Анализ иностранных инвестиций и их динамики на примере Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование иностранных инвестиций, поступающих в экономику Вологодской области и предложение мер по улучшению инвестиционного климата региона.
Задачи: рассмотреть сущность иностранных инвестиций, их виды и формы; проанализировать инвестиционный климат Вологодской области, а также число и структуру поступающих иностранных инвестиций; предложить меры по улучшению инвестиционного климата.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ……………………………………………………………………..4
1.2. Сущность иностранных инвестиций……………………………………………….4
1.2. Инвестиционный климат…………………………………………………………...13
1.3. Инвестиционный климат Вологодской области………………………………..22
2. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВОЛОГОДСКУЮ ОБЛАСТЬ………………………………………………………………………….25
2.1. Сопоставление инвестиционной привлекательности Вологодской области
и других регионов СЗФО………………….……………………………………………..25
2.2. Анализ иностранных инвестиций в Вологодскую область…………………….28
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………….41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….53

Файлы: 1 файл

курсач весь.doc

— 1.47 Мб (Скачать)
 

     В 2010 году, также как и в 2004-09 гг., основная часть инвестиций идет в  обрабатывающие производства (металлургию, химическое производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов), причем в 2010 году величина их возрастает до 1069599,8 тыс.долл. с 20818 тыс.долл. в 2009, т.е. в 51,4 раза. Значительно падает величина инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – с 40467 тыс.долл. в 2009 до всего 0,5 тыс.долл. в 2010. Инвестиции в строительство, наоборот, в 2010 году увеличиваются в 1,3 раза. Также по сравнению со спадом в 2009 году значительно возрастает количество иностранных инвестиций в сельское хозяйство – с 0,3 тыс.долл. в 2009 до 717,2 тыс.долл. в 2010. Величина инвестиций в оптовую и розничную торговлю также возрастает.(на 103,7 тыс.долл по сравнению с 2009 годом). Инвестиции на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг уменьшаются в 3,4 раза.

Таблица 2.8.

     Общий объем иностранных  инвестиций по городам и районам за 2010 год, (тысяч долларов США)

  Поступило в том числе Справочно:

поступило

в 2009

прямые портфельные прочие
Всего 1079896,5 982,5 30,4 1078883,6 69157,7
  Великоустюгский 56,3 56,3 - - 264,1
  Сокольский 0,3 0,3 - - -
  Усть-Кубинский 27,6 27,6 - - 26,1
  Чагодощенский 17477,1 - - 17477,1 19329,3
  Череповецкий 14,8 - - 14,8 661,2
  Шекснинский 790,7 717,2 - 73,5 354,0
  г. Вологда 9016,3 0,6 0,5 9015,3 45744,5
  г. Череповец 1052513,3 180,5 29,9 1052302,9 2778,5
 

     Как мы видим, основная доля инвестиций в  область приходится на промышленный центр области – Череповец (на металлургические предприятия). По сравнению  с 2009 годом, в который наиболее всего чувствовались последствия мирового экономического кризиса, в 2010 году величина инвестиций возросла с 2778,5 тыс.долл. до 1052513,3 тыс.долл. В Вологду приток иностранных инвестиций, наоборот, значительно снизился – с 45744 тыс.долл. до 9016,3 тыс.долл, т.е. в 5,1 раза. По-прежнему довольно большая доля всех инвестиций в область приходится на Чагодощенский район. Также в 2,2 раза возрос поток иностранного капитала в Шекснинский район (за счет развития индустриального парка «Шексна»), а в Великоустюгский район, наоборот, уменьшился в 4,7 раза по сравнению с 2009 годом. Инвестирование остальных районов области не столь значительно и составляет довольно низкую долю от общего числа инвестиций в область.

     В целом, снижение инвестиций в Вологодскую  область наблюдалось в период экономического кризиса и ухудшения доступа к международным рынкам капитала. К 2010 году виден рост инвестиций, но в основном за счет кредитов, а не прямых и портфельных инвестиций. Наиболее привлекательной для иностранных инвесторов в Вологодской области является промышленная сфера, в нее направлена большая часть вложений (более 90%) – в основном это металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. 
 

 

      3. Предложения по  улучшению инвестиционного  климата Вологодской области. 

     Требуется, безусловно, системная серьёзная  работа по последовательному улучшению  инвестиционного климата. Предлагается сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях. Безусловно, на инвестиционный климат влияют все составляющие экономической и не только экономической политики, но здесь очень важна приоритизация и, главное, доведение до конца решения некоторых вопросов. Предлагается сосредоточиться на нескольких направлениях:

  1. улучшение административных процедур с выделением приоритетов по строительству производственных объектов, т.е. новых инвестиционных проектов, таможенного администрирования при экспорте и импорте высокотехнологичной продукции и сокращение отраслевых административных барьеров;
  2. оптимизация миграционного режима;
  3. снижение роли государства: приватизация, реорганизация государственных корпораций;
  4. оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре, потому что, несмотря на наличие в нашей стране больших запасов энергоресурсов, у нас существуют проблемы с недоразвитостью инфраструктуры и с правилами доступа к инфраструктуре;
  5. налоговая политика, связанная с определёнными льготами для целей модернизации и инноваций;
  6. совершение правоохранительной деятельности, судебной практики;
  7. системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.

     Первое направление - снижение барьеров при строительстве производственных объектов. Это не федеральный уровень принятия решений, а региональный и муниципальный уровень. Поэтому нужны изменения и в законодательстве, которые будут затрагивать, в том числе обязательства регионов, муниципалитетов, и чёткая скоординированная работа по этим направлениям.

     Сокращение  сроков реализации инвестиционных проектов может быть достигнуто за счет:

  1. передача функций по формированию земельных участков, организации и проведению торгов по их продаже, а также представлению земли без проведения торгов в аренду специальным агентам в форме учреждений с зачислением части средств от продажи или аренды земельных участков в доход таких организаций. Предлагаем распространить опыт Фонда содействия развитию жилищного строительства на уровень субъектов и муниципалитетов. Создать такого же рода либо автономные учреждения, либо фонды, которые были бы заинтересованы в том, чтобы пускать эту землю в оборот на достаточно легальных основаниях;
  2. формирование промышленных площадок субъектами Российской Федерации с выделением специальных зон под развитие инвестиций. Те регионы, которые начали это делать самостоятельно, отличаются гораздо лучшим климатом для инвестиций, как для иностранных, так и для российских;
  3. сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Предоставление возможности получения разрешения на строительство на основании заключения негосударственной экспертизы. Она у нас сейчас есть, но данные негосударственной экспертизы не принимаются при получении разрешений на строительство. Поэтому негосударственная экспертиза с её аккредитацией, контролем за её деятельностью, должна быть в этой системе для того, чтобы инвесторам дать, в том числе альтернативу;
  4. установление ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство и при вводе объекта в эксплуатацию на федеральном и региональном уровнях, потому что на обоих этих стадиях, при разрешениях и при вводе, существуют наибольше барьеры. Должна быть ответственность лиц, которые допускают этот необоснованный отказ.

     Улучшение таможенного администрирования  заключается в следующем:

  • минимизация отсылочных норм, перенос регулирования с ведомственного на уровень постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих четкую процедуру таможенного оформления с указанием сроков, последствий их неисполнения;
  • распространение практики подачи деклараций в электронном виде, установление запрета на отказ в приеме декларации;
  • упрощение процедуры таможенного оформления экспорта, включая сокращение объема информации и документов, представляемых при таможенном оформлении, ограничение права таможенных органов требовать дополнительные документы при таможенном оформлении;
  • развитие механизма финансовых гарантий;

     Снижение  административных барьеров по отраслям: переход к электронным государственным  услугам. Это важно для того, чтобы  снять те барьеры, которые возникают  при непосредственном общении государства  с бизнесом; переход к электронным государственным закупкам (переход на электронные торги в режиме «реального времени» при осуществлении государственных закупок).

     Речь  идёт не только об общих административных барьерах, которые существуют. Для  каждой отрасли они свои. Необходимо проводить работу в рамках административной комиссии для того, чтобы проанализировать, что происходит в каждом секторе, и снять эти административные барьеры. Должен быть разработан чёткий, очень интенсивный план, который будет предполагать отмену этих административных барьеров.

     Следующий вопрос связан с миграционной политикой. Одно из важнейших направлений, связанных  с инвестициями в модернизацию, - это привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы.

     Проблемы  в миграционной сфере:

  1. трудность получения разрешений на работу (большой объем требуемой документации, чрезмерные требования, непрозрачные процедуры, длительные сроки рассмотрения заявок), короткие сроки действия разрешений и виз;
  2. ограничения в перемещении по стране (необходимость постановки и снятия с учета - в 3-дневный срок – при каждом перемещении по стране, ограничение сроков и количества мест командирования, ограничения по въезду-выезду при первом сроке пребывания в стране - одноразовая 3-месячная виза – и на выезд из страны в период переоформления визы);
  3. практика применения миграционного режима не соответствует установленным законодательным нормам (задержки выхода приказов, распоряжений, уведомлений, превышение сроков рассмотрения, дифференцированность правоприменения в различных регионах);
  4. сложность привлечения иностранных ученых и профессоров (отсутствие соответствующей категории виз с упрощенной процедурой получения, правом длительного безвыездного пребывания и свободой перемещения в/из/по стране).

     Меры  по оптимизации миграционного режима:

  • снятие квот в отношении высококвалифицированных специалистов;
  • льготный режим для высококвалифицированных специалистов: взаимное признание медицинских справок между странами, упрощение правил признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, выданных зарубежными учебными заведениями;
  • возможность выдачи генерального корпоративного разрешения на привлечение иностранных работников компаниям, осуществляющим инвестиции по приоритетным проектам, определяемым постановлением Правительства РФ;
  • уменьшение сроков выдачи разрешений на работу и виз, увеличения сроков их действия до 3 лет при наличии соответствующего контракта с работодателем;
  • отмена необходимости постановки и снятия с миграционного учета при поездках внутри страны;
  • выдача иностранным работникам разрешений на работу с действием на всей территории России в случае работы специалиста в двух и более регионах страны.

     Фактором инвестиционного климата является и доля государства в отраслях экономики. Доля государства и государственных компаний достаточно большая. Поэтому необходимо определение стратегии выхода из государства по определённым секторам. Планы приватизации должны предусматривать увеличение объёма продаж государственной собственности. Кроме того, должна продолжаться работа по анализу возможности преобразований госкорпораций. Это не только преобразование, но безусловное введение определённых правил для госкорпораций. И сейчас госкорпорации почти все уже в своих внутренних документах эти нормы приняли: и распространение конкурсных процедур, и увязка систем вознаграждения с оплатой труда, и по введению ограничений для работников, и по контролю Счётной палаты, и по крупным сделкам. Необходимо подготовить поправки в законодательство для того, чтобы отрегулировать это законодательством.

     Следующее направление по инвестиционному  климату - подключение производств  к инфраструктуре.

     Законодательство  содержит только общие направления регламентации присоединения к объектам инфраструктуры, позволяющие коммунальным организациям на законных основаниях злоупотреблять своим монопольным положением (за исключением электрических сетей в части малого бизнеса), это приводит к следующим негативным последствиям на практике:

  1. отказ в присоединении объекта инвестора;
  2. навязывание инвестору дополнительных обязательств (100% предоплата, сооружение за счет инвестора объектов за пределами участка инвестора, навязывание дополнительных услуг и др.);
  3. нарушение сроков присоединения со стороны коммунальных и электросетевых организаций;
  4. предоставление коммунальными организациями не соответствующих действительности предварительных технических условий на этапе формирования земельного участка;
  5. отсутствие ответственности за фактические нарушения договорных обязательств коммунальных организаций.

     Это одна из самых сложных тем. Предлагается ряд мер:

  • устранить пробелы в законодательстве, допускающие нарушение коммунальными организациями (сетевыми организациями) законных интересов инвесторов в процессе подключения;
  • разработать и принять правила недискриминационного доступа к коммунальным услугам и типовые договоры присоединения к объектам инфраструктуры;
  • ужесточить ответственность за нарушения требований законодательства коммунальными организациями (сетевыми компаниями);
  • конкретизировать перечень расходов коммунальных организаций относимых к плате за подключение и к тарифу на оказание самой услуги;
  • по результатам принятия необходимых нормативных актов провести информационную кампанию по доведению до инвесторов их основных положений.

Информация о работе Анализ иностранных инвестиций и их динамики на примере Вологодской области