Анализ прибыли предприятия по системе "директ-костинг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, когда ускоряется интенсификация общественного производства и повышается его экономическая эффективность, а также и качество продукции, требуется полная мобилизация всех имеющихся на предприятии резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.

Оглавление

Введение
Глава 1: Сущность директ-костинга
1.1 Исторические предпосылки возникновения системы учета директ-костинг
1.2. Общая характеристика системы директ- костинг
Глава 2: Основные понятия анализа прибыли
2.1 Теоретический аспект проблемы
2.2 Анализ основных показателей по проблеме

1.2 Анализ безубыточного объема продаж продукции предприятия
21.1. Методика факторного анализа прибыли в системе директ-костинг

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сама Курсовая.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

Точка безубыточности -- это тот рубеж, который предприятию  необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом  рентабельности.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого  невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи -- долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные издержки делят на коэффициент валовой  маржи и получают порог рентабельности.

Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая прибыль  рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой  маржи, этот способ расчета прибыли  легко обосновывается проверкой тождества:

Запас финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи = Прибыль

Для вычисления точки  безубыточности используют три метода: графический, аналитический и метод  уравнений.

1. При графическом  методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства -прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

на графике строится линия постоянных затрат (FC), для  чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;

на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому  значению;

вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению.

Изображенная на рис. 6.4 точка безубыточности (порог рентабельности) -это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.

Точка безубыточности, на графике это точка А, расположенная  на пересечении прямых, построенных  по значению затрат и выручки

Размер прибыли или  убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

2. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Точка нулевой прибыли  рассчитывается исходя из следующей зависимости:

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I -- величина прибыли;

S -- выручка;

V -- совокупные переменные  затраты,

F -- совокупные постоянные  затраты

Отсюда находим критический  объем:

Q ' = F / (p-v)

где Q ' -- точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно  рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

S = F * p /(p - v) = Q' * p

где S -- критический объем  производства и реализации продукции.

Экономический смысл  этого показателя -- выручка, при  которой прибыль равна нулю.

Приведенные выше формулы  расчета критического объема производства и реализации в натуральном и  стоимостном выражении справедливы  лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия -- это объем выпуска, при котором  оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна  постоянным затратам:

Q" = F / p

где Q" -- точка закрытия.

Если фактический объем  производства и реализации продукции  меньше Q", предприятие не оправдывает  своего существования и его следует  закрыть. Если же фактический объем  производства и реализации продукции  больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический  показатель, предназначенный для  оценки риска, -- «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим  и критическим объемами выпуска  и реализации (в натуральном выражении):

Кб = Оф - Q '

где Kб -- кромка безопасности; Оф -- фактический объем выпуска  и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение  кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько  процентов может снизиться объем  выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

К% = Кб / Qф * 100%,

где К% -- отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем  она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.

3. Метод уравнений основан на решении системы уравнений:

П = В - VC - FC = Ц*X - AVC *X - FC = 0

X = Nпор = FC / (Ц - AVC)

Метод уравнений, кроме  того, можно использовать при анализе  влияния структурных изменений  в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

- поведение затрат  и выручки можно описать линейной  функцией одной переменной -- объема выпуска;

- переменные затраты  и цены остаются неизменными  в течение всего планового  периода;

- структура продукции  не изменяется в течение планируемого  периода;

- поведение постоянных  и переменных затрат может  быть точно измерено;

- на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Данные о величине маржинального дохода и других производных  показателей получили довольно широкое  распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Во многом это объясняется  сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам.

Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего  с допусками, заложенными в ее основу. При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения  многих проблем управления, поскольку  при комбинированном применении с другими методами анализа его  точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия -- основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

В целом, как анализ точки  безубыточности, так и маржинальный анализ являются важными инструментами  в процессе планирования производства и финансовых потоков и все  шире применяются в практике деятельности предприятий.

В процессе принятия управленческих решений концепция критической  точки широко используется при выборе курса действий из ряда альтернатив. Наилучшим считается тот, который  имеет наименьшую величину критической  точки, если остальные показатели (факторы) тождественны.

 

2.3 Факторный  анализ 

 

Основную часть прибыли  предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции  и определяются факторы изменения ее суммы.

Согласно традиционной модели, используемой на большинстве  российских предприятий, прибыль от реализации продукции зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

Объем реализации продукции (VPП) может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли;

Структура товарной продукции (УДi) может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот;

Себестоимость продукции (Сi) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот;

Изменение уровня среднереализационных цен (Цi) и величина прибыли находятся  в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли на основе традиционного подхода можно  определить, используя данные таблицы

 

Исходные данные для  анализа приведены в табл. 21.1.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки:

Общее изменение прибыли  составляет:

 = 3395 - 5700 = -2305 млн руб.,

в том числе за счет изменения:

количества реализованной  продукции

Пк = 3830 - 5700 = -1870 млн руб.,

цены реализации

Пv = 4800 - 3830 = +970 млн руб.,

удельных переменных затрат

Пн = 3345 - 4800 = -1455 млн руб.,

суммы постоянных затрат

Пн = 3395 - 3345 = +50 млн руб.

Сравнив полученные результаты с данными табл. 20.4, которые рассчитаны по модели (21.1), нетрудно заметить, что они существенно различаются. За счет спада производства и как следствие уменьшения объема реализации продукции и повышения ее себестоимости предприятие получило прибыли меньше не на 850, а на 1870 млн руб.

Следовательно, рассмотренная  методика позволяет более правильно  определить влияние факторов на изменение  суммы прибыли, так как она  учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

 

Таблица 6 - Исходные данные для факторного анализа прибыли на основе традиционного подхода

Показатель

Отчетный год

Отклонения 

2006 (план)

2007

(факт)

±

%

Объем реализации продукции, шт.

2710

2980

270

+10

Цена реализации, тыс. руб.

1628

1693

65

+4

Себестоимость изделия, тыс. руб.

1384

1439

55

+4

Прибыль, руб.

661240

756920

95680

+14,4

Информация о работе Анализ прибыли предприятия по системе "директ-костинг"