Анализ инновационного потенциала развития экономики России на примере (Саратова)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить проблемы повышения инновационного потенциала развития экономики региона и найти пути их решения.
Задачи:
- дать анализ инновационного потенциала развития экономики России и региона (на примере г. Саратова);
- определить развитие инновационного потенциала Саратовского региона.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
1. Анализ инновационного потенциала развития экономики России (на примере г. Саратова)……………………………………………………………...5
1.1. Развития инновационного потенциала в России: проблемы и эффективность…………………………………………………………………….5
1.2. Развитие инновационного потенциала Саратовского региона……12
2. Роль малых инновационных предприятий в развитии региональной инновационной системы………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМА №47.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Чтобы способствовать развитию малого инновационного предпринимательства Саратовской области, а также улучшить социально-экономические показатели развития региона, необходимо стимулировать взаимодействие малых инновационных предприятий (МИП) ранних стадий развития с элементами инфраструктуры региональной инновационной системы. До сих пор не были сформулированы принципы и направления взаимодействия элементов РИС с МИП ранних стадий развития. Для описания функционирования предлагаемой системы необходимо обозначить входящие в нее элементы, рассмотреть их цели и задачи.

     В связи с тем, что ни один из участников инновационной системы не изолирован в своей инновационной деятельности, связи и процессы обмена между участниками становятся решающими факторами экономического роста. Это означает, что успех инновационной системы в значительной степени зависит от взаимоотношений между участниками инновационного процесса.

     Объединить  все элементы РИС, обеспечивающие поддержку  МИП, можно в пять групп: инвестиционная инфраструктура; организационная инфраструктура; организации, обеспечивающие образовательными и консультационными услугами; информационная и коммуникационная поддержка малого инновационного предпринимательства; правовое обеспечение инвестиционной и инновационной деятельности.

     Инвестиционные  структуры обеспечивают финансово-экономическую  поддержку инновационной деятельности, аккумулируют инвестиционные ресурсы для реализации инновационных проектов и программ, организуют процесс финансирования научно-технической деятельности. Элементами этой инфраструктуры являются «посевной фонд» (финансирование научно-исследовательских разработок, необходимых для доработки / разработки нового продукта на их основе и открытия малого инновационного предприятия), федеральные и региональные государственные грантовые программы, частные инвесторы, региональный венчурный фонд. Направления сотрудничества между этими элементами могут быть различными. Это доступ к базе проектов друг друга, участие в экспертизе проектов друг друга, участие в презентационных сессиях друг друга, консультации по подготовке инвестиционных меморандумов и бизнес-планов инновационных проектов.

     Главной задачей элементов организационной  инфраструктуры является обеспечение  МИП помещениями и оборудованием  для проведения НИОКР и начала деятельности. Элементами инфраструктуры являются научно-исследовательские институты и исследовательские лаборатории вузов, инновационно-технологические центры вузов, бизнес-инкубаторы, технологические парки.

     Основными направлениями сотрудничества внутри этой инфраструктуры могут быть переход  МИП по цепочке от НИИ и вузов  к ИТЦ, далее — в бизнес-инкубатор, затем — в технопарк; ведение реестра научных разработок и на их основе МИП; открытый доступ к реестру проектов и МИП; свободное участие представителей данных структур в презентационных сессиях проектов и МИП друг друга (при размещении в инкубатор, технопарк и т. д.); создание совместного проектного офиса для управления инновационными проектами.

     В задачи организаций, обеспечивающих образовательными и консультационными услугами, входит обеспечение региона, и в частности  МИП, кадрами для научно-технических разработок и коммерциализации результатов этой деятельности. В задачи консалтинговых организаций входит оказание услуг маркетинговых исследований; по продвижению МИП на рынке; прохождению сертификации и получению разрешительных документов; патентно-лицензионная работа и защита интеллектуальной собственности; помощь в бизнес-планировании, консультации по вопросам управления; оценочная деятельность; консалтинг в области управления проектами и т. д. Элементами инфраструктуры являются университеты и другие высшие учебные заведения, консалтинговые организации, научно-информационные центры.1

     Между организациями этой группы также  могут развиваться различные  направления сотрудничества: совместные обучающие программы; обмен опытом между специалистами, консультантами, преподавателями различных структур путем проведения круглых столов, форумов, открытых лекций и семинаров; межвузовские клубы и выездные школы по предпринимательству.

     Информационные  и коммуникационные площадки создают  возможность передачи и распространения данных о направлениях развития инновационной сферы, состоянии рыночной среды, наличии новых объектов интеллектуальной собственности и т. д. Налаживание коммуникаций между инвесторами и инноваторами, а также другими участниками инновационного процесса проявляется посредством организации ярмарок, форумов, круглых столов и других мероприятий. Элементами этой инфраструктуры являются научно-информационные центры, СМИ, ярмарки, конкурсы инновационных проектов, форумы по проблемам МИП.

     Направлениями сотрудничества этих элементов инфраструктуры могут быть печатная продукция, электронные  СМИ и др., которые были бы интересны  инноваторам, инвесторам и предпринимателям; распространение каталогов ярмарок  и конкурсов проектов через печатные и электронные СМИ (периодические публикации участников); создание электронного ресурса — информационной базы региона по МИП, инвесторам и другим структурам РИС с открытым доступом.

     Правовое  обеспечение инвестиционной и инновационной  деятельности обеспечивается государственными структурами и ведомствами, которые должны совместно решать задачи координации действий в отношении принятия мер по проблемам малого предпринимательства и инновациям, разграничения зон ответственности между министерствами по проблемам малого инновационного предпринимательства, создания соответствующего министерства или ведомства, в обязанности которого входили бы ведение реестра МИП, статистики по МИП, разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии субъектов МИП и т. д.

     Возможно  множество межгрупповых связей и направлений взаимодействия.

     Созданные в различных институтах и лабораториях новшества из разных отраслей экономики  должны финансироваться государственными грантовыми программами для проведения НИР и ОКР. Они должны располагаться на территориях НИИ, вузов, инновационно-технологических центров, различных лабораторий, где у них есть все условия для проведения необходимых исследований.

     Авторам зарождающейся инновации, которая в перспективе планируется к коммерциализации, следует понимать необходимость привлечения в будущем инновационного менеджера для управления проектом либо адекватно оценивать свои способности к его управлению и продвижению на рынке. В этом МИП способствуют образовательные учреждения, которые могут повысить квалификацию персонала и подготовить новых специалистов в различных областях знаний.

     Уже на этапе НИР необходимо проводить  поиск инновационного менеджера, который  в перспективе примет эстафету и возьмет управление проектом в свои руки. На этом этапе предполагаемый впоследствии руководитель должен постепенно знакомиться с темой инновации, изучать сферы ее применения и возможные рынки, а также заниматься поиском финансирования.

     На  начальном этапе инвестирование МИП должно осуществляться фондом «посевных инвестиций», финансирующим на принципах покупки доли компании или посредством организации грантовых программ.

     Финансирование  также можно привлечь путем участия  во всевозможных конкурсах инновационных проектов, грантовых программах и других мероприятиях. Для достижения целей коммерциализации проектов необходимо тщательно отбирать проекты-победители грантовых программ и конкурсов. Для этого необходимо участие в жюри подобных мероприятий частных инвесторов, производственников, собственников бизнеса, опытных топ-менеджеров, которые могут оценить, в каком сегменте рынка будет востребована та или иная разработка. Комплексная оценка проекта позволит заранее отсеить непригодные с точки зрения рыночных перспектив заявки и в более широком плане увидеть реальный инновационный потенциал разработки и сферы его использования.

     Получение МИП финансирования по грантовой  программе предполагает привлечение  частного инвестора. Этому процессу могут содействовать ассоциации бизнес-ангелов путем организации презентационных сессий инновационных проектов и консультирования авторов по различным вопросам. Для того чтобы частные инвесторы более активно вкладывали свои средства в МИП, следует обеспечить этот процесс налоговыми льготами как для инвесторов, так и для МИП, а также привлекательными правовыми условиями (например, защита и передача прав на интеллектуальную собственность).

     В случае получения необходимого финансирования малое предприятие может быть размещено в бизнес-инкубатор, если заявка пройдет конкурсный отбор. В бизнес-инкубаторе, кроме льготных условий по аренде площадей и оборудования, бухгалтерскому учету, юридическому сопровождению, различные специалисты осуществляют коучинг предпринимателей в сфере маркетинга, управления финансами, менеджмента, работы с персоналом, коммерции. В бизнес-инкубаторе МИП находятся не более трех лет, за это время они должны перейти в стадию роста, на которой они смогут стать инвестиционно привлекательными для венчурных фондов.

     Помимо финансирования, у некоторых развивающихся предприятий возникает потребность в производственных и лабораторных помещениях. На этом этапе проект переходит в отраслевой технопарк, созданный на принципе частно-государственного партнерства, так как наиболее выгодные условия в этом случае предоставляются ими. Более того, в регионе должны быть созданы профильные технопарки, обладающие необходимой инфраструктурой для конкретной отрасли. Компания, находясь в технопарке, может получить инвестиции на расширение от венчурных фондов. Корпоративные венчурные инвесторы со своей стороны также могут проявить интерес к компании и вложить в нее свои средства.

     На  базе созданного в технопарке продукта создается серийное производство, финансируемое  фондами прямых инвестиций или корпоративными инвесторами. Именно на этой стадии осуществляется первичное размещение акций на бирже (IPO) или продажа компании стратегическому инвестору.

     На  протяжении всего процесса развития МИП от стадии «посев» до стадии «ранний рост» осуществляется информационное обеспечение МИП о направлениях развития инновационной сферы, состоянии рыночной среды, наличии новых объектов интеллектуальной собственности и т. д. Налаживание коммуникаций между всеми участниками инновационного процесса осуществляется также на протяжении всего времени развития МИП посредством проведения различных тематических мероприятий, на которых происходит обмен опытом, поиск инвесторов и объектов инвестирования, получение новой информации о развитии того или иного научного или отраслевого направления.

     Только  при наличии постоянного тесного  и активного взаимодействия между  всеми участниками инновационного процесса возможно развитие индустрии  инноваций в регионе и стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Реализация  инновационного потенциала региона зависит от системного взаимодействия комплекса условий и факторов, которые ускоряют инновационный процесс начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и заканчивая массовым производством продукта или применением инновационной технологии. Инновационный потенциал выражается в уже существующих инновационных проектах, которые находятся на завершающих стадиях развития, в проектах на стадии НИОКР, в будущих перспективах, выраженных в научных и производственных кадрах, а главное, в инфраструктуре, которая является связующим звеном между всеми составляющими, основой роста и развития инновационной деятельности.

    Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

    К разновидностям основных видов инновационной  деятельности относятся:

    а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного  оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

    б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

    в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий  виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

    г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

    д) приобретение овеществленной технологии – машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;

Информация о работе Анализ инновационного потенциала развития экономики России на примере (Саратова)