Анализ прибыли предприятия по системе "директ-костинг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, когда ускоряется интенсификация общественного производства и повышается его экономическая эффективность, а также и качество продукции, требуется полная мобилизация всех имеющихся на предприятии резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.

Оглавление

Введение
Глава 1: Сущность директ-костинга
1.1 Исторические предпосылки возникновения системы учета директ-костинг
1.2. Общая характеристика системы директ- костинг
Глава 2: Основные понятия анализа прибыли
2.1 Теоретический аспект проблемы
2.2 Анализ основных показателей по проблеме

1.2 Анализ безубыточного объема продаж продукции предприятия
21.1. Методика факторного анализа прибыли в системе директ-костинг

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сама Курсовая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

 

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по конкретному виду продукции произведем способом цепной подстановки:

 

Тогда

 

Факторный анализ прибыли  от реализации, основанный на традиционном подходе, показал, что предприятие  в 2007 году получило прибыли на 95680 т. руб. больше, чем в плановом. Это было достигнуто прежде всего за счет увеличения цены реализации единицы продукции на 65тыс. руб., в результате чего величина прибыли выросла на 193700 тыс. руб.; рост объема реализации продукции на 270 шт. повлек за собой прирост прибыли на 65880 тыс. руб.

Данная факторная модель наглядно отображает зависимость величины прибыли от изменения объемов  реализации, уровня среднереализационной цены и себестоимости единицы  продукции. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и т.п.) остается, как правило, без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. Для учета этой зависимости воспользуемся факторной моделью прибыли в системе "директ-костинг", которая позволит изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Использование системы "директ-костинг" на предприятии предполагает необходимость  деления издержек по отношению к объему производства, т.е. на постоянные и переменные. Состав и структура затрат на производство и их структура в ценах соответствующих лет представлены в таблице 3.

 

Таблица 7 - Затраты на производство (без внутризаводского оборота)

 

Элементы затрат

2006г. (план)

2007г. (факт)

Отклонения

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Сырье и основные материалы

388072

72

442244

72,9

54172

1,1

Покупные изделия и  полуфабрикаты

82093

15,2

89190

14,7

7097

8,6

Вспомогательные материалы

3385

0,6

4021

0,7

636

18,8

Топливо

1313

0,2

1237

0,2

-76

-5,8

Энергия

1313

0,2

3698

0,6

2385

181,6

Заработная плата и  отчисления на социальное страхование

43982

8,2

46821

7,7

2839

6,5

Амортизация основных фондов

13309

2,5

13836

2,3

527

4,0

Прочие расходы

5361

1,1

5520

0,9

159

3,0

ИТОГО

в т. ч. переменные затраты

постоянные затраты 

538828

170808

368020

100

90,2

9,8

606567

186287

420280

100

90,6

9,4

67739

15479

52260

1,1

9,1

1,1


 

Для анализа прибыли  в системе "директ-костинг" воспользуемся  факторной моделью (2), которая позволяет определить зависимость исследуемой величины от таких факторов, как объем реализации, цена единицы продукции, удельные переменные издержки и общие постоянные затраты. Исходные данные для факторного анализа прибыли представлены в таблице 8.

 

Таблица 4 - Данные для  факторного анализа прибыли в  системе "директ-костинг"

 

Показатель

2006 год

(план)

2007 год

(факт)

Отклонения

±

%

Объем реализации продукции, тыс. шт.

2710

2980

270

+10

Цена реализации, руб.

1628

1693

65

+4

Себестоимость изделия, руб.

1384

1439

55

+4

в т. ч. удельные переменные расходы, руб.

1248

1298

50

+4

Сумма постоянных затрат, руб.

368020

420280

52260

+14,2

Прибыль, руб.

661780

756820

95040

+14,4


 

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по конкретному виду продукции произведем способом цепной подстановки:

1. Определим плановую  прибыль предприятия:

 

 

2. Рассчитаем влияние  изменения объема реализованной  продукции на величину прибыли  предприятия:

 

 

3. Определим прибыль  при реализации продукции по  фактическим ценам:

 

 

4. Рассчитаем влияние  изменения переменных издержек, приходящихся на единицу реализованной  продукции, на прибыль предприятия  в отчетном году:

 

 

5. Определим фактическую  прибыль, полученную предприятием  в 2007 году:

 

Тогда

 

Факторный анализ прибыли  по методике маржинального анализа (см. рисунок 10) показал, что величина прибыли, которую получило предприятие в 2007 году, составила 756920 тыс. руб., что на 95040 тыс. руб. больше, чем в предыдущем.

 

Рисунок 10 - Факторный  анализ прибыли в системе "директ-костинг"

 

Рост прибыли, отраженный на рисунке 10, в большей мере был обеспечен увеличением объема реализованной продукции, что дало прирост прибыли на 102600 тыс. руб. Кроме того, увеличение объема производства и реализации привело к возникновению так называемого "эффекта масштаба производства", заключающегося в снижении величины постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, что также позитивно повлияло на рост прибыли в 2007 году. Увеличение общих постоянных издержек в абсолютном выражении оказало незначительное влияние на исследуемый показатель. Значительно больший отрицательный эффект характерен для удельных переменных затрат, рост которых повлек за собой снижение величины прибыли на 14900 тыс. руб. Этот фактор компенсируется ростом прибыли на 193700 тыс. руб. за счет увеличение цены реализации.

Из таблицы 5 видно, что  полученные данные существенно отличаются от данных, полученных на основе факторного анализа прибыли по традиционной схеме. По методике маржинального анализа (вариант 2) прибыль более существенно  зависит от объема продаж, так как этот фактор влияет одновременно и на себестоимость продукции. В результате роста объема реализации продукции предприятие получило прибыли больше не на 65880, а на 102600 тыс. руб. Из-за перевыполнении плана по общему объему реализации продукции меньше постоянных затрат приходится на одно изделие.

Таблица 5 - Сравнительный  анализ результатов факторного анализа  прибыли

 

Фактор

Вариант

1

(традиционный)

2

("директ-костинг")

Объем реализации продукции

+65880

+102600

Цена на продукцию

+193700

+1937000

Себестоимость продукции

-163900

-67160

В том числе:

переменные затраты

постоянные затраты 

 

 

14900

52260


 

Таким образом, сравнительный  анализ познавательных свойств различных  методик факторного анализа прибыли  убеждает в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющей исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.

 

21.1. Методика  факторного анализа прибыли в  системе директ-костинг

 

 

Сущность методики анализа прибыли по системе директ-костинг. Алгоритмы расчета влияния факторов на изменение суммы прибыли на основе маржинального анализа. Сравнительный анализ полученных результатов.

Последнее время все  больший интерес проявляется  к методике анализа прибыли, которая  базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Докажем это с помощью сравнительного анализа.

В нашей стране при  анализе прибыли обычно используют следующую модель:

где П - сумма прибыли; К - количество (масса) реализованной продукции; Ц - цена реализации; С - себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы  изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.

Однако здесь не учитывается  взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование  административно-хозяйственного  аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) - это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н):

МД= П + Н.

Отсюда

П = МД - Н.

Сумму маржинального  дохода можно в свою очередь представить  в виде произведения количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):

П = К х Дс - Н,

Дс = Ц - V, П=К(Ц-У)-Н,               (21.2)

где V - переменные затраты на единицу продукции.

Формула (21.2) используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в табл. 21.1.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:

Общее изменение прибыли  составляет:

 = 3395 - 5700 = -2305 млн руб.,

в том числе за счет изменения:

количества реализованной  продукции

Пк = 3830 - 5700 = -1870 млн руб.,

цены реализации

Пv = 4800 - 3830 = +970 млн руб.,

удельных переменных затрат

Пн = 3345 - 4800 = -1455 млн руб.,

суммы постоянных затрат

Пн = 3395 - 3345 = +50 млн руб.

Сравнив полученные результаты с данными табл. 20.4, которые рассчитаны по модели (21.1), нетрудно заметить, что они существенно различаются. За счет спада производства и как следствие уменьшения объема реализации продукции и повышения ее себестоимости предприятие получило прибыли меньше не на 850, а на 1870 млн руб.

Следовательно, рассмотренная  методика позволяет более правильно  определить влияние факторов на изменение  суммы прибыли, так как она  учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утверждено  приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н – М.: Проспект, 2009г.

2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина от 31.11.2000 г. №94н – М.: ЮРАЙТ, 2010г.

3. Булгакова С.В. Бухгалтерский  управленческий учет - Воронеж: Изд-во  Воронежского государственного  университета, 2007г.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский  управленческий учет - М.: Омега-Л, 2005г.

5.Гинзбург А.И. Экономический  анализ – М.: ПИТЕР. 2003г.

          6. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский  управленческий учет – М.:Экономистъ, 2003г.

          7.Кондракова И. Г. Основы управленческого учета - М.: Финансы и статистика, 2005г.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия по системе "директ-костинг"