Анализ развития международной торговли и внешней торговли РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов международной торговли и её государственного регулирования. Для раскрытия цели надо решить ряд задач:
раскрыть понятие международной торговли;
рассмотреть экономические основы организации международной торговли;
осветить динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы международной торговли 5
1.1. Сущность международной торговли и её необходимость 5
1.2. Теории международной торговли 7
1.3. Методы государственного регулирования внешней торговли 10
2. Анализ развития международной торговли и внешней торговли РФ 13
2.1. Основные тенденции внешнеэкономической деятельности России 13
2.2. Географическая направленность внешней торговли России 16
3. Пути совершенствования государственного регулирования международной торговли 20
3.1. Меры государственного регулирования внешней торговли 20
3.2. Перспективы развития мировой торговли 26
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. пути совершенствования  государственного                     регулирования международной торговли

3.1. Меры государственного регулирования внешней торговли

 

В 2012 г. уделялось особое внимание реализации государственной внешнеэкономической политики в области таможенно-тарифного регулирования внешнеторгового оборота товаров.

За 2012 год было принято 24 постановления Правительства Российской Федерации в отношении экспорта и импорта товаров6.

В рамках реализации государственной внешнеэкономической политики Комиссией Таможенного союза в 2012 году было принято 3 решения, из них: 2 решения в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта промышленных товаров (прокат, мелованная бумага и картон) и 1 решение «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара».

С февраля 2012 г. принятие решений в этой области было передано Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вместо упраздненной Комиссии Таможенного союза.

В условиях присоединения России к ВТО была проведена работа по адаптации Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС) к уровню обязательств, взятых в рамках организации. Приведению в соответствие тарифным обязательствам предшествовала подготовка «переходных таблиц» для поиска соответствия кодов обязательств (зафиксированных в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 2007 (ГС)) кодам действующей товарной номенклатуры (ГС 2012), что было сделано специалистами Минэкономразвития России и ФТС России. Итоговый проект ЕТТ ТС был представлен ЕЭК для проведения процедур внутригосударственного согласования с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Итоговый документ вступил в силу с 23 августа 2012 г.

В отчетный период большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или, как минимум, недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки.

По состоянию на 1 января 2013 г. зафиксирована 71 ограничительная мера, применяемая иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 39 антидемпинговых мер, 2 специальные защитные меры, 30 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Проводятся 3 антидемпинговых и 2 специальных защитных расследования, а также 8 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер и 1 пересмотр специальной защитной меры7.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 18 государств: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, КНР, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии. Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.

 В 2012 году в отношении российских  товаров было инициировано 3 новых  антидемпинговых расследования  – в отношении кальцинированной  соды (Индия), толстого листового  проката (Бразилия), стеклянной тары медицинского назначения (Украина) и 1 специальное защитное расследование в отношении горячекатаных стальных изделий (Индонезия) и 6 пересмотров: 1 специальной защитной меры – в отношении фталиевого ангидрида (Индия)  и 5 пересмотров антидемпинговых мер – в отношении  нитрата аммония (США), гексамина (Индия), карбамида (США), стальных тросов и канатов (ЕС)  и шифера (Украина).

В целом, в результате проведенных мероприятий за 2012 год прекратили свое действие 16 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составила порядка 1 117 млн. долл. США.

Прекращению действия мер, а также предотвращению введения новых способствовала проводимая государственными органами системная работа. К основным инструментам такой работы относятся мониторинг законодательства зарубежных стран, обеспечение прямого контакта с российскими участниками ВЭД по проблемам доступа на рынки, проведение межгосударственных консультаций на министерском/правительственном уровнях.

В прошедшем году в рамках российского председательствования в форуме АТЭС проводился мониторинг применения иностранными государствами мер, направленных на защиту окружающей среды и сохранение экологического баланса. В частности запущена инициатива по выработке наилучшей практики при формировании экологической политики в АТЭС. В рамках инициативы запланировано проведение опроса экономик о наиболее распространенных мерах, которые принимаются для  защиты окружающей среды, и которые могут оказывать прямое или косвенное влияние на торговлю в азиатско-тихоокеанском регионе. По итогам анализа предполагается выработать общие подходы к применению таких мер, что позволит гармонизировать подходы при дальнейшем проведении экологических политик и избежать возведения барьеров в торговле, а также повысить транспарентность принятия таких мер.

Схожая работа велась в контексте присоединения Российской Федерации к ОЭСР. Так, проводилось изучение законодательной базы Организации с целью своевременного выявления и недопущения применения «компенсационных» мер со стороны наиболее продвинутых стран ОЭСР. Помимо этого ведется работа по формированию единого пространства в сфере трансграничного перемещения отходов в целях гармонизации с соответствующими актами ОЭСР.

В условиях присоединения России к ВТО проводился анализ мер торговой политики, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров на рынки стран-членов ВТО с точки зрения их соответствия нормам и правилам данной организации. В рамках оценки степени участия иностранных государств в экономическом развитии своих стран была проведена работа по мониторингу программ субсидирования экономики среди стран-участниц ВТО. В результате проведенной работы были выявлены основные сферы экономики, которые являются приоритетными при распределении программ субсидирования, а также был проведен сравнительный анализ форм и методов субсидирования в странах ВТО.

В рамках работы, проводимой по обеспечению благоприятных условий доступа российской сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки, осуществляется активное взаимодействие с российскими экспортерами в целях устранения дискриминации при осуществлении экспорта российской продукции на зарубежные рынки, либо создания возможности для беспрепятственного экспорта российской продукции. Проводится анализ возможностей для расширения рынков сбыта российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров, особенно в регионе АТЭС. Так в частности были подготовлены предложения о механизмах стимулирования экспорта продуктов переработки зерна.

Для выявления новых возможностей и проблем в торговле проводились очные консультации с российскими предприятиями, в том числе в рамках совещательных органов при Минэкономразвития России. Так, за 2012 год были проведены 3 заседания Рабочей группы Совета по ВЭД при Минэкономразвития России с российскими производителями и экспортерами, союзами и ассоциациями. Предметом обсуждения стали вопросы развития торговли восстановленными и экологическими товарами для российских участников ВЭД в АТР, а также признания результатов неклинических лабораторных исследований, проведенных в соответствие с принципами надлежащей лабораторной практики ОЭСР. Особый интерес у бизнес кругов вызвали консультации по проблемам доступа российских товаров на рынок Белоруссии.

В отчетном периоде приоритетное внимание уделялось обеспечению рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, созданию условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. Работа по реализации приоритетных задач внешнеторговой деятельности в условиях перехода российской экономики в режим устойчивого инновационного развития проводилась в рамках выполнения Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года (ОНВЭП).

22 августа 2012 г. Россия стала полноправным  членом Всемирной Торговой Организации.

Правительством Российской Федерации в целях профилактики рисков, связанных с присоединением к ВТО, был сформирован перечень мер по адаптации экономики России к условиям членства в ВТО, в котором было сформулировано суммарно свыше 500 предложений системного и отраслевого характера, собранных по предложениям государственных органов и компаний.  Кроме того были начаты обучающие программы для государственных служащих и заинтересованных компаний по тематике торговой политики в рамках ВТО.

Россия продолжает работу по наращиванию экономического сотрудничества в формате Восточноазиатских саммитов (ВАС). В середине 2012 года российская сторона в лице Минэкономразвития России приняла участие в первых консультациях министров экономики ВАС, в рамках которых были обсуждены все основные направления сотрудничества ВАС в контексте подготовки к предстоящему очередному саммиту ВАС.

Продолжалась работа в рамках процесса присоединения России к ОЭСР по всем направлениям переговорного процесса. Налажен активный диалог с 27 рабочими органами и Секретариатом ОЭСР по всем направлениям, определенным в Дорожной карте присоединения России к этой организации.

В 2012 году продолжалась работа по дальнейшему развитию экономического сотрудничества со странами СНГ.

В рамках СНГ проведены: неформальный саммит глав государств СНГ, заседание Совета глав государств СНГ, 2 заседания Совета глав правительств СНГ (СГП СНГ) и 4 заседания Экономического совета СНГ, в ходе которых рассмотрены и приняты решения по 138 вопросам и подписаны 15 международных договоров.

20 марта 2012 г. в Москве состоялся  Международный экономический форум государств-участников СНГ, на котором рассмотрены дальнейшие перспективы и механизмы развития и укрепления  процессов интеграции в формате Содружества, а также вопрос реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года.

С 1 января 2012 г. в Минске функционирует экономический Суд Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС),  в задачи которого входит  рассмотрение и разрешение споров хозяйствующих субъектов, в том числе возникающих в рамках Таможенного союза.

С 1 февраля 2012 г. начала свою работу Евразийская экономическая  комиссия (ЕЭК), которая стала единым регулирующим наднациональным органом Таможенного союза и ЕЭП со значительно расширенными полномочиями. Утвержден Регламент работы ЕЭК, в котором помимо процедурных вопросов работы Комиссии, закреплено разграничение полномочий, вытекающих из договорной базы Таможенного Союза и ЕЭП. В соответствии с базовыми соглашениями ЕЭП с 1 января 2012 года на наднациональный уровень регулирования передано свыше 90 функций и полномочий в различных сферах экономики.

В декабре 2012 г. состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, в ходе которого рассмотрен вопрос о развитии  интеграции в целях формирования Евразийского экономического союза к 2015 году. По итогам заседания подписано 9 документов. Приняты решения о реализации основных направлений интеграции и развития международной деятельности ЕЭК.

В декабре 2012 г. состоялось 35-е заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, на котором было отмечено, что ЕврАзЭС выполнило все поставленные перед ним задачи: заработал Таможенный союз, запущено Единое экономическое пространство, создана Евразийская экономическая комиссия.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) продолжалась работа по реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2020 года. 

5 декабря 2012 г. в Бишкеке на заседании Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС утвержден Перечень мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 годов, который включает в себя следующие области экономического сотрудничества шести стран: торговлю и инвестиции, таможенную сферу, сельское хозяйство, науку и новые технологии, информационные и телекоммуникационные технологии.

В 2012 году состоялось 6 заседаний межправительственных комиссий (МПК) по экономическому сотрудничеству (с Республикой Армения, Республикой Молдова, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Туркменистаном, Республикой Узбекистан). В ходе заседаний рассмотрены вопросы торгово-экономического сотрудничества, электроэнергетики, нефтегазовой отрасли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, образования и науки, таможенного дела, миграции, туризма, банковской сферы, связи и информационных технологий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также дальнейшего совершенствования договорно-правовой базы. В рамках МПК Россия-Армения подписана «Программа долгосрочного экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения на период до 2020 года».

 

3.2. Перспективы развития мировой  торговли

 

Изменение товарной структуры экспорта будет характеризоваться низкими темпами (с возможным умеренным ускорением после 2015-2016 гг.), которые за весь период не выйдут за пределы колебаний, отмеченных в 2000-2008 годах. Жесткая зависимость российского экспорта от поставок топливно-энергетических товаров в среднесрочной перспективе не изменится.

Бурное посткризисное увеличение российского импорта, объем которого уже к середине 2011 г. превысил докризисный уровень, достаточно быстро перейдет в относительно умеренный рост, превышающий динамику экспорта.

Динамизм структуры импорта ожидается более высоким, чем экспорта, при значительной зависимости от фискальной и промышленной политики государства.

Экспорт в 2013-2015 гг. будет находиться в диапазоне 500-545 млрд. долларов США (рис. ). При этом физический рост экспорта в 2013-2015 гг. будет составлять не более 1,5% в год. Значительно увеличится к 2015 году по сравнению с 2011 годом экспорт древесины, продукции химической промышленности, продовольствия и кожевенного сырья.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Изменение товарной структуры экспорта РФ (в % к общему объёму экспорта)8

Экспорт товаров топливно-энергетического комплекса в 2013 году сократится на 11% из-за снижения цен на нефть, а в 2014-2015 гг. при росте цен около 3%, физические объемы экспорта ТЭК начнут постепенно сокращаться. В результате к 2015 году удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре российского экспорта прогнозируется ниже докризисного уровня (61,0% против 62,1% в 2007 году).

Информация о работе Анализ развития международной торговли и внешней торговли РФ