Анализ иностранных инвестиций и их динамики на примере Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование иностранных инвестиций, поступающих в экономику Вологодской области и предложение мер по улучшению инвестиционного климата региона.
Задачи: рассмотреть сущность иностранных инвестиций, их виды и формы; проанализировать инвестиционный климат Вологодской области, а также число и структуру поступающих иностранных инвестиций; предложить меры по улучшению инвестиционного климата.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………………………………………..4
1.2. Сущность иностранных инвестиций……………………………………………….4
1.2. Инвестиционный климат…………………………………………………………...13
1.3. Инвестиционный климат Вологодской области………………………………..22
2. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВОЛОГОДСКУЮ ОБЛАСТЬ………………………………………………………………………….25
2.1. Сопоставление инвестиционной привлекательности Вологодской области
и других регионов СЗФО………………….……………………………………………..25
2.2. Анализ иностранных инвестиций в Вологодскую область…………………….28
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………….41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….53

Файлы: 1 файл

курсач весь.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

     Для приоритетных инвестиционных проектов Закон предусматривает постоянство  налоговой нагрузки в случаях неблагоприятного изменения национального законодательства на весь период окупаемости этих проектов, но не свыше семи лет.

     Ряд льгот предоставляется иностранным  инвесторам и в соответствии с  другими законодательными актами Российской Федерации. Так, Налоговым кодексом РФ в п. 7 ст. 150 предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость «технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». Иностранный инвестор, оснащая оборудованием создаваемое в России предприятие с полностью иностранным капиталом или ввозя это оборудование в качестве вклада в капитал совместного с российской стороной предприятия, не уплачивает НДС. Это способствует существенному сокращению его первоначальных затрат в процессе ПИИ.

     Возникает вопрос, достаточно ли этих гарантий и  льгот для того, чтобы стимулировать  приток иностранных инвестиций, и  особенно прямых, в Россию? Сами по себе они совершенно необходимы, но все  же динамика притока этих инвестиций будет зависеть от совокупности факторов, формирующих инвестиционный климат в стране.

     Проблема  создания инвестиционного климата, благоприятного для развития инвестиционной деятельности нерезидентов в стране, принимающей их инвестиции, шире, чем проблема гарантий для них. Поэтому она должна быть рассмотрена отдельно. А применительно к гарантиям следует оценить прежде всего их действенность. И здесь один из главных, можно сказать, решающих моментов — это уровень защиты прав собственности иностранных инвесторов. Российский опыт не только 90-х гг. прошлого века — времени первоначального накопления, но и первого десятилетия XXI в. — периода постепенного перехода к цивилизованным формам бизнеса — говорит о том, что уровень корпоративного российского права еще крайне низок. Вся совокупность правовых норм, относящихся к созданию, деятельности, формам управления и методам принятия решений, недостаточно защищает корпоративных собственников от недружественных поглощений, получивших во всем мире название рейдерства.[1] 

     Характер  воздействия инвестиционного  климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций:

     Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных  факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить свой капитал в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования. Инвестиционный климат может быть различным относительно разных видов инвестиций. Например, высокая доходность кредитов при прочих равных условиях будет способствовать усилению активности в сфере прочих инвестиций. Наоборот, ограничения на размер активов некоторых российских предприятий, которые могут находиться в руках иностранцев, будут сдерживающим фактором для прямых и портфельных инвестиций.

     Достаточно  трудно дать количественную оценку уровня инвестиционного климата. Принято  оценивать его в общем как  благоприятный, либо неблагоприятный, либо в некоторых случаях как  нейтральный. Вместе с тем факторы, его образующие, имеют далеко не равнозначное значение.

     Первой  по важности группой факторов, побуждающих  инвестора тронуться в путь или  остаться на месте, является группа факторов политических. Для инвестора важна  прежде всего политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Причем опыт ряда стран (Чили, Китай) говорит о том, что иностранный инвестор, в общем, безразличен к уровню демократии в стране, правам человека и прочим либеральным ценностям. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране. В этом смысле принятое в свое время решение об изменении порядка избрания глав регионов России, способствующее централизации власти и ограничивающее своеволие региональных элит, только благоприятно повлияло на намерения иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в России. В то же время, вопреки постоянным критическим выпадам со стороны Запада, Россия обладает достаточным уровнем демократии, позволяющей в условиях свободы осуществлять непринужденно все необходимые контакты с нерезидентами любым экономическим субъектам. Для иностранных инвесторов — физических лиц на территории России, независимо от их национальности, цвета кожи, вероисповедания, нет никаких дискриминационных ограничений. Они свободно могут осуществлять свою деятельность так же, как и граждане Российской Федерации.

     В то же время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов как во внутренней, так и во внешнеэкономической сфере. К их числу следует также отнести следующие:

  • сложность и недостаточную эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;
  • допускаемый иногда произвол региональных властей;
  • чрезмерно усложненные процедуры и длительные сроки согласования инвестиционных решений;
  • недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур;
  • высокую степень коррумпированности государственного аппарата.

     Иностранный бизнес, как и российский, волей-неволей  приспосабливается к этим условиям. Но, естественно, необходимость такого приспособления замедляет сам процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

     Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и  практика правоприменения, существующая в России. Безусловно, положительным является то, что российское законодательство, которое складывалось постепенно, сейчас содержит обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в то же время признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становится убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.

     Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие:

  • размер и характер внутреннего и внешнего рынков, на которые ориентированы инвестиции;
  • характер налоговой системы;
  • наличие и степень развития инфраструктуры;
  • возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;
  • уровень цен и оплаты труда;
  • наличие государственных гарантий для инвесторов;
  • способы таможенного и валютного регулирования внешнеэкономических операций;
  • динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в сопоставлении с валютой, в которой осуществляются инвестиционные вложения;
  • наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;
  • роль профсоюзов и степень их влияния на действия менеджмента предприятий в сфере организации и оплаты труда;
  • уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;
  • возможности репатриации доходов и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.

     Очевидно, что каждый из перечисленных экономических  факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности  вложений иностранного капитала в стране — реципиенте иностранных инвестиций. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.

     Еще одной важной составляющей инвестиционного  климата является группа социальных факторов:

  • жизненный уровень населения страны, где осуществляются иностранные инвестиции;
  • особенности быта этого населения;
  • уровень современной культуры населения и его образовательный уровень;
  • структура доходов и расходов населения;
  • степень законопослушности и дисциплинированности населения;
  • менталитет населения;
  • уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;
  • степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;
  • характер и устойчивость обычаев делового оборота.

     Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть быстро изменен, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ. Такая ситуация очень хорошо отражается известной русской пословицей: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь».

     Природные факторы инвестиционного климата, как то: средняя температура и  сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д., наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

     Анализ  инвестиционного климата осуществляется прежде всего на качественном уровне. Но в теории, да и на практике, есть немало попыток дать количественные оценки его составляющим и сформировать общую интегральную его характеристику, которая могла бы быть ориентиром для инвесторов в принятии ими решений о вложениях капиталов в той или иной стране.[6]

     1.3.  Инвестиционный климат  Вологодской области

 

     В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая включает в себя следующие основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата.

     Поступательное  развитие инвестиционного климата  способствует повышению инвестиционной активности, обеспечению экономического роста в регионе, влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов.

     Перспективы развития инвестиционной активности в  Вологодской области связаны  с двумя основными источниками: государственные ресурсы (средства бюджетов и внебюджетных фондов) и частный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, отложенные средства населения, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции).

     Правительством  области применяется система  мер, направленных на увеличение притока инвестиций в экономику региона и предупреждение их оттока:

  1. государственная поддержка инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот);
  2. создание прозрачной процедуры осуществления инвестиционной деятельности;
  3. создание механизма работы с региональными инвестиционными проектами.

     Создавая  условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, Правительство  области исходит из того, что перспектива  инвестиционного партнерства существует только на высокоорганизованной территории, способной принять капитал.

     С учетом этого область выстраивает  необходимые инфраструктуры, создавая для запуска стратегически важных проектов площадки, насыщенные транспортными, энергетическими, инженерными и  иными инфраструктурными объектами.

     Таким образом, на основе формирования благоприятных  условий для развития в области  современных высокотехнологичных  производств с высокой добавленной  стоимостью, создаются предпосылки  для ускоренной диверсификации экономики  региона.

Информация о работе Анализ иностранных инвестиций и их динамики на примере Вологодской области