Анализ иностранных инвестиций и их динамики на примере Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование иностранных инвестиций, поступающих в экономику Вологодской области и предложение мер по улучшению инвестиционного климата региона.
Задачи: рассмотреть сущность иностранных инвестиций, их виды и формы; проанализировать инвестиционный климат Вологодской области, а также число и структуру поступающих иностранных инвестиций; предложить меры по улучшению инвестиционного климата.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………………………………………..4
1.2. Сущность иностранных инвестиций……………………………………………….4
1.2. Инвестиционный климат…………………………………………………………...13
1.3. Инвестиционный климат Вологодской области………………………………..22
2. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВОЛОГОДСКУЮ ОБЛАСТЬ………………………………………………………………………….25
2.1. Сопоставление инвестиционной привлекательности Вологодской области
и других регионов СЗФО………………….……………………………………………..25
2.2. Анализ иностранных инвестиций в Вологодскую область…………………….28
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………….41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….53

Файлы: 1 файл

курсач весь.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

     В соответствии с Федеральным законом  «Об иностранных инвестициях  в РФ» к прямым инвестициям  относятся:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;
  • реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

     Реинвестиции — капиталовложения в объекты предпринимательской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли иностранного инвестора, которые получены на территории принимающей страны.

     Определяющая  роль прямых инвестиций для принимающих  стран заключается в том, что  вместе с ними в эту страну поступают  не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые технологии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

     Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации, а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

     Участие в уставном капитале, не дающее права контроля, иногда называют миноритарным, доля участия должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, т.е. 10%.

     В России в последние годы иностранный  инвестор мог вложить средства в  следующие рублевые активы, которые  входят в состав портфельных инвестиций: акции российских компаний, акции коммерческих банков, государственные краткосрочные облигации (ГКО), долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ), долгосрочные облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации местных органов власти, банковские депозиты в рублях.

     Прямые  инвестиции отличаются от портфельных  следующими чертами:

     1) они, как правило, имеют более  долгосрочный и стабильный характер;

     2) сумма этих вложений обычно  выше;

     3) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

     4) они дают инвестору право контролировать  или участвовать в управлении  объектом инвестирования.

     В международной (МВФ, Всемирного банка  и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:

  • торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспорта и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);
  • различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;
  • кредиты, полученные от международных организаций — Всемирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
  • банковские вклады — валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;
  • двусторонние инвестиционные кредиты.

     Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.

     К основным способам осуществления иностранных  инвестиций относятся:

  • создание собственных филиалов или коммерческих организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
  • долевое участие в капитале совместных предприятий;
  • приобретение или поглощение зарубежных предприятий;
  • приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);
  • предоставление займов и кредитов;
  • приобретение имущественных прав, в том числе прав пользования землей и иными природными ресурсами;
  • осуществление операций по финансовому лизингу;
  • реинвестирование прибыли;
  • предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

     Как и любое другое сложное экономическое  явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

  • увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
  • поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;
  • использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;
  • привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
  • более полное использование местных природных ресурсов;
  • повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
  • расширение ассортимента выпускаемой продукции;
  • развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
  • расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
  • увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
  • повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
  • использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
  • развитие инфраструктуры и сферы услуг;
  • повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
  • усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
  • оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

     К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие:

  • репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
  • увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
  • подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
  • усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
  • игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
  • возможная деформация структуры национальной экономики;
  • упадок традиционных отраслей национальной экономики;
  • усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
  • ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
  • ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
  • негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

     Разумеется, все перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия  привлечения и проникновения  иностранных капиталов в экономику  принимающих стран не реализуются  автоматически, а существуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные. [6] 

     1.2. Инвестиционный климат 

     Проблема  экономико-правовых форм осуществления  иностранных инвестиций в России должна быть рассмотрена здесь в нескольких аспектах:

     1) в аспекте оценки того правового  режима деятельности иностранных  инвесторов, который им предоставляется  в России;

     2) в аспекте оценки свободы выбора  формы предпринимательских структур, которые возникают в России в результате иностранных инвестиций;

     3) в-третьих, необходимо дать оценку  тех гарантий, которые российское  законодательство предоставляет  иностранным инвесторам.

     По  всем этим вопросам мы находим ясный  ответ в Законе № 160-ФЗ и в ряде других законодательных актов.

     Относительно  режима деятельности иностранных инвесторов ст. 4 этого Закона предусматривает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования  полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными, законами». Таким образом, не принимая режима наибольшего благоприятствования, Россия предоставляет иностранным инвесторам равные с российскими экономическими субъектами возможности деятельности. Предоставление иностранцам равных возможностей является средством привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Некоторые ограничения, которые существуют в этой сфере, вытекают из необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации, или, как говорится в п. 2 той же статьи, «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Так, например, иностранцам предоставлено равное право приобретения земли, в том числе, хотя и ограниченно, земель сельскохозяйственного назначения (что не допускается законодательством ряда европейских государств). Полный запрет на подобные приобретения установлен только для приграничных территорий страны.

     Относительно  свободы выбора формы предпринимательских  структур, возникающих в России в  результате иностранных инвестиций, можно отметить прежде всего факт постепенного отказа от различных ограничений, которые существовали для этого выбора в предшествующий и начальный периоды российских экономических реформ.

     До  появления российского законодательства об иностранных инвестициях создаваемые  в результате этих инвестиций совместные предприятия имели особый статус по сравнению с российскими предприятиями. Существовало ограничение на долю иностранного инвестора в активах совместного предприятия (не более 50% уставного капитала). Не допускалось также предоставление иностранцам права руководить предприятием в лице генерального директора. Имелись определенные ограничения на вывоз доли прибыли, возникающей при деятельности совместного предприятия и причитающейся иностранному инвестору. В настоящий момент все эти ограничения российским законодательством сняты, и статус предприятия с участием иностранного капитала, а также полностью принадлежащего иностранцам, равен статусу российских предприятий.

     Вместе  с тем российское законодательство предусматривает ряд разумных ограничений по характеру деятельности некоторых структур, создаваемых с участием иностранного капитала, и статусу их дочерних и зависимых обществ. Так, для филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации в соответствии с Законом № 160-ФЗ разрешено выполнение всех или части функций создавших их юридических лиц (головных организаций), если сами эти организации имеют коммерческий характер и несут непосредственную имущественную ответственность в связи с выполнением филиалами этих функций. Для дочерних и зависимых обществ, создаваемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, Закон отказывает в предоставлении правовой защиты, гарантий и льгот, которыми эти коммерческие организации пользуются. Дочерние и зависимые общества, таким образом, рассматриваются уже как чисто российские структуры.

     Рассмотрим  теперь совокупность гарантий, предоставляемых  иностранному инвестору. Некоторые  из гарантий в целом очевидны и  бесспорны, а некоторые имеют  весьма принципиальный характер и вытекают из тех идейных позиций, которыми руководствуются власти Российской Федерации в сфере взаимоотношений с нерезидентами. Именно эти гарантии и являются основными факторами, формирующими инвестиционный климат в стране и определяющими его суть: может ли он быть охарактеризован как благоприятный для привлечения инвестиций в страну или же, наоборот, он сдерживает приток этих инвестиций.[2]

     Перечень  гарантий и льгот дает основание  сделать вывод, что в некоторых  случаях иностранный инвестор имеет  даже более благоприятный правовой режим, чем российские коммерческие структуры. Так, только лишь в последнее время для российских предприятий была предоставлена возможность вывоза средств для вложений в зарубежные активы. Для иностранных же инвесторов эта возможность была законодательно закреплена изначально. При приобретении российским предприятием инвестиционных товаров за рубежом существует обязанность уплаты ввозных пошлин по многим из этих товаров. Иностранный же инвестор, ввозящий имущество на территорию России для взноса его в уставный капитал организуемого совместного предприятия или предприятия с активами, целиком принадлежащими ему, освобождается от уплаты этих пошлин в случае осуществления приоритетных инвестиционных проектов. Таковыми Закон считает инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. или проекты, в которых минимальная доля иностранного участника в уставном капитале создаваемой коммерческой организации с иностранным участием составляет не менее 100 млн руб. при исчислении в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ. Эти проекты получают действительный статус приоритетных при включении их в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Информация о работе Анализ иностранных инвестиций и их динамики на примере Вологодской области