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.

Международная торговля обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от внутринациональной. К ним относятся1:

1. Разные валюты. Каждая страна в международной  торговле использует      разные валюты, с возможным изменением их ценового соотношения.

2. Политическое  вмешательство и контроль. Правительство  каждой страны жестко контролирует связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения; своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает собственную систему пошлин, ограничений на импорт, экспортных субсидий, собственное налоговое законодательство и др.

3. Различия в перемещении факторов производства между странами. Существуют различия в степени свободы перемещения факторов производства внутри страны и между странами. Языковые и культурные барьеры, иммиграционные законы ставят жесткие преграды на пути трудовой миграции. Институциональные барьеры, государственное регулирование экономики и бизнеса затрудняют перемещение капитала между странами.

Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами.

Международная торговля важна для большинства стран как в количественном, так и во всех других аспектах. Международная торговля  жизненно необходима странам по нескольким причинам:

а) абсолютные объемы, например, американского экспорта и импорта превышают аналогичные показатели любой другой страны;

б) по некоторым видам товаров и материалов, которые не могут быть получены внутри страны, США целиком и полностью зависят от международной торговли;

в) изменения в объемах чистого экспорта могут оказать значительное влияние на уровне  внутреннего  производства и доходов.

Изменения величины чистого экспорта, то есть разницы между стоимостью экспорта страны и ее импорта, оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних  расходов.

Международная торговля имеет еще более важное значение для тех стран, у которых доля товарного экспорта в ВНП особенно велика.

 

1.2. Теории международной торговли

 

Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в ХVI-ХVIII вв. Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны2.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную им политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов. В России наиболее ярким меркантилистом был, вероятно, Петр I, который всячески поощрял российскую промышленность и экспорт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины, раздачу привилегий отечественным монополистам.

Теория абсолютных преимуществ.

Из совершенно другой предпосылки (по сравнению с меркантилистской теорией) исходила теория абсолютных преимуществ. Ее создатель, Адам Смит, начинает первую главу своей знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) словами о том, что «величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда», и далее приходит к выводу, что «если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»3.

Теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип − невмешательства государства в экономику.

К наиболее сильной стороне теории абсолютных преимуществ нужно отнести то, что она демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников, к слабой стороне − что она не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.

Теория сравнительных преимуществ.

Отмеченный выше недостаток теории абсолютных преимуществ стимулировал появление теории относительных преимуществ. Бывший лондонский дилер Давид Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817) посвятил этой теории главу, в которой доказал, что в международной торговле выгодно участвовать всем странам. В своем знаменитом условном примере с производством вина и сукна в Португалии и Англии Рикардо математически доказал, что хотя в Португалии производство этих двух товаров обходится дешевле, чем в Англии (т.е. у Португалии есть абсолютные преимущества по обоим товарам), тем не менее ей выгодно специализироваться на производстве и экспорте вина, по которому у нее издержки по сравнению с сукном ниже. В свою очередь, Англии целесообразно специализироваться на производстве и экспорте сукна, потому что по нему издержки сравнительно ниже, чем по вину, которое ей выгоднее ввозить из Португалии в обмен на английское сукно.

Таким образом, теория относительных преимуществ рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. В последующем экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.

Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды (в нашем примере это − Португалия), а другим − больше (Англия). В этом − огромное достижение рикардианской теории, которая доказывает, что и во внешней торговле подтверждается идея Смита о выгодности разделения труда для всех его участников. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества.

Теория соотношения факторов производства.

На поставленный выше вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином и подробно изложенная в книге последнего под названием «Межрегиональная и международная торговля» (1933). Используя концепцию факторов производства (экономических ресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж.-Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Существуют теории международной торговли, не связанные с теорией срав-нительных преимуществ, а дополняющие ее. Так, теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монополистической конкуренции) американского экономиста Пола Кругмана объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистической конкуренции, издержки производства каждой единицы продукции снижаются. Отсюда таким странам становится выгодным специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (так называемая внутриотраслевая торговля). Примером может служить торговля автомобилями между странами − их производителями.

Информация о работе Анализ развития международной торговли и внешней торговли РФ