Анализ инновационного потенциала развития экономики России на примере (Саратова)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить проблемы повышения инновационного потенциала развития экономики региона и найти пути их решения.
Задачи:
- дать анализ инновационного потенциала развития экономики России и региона (на примере г. Саратова);
- определить развитие инновационного потенциала Саратовского региона.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
1. Анализ инновационного потенциала развития экономики России (на примере г. Саратова)……………………………………………………………...5
1.1. Развития инновационного потенциала в России: проблемы и эффективность…………………………………………………………………….5
1.2. Развитие инновационного потенциала Саратовского региона……12
2. Роль малых инновационных предприятий в развитии региональной инновационной системы………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТЕМА №47.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Недостаточная децентрализация фискального механизма  обусловливает слабую самостоятельность  регионов по отношению проведения собственной  социально-экономической и бюджетной политики, расширения налогооблагаемой базы (в частности, для финансирования стратегии устойчивого и инновационного развития). Так, в последние годы собственные налоги только в 20 регионах РФ (наиболее развитых) покрывают расходные потребности региональных бюджетов.

     При этом полномочия по регулированию налогов (в частности, налога на имущество  природоохранного значения, добычу полезных ископаемых, прибыль для инновационно-активных предприятий и др.) на региональном уровне весьма ограничены.

     Описанные выше проблемы, с которыми сопряжено  современное региональное развитие в стране, со всей очевидностью указывают  на необходимость расширения и конкретизации  полномочий субъектов РФ в отношении  проведения инновационной и экологической  политики. Это предполагает разработку четкого механизма кругооборота финансово-бюджетных средств, создающего возможность реализации стратегии инновационного и устойчивого развития на основе единых целей федерации и ее субъектов. При этом прежде всего следует обеспечить построение системы природопользования на базе постоянного обновления технологий производства, внедрения научно-технических достижений, способных снизить негативное воздействие на природную среду.

       Для этих целей следует восстановить  целевой характер использования платы за пользование природными ресурсами, негативное воздействие на окружающую среду. Эти платежи должны способствовать не столько пополнению бюджета (причем, как правило, федерального), сколько выступать стимулирующим инструментом в хозяйственной практике субъектов региональной экономики, побуждая их модернизировать свою деятельность на экологобезопасной основе. Бюджетные средства, полученные от природопользователей на территории региона (в виде компенсации нанесенного локальной природной среде ущерба), должны использоваться субъектами Федерации только на цели экологической политики (в ее единстве с политикой инновационной). Кроме того, за счет средств федерального бюджета должно осуществляться финансирование целевых программ, обеспечивающих реализацию стратегии устойчивого и инновационного развития.

     Таким образом, следует констатировать, что  экономический федерализм в России пока находится на начальной стадии формирования. Между тем федерализм как экономическая категория должен выступать формой экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования государственных и муниципальных ресурсов (не только финансовых, но и природных, трудовых, материальных и нематериальных). Иными словами, с экономической точки зрения федерализм есть процесс и средство распределения и перераспределения ресурсов между различными уровнями государственной власти. От того, насколько эффективно в условиях их ограниченности они будут распределены, зависит не только стабильность экономики федерального центра и регионов, уровень жизни населения разных территорий страны, но и возможность устойчивого и инновационного регионального и общенационального развития. 
 
 
 
 
 

     1.2. Развитие инновационного потенциала Саратовского региона 

     Сравнительно недавно понятие «инновационный потенциал» стало вводиться в научный оборот как социологическая категория. В. Н. Гунин полагает, что инновационный потенциал — это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура).1

     С точки зрения Г. С. Гамидова, инновационный  потенциал региона (отрасли) — это  способность и готовность региона (отрасли) осуществлять эффективную инновационную деятельность2. Инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов.

     В процессе накопления и использования  инновационного потенциала социума ресурсы являются материально-вещественной и информационной базой достижения целей инновационной деятельности.

     Целенаправленное  развитие инновационного потенциала общественного  производства в современных условиях предполагает учет усложнения содержания, структуры и динамики ресурсной базы инновационного развития; повышения роли вероятностных факторов, связанных с определением путей использования ресурсов инновационного потенциала для достижения целей инновационной деятельности; усиления функций государственного регулирования и контроля инновационных ресурсов.

     Развитие  технологий обусловливает существенные изменения механизмов и условий  прогресса материального производства. Главными становятся не установление связи между природными процессами и техническими системами, не инженерное проектирование, а разнообразные комбинации уже созданных и функционирующих элементов, базисных процессов и принципов. Основными характеристиками инноваций в разных сферах деятельности являются новизна, потенциальная практическая полезность и конкурентоспособность, а также экономическая безопасность использования новшества; возможность использования инноваций в различных сферах общественно-полезного труда; потенциальная прибыльность новшества с учетом возможных рисков; ее экологическая безопасность, связанная с экологическими последствиями использования инновации, а также с гарантиями безопасности людей и надежности техники в производстве; способность инновации включиться в технологическую систему с улучшением ее показателей; социальный эффект от использования инновации, заключающийся в повышении удовлетворенности труда, снижении текучести кадров, улучшении социально-психологического климата.

     Фондом  общественного мнения было проведено  исследование по определению отношения населения регионов РФ к инновациям и к тому, как власти на местах стимулируют инновационное развитие. По степени инновационной продвинутости население разделили на 4 группы: «гасители», «мечтатели», «деятели», «предводители». Оказалось, что 67 субъектов РФ можно отнести к «мечтателям», т. е. имеющим абстрактное представление об инновациях. Как ни странно, наибольшее стремление к инновациям продемонстрировали жители регионов, где социальная ситуация является нестабильной. В регионах с высокой концентрацией образовательных учреждений (таких как Москва, Н. Новгород) отношение к инновациям весьма индифферентное. Не менее парадоксально россияне оценивают вклад региональных администраций в развитие инноваций. Из трех определений «консервация», «модернизация», «реновация» жители 37 регионов выбрали первый ответ. Впрочем, население еще 28 регионов, которых по структуре экономики можно отнести к промышленно-сырьевым, выбрали ответ «модернизация».

     В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области именно инновационный сектор экономики должен определять будущее развитие региона на долгосрочную перспективу. К настоящему времени в области количество инновационных организаций среднего уровня, демонстрирующих динамичное развитие, составляет не более 40, большинство инновационных проектов выведены только на ранние стадии реализации.

     Конкурентоспособную инновационную продукцию, создаваемую  в области, поможет вывести на рынок комплексное развитие региональной инновационной системы, в которой финансовые средства и организационные меры будут направлены на объединение административного ресурса и усилий предпринимательского сектора. Для решения этой задачи была разработана и принята долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Саратовской области (2009—2013 годы)». На инновационное развитие экономики Саратовской области направлены мероприятия 47 региональных программ. В основном упор делается на создание новой импортозамещающей и экспортно-ориентированной наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

     По  сравнению с 2000 г. к 2009 г. количество использованных передовых производственных технологий выросло на 70 %. Кроме  того, особое внимание уделяется повышению  конкурентоспособности продукции  за счет технического перевооружения производства, внедрению инноваций, дальнейшему развитию инфраструктуры промышленности, повышению инвестиционной активности организаций промышленности и сельского хозяйства. Результатом реализации инновационной программы «Государственная поддержка научно-технического творчества молодежи» станет создание научно-технических проектов студентами и выпускниками высших и средних специальных учебных заведений. Реализация программы «Энергосбережение в учреждениях и организациях бюджетной сферы Пензенской области» позволит внедрить реновацию систем отопления, автоматическое регулирование систем теплоснабжения, замену ламп накаливания на энергосберегающие, увеличение теплозащитных характеристик наружных конструкций.

     Для создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий на территории Саратовской области 8 организаций ведут разработки в области наноиндустрии, в том числе ФГУП «Научно-исследовательский институт физических измерений» (НИИФИ), «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (НИИЭМП), ФГУП «Производственное объединение „Старт"» (ПО «Старт»).

     Правительство Саратовской области в течение последних лет активно формирует региональную инновационную систему на основе комплексного подхода. Она включает элементы поддержки инноваций от «рождения» идеи до ее коммерциализации. Научными исследованиями и разработками занимаются 23 специализированные организации, численность работников которых составляет 7 119 чел.1 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за последнее время существенно сократилась, что связано, во-первых, с переходом специалистов в другие сферы экономики, во-вторых, с сокращениями (увольнениями) работников, в третьих, с эмиграцией за рубеж. Однако удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве организаций составляет не более 7,3 %. Рост объема выполненных научных работ за последние 4 года составил более 40 %. Количество созданных и используемых в области объектов интеллектуальной собственности ежегодно увеличивается в среднем на 10 %8.

     На  территории Саратовской области находятся 5 крупных отраслевых НИИ, в которых работают ведущие специалисты в сфере вычислительной и измерительной техники, автоматики, микроэлектроники, аппаратуры связи, лазерной техники и др. Большинство институтов обладает единственными в своих отраслях технологиями, уникальным градуировочным и испытательным оборудованием, специальными испытательными базами. В частности, в Саратове находится основной разработчик и изготовитель авиационных тренажеров России ОАО «Саратовское конструкторское бюро моделирования» (ПКБМ). ФГУП «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (НИИЭМП) является головным институтом по резистивной тематике в электронной отрасли.

     Саратовская область обладает высоким кадровым потенциалом и имеет положительную динамику его роста. Только за 2009 г. количество защит на соискание ученой степени кандидата наук увеличилось почти в три раза, доктора наук — на 20 %. Это свидетельствует о развитой инновационно-ориентированной системе образования и подготовки кадров. Активно создается инновационная инфраструктура при вузах. На базе высших учебных заведений функционируют Центр трансфера технологий ПГУ, Центр инноваций Саратовской государственной академии, Научно-производственное предприятие «Иннаучагроцентр» Саратовского государственного технического университета. К основным направлениям их деятельности относятся координация научной, научно-технической и инновационной деятельности подразделений и научных коллективов высших учебных заведений; трансфер технологий; коммерциализация результатов научных исследований и разработок; образование новых технологических компаний и др.

     В Саратовской области ведется активная работа по созданию двух технопарков: в сфере высоких технологий (микроэлектроника и приборы нового поколения, информационные технологии, новые материалы) и в сфере высоких медицинских технологий (изготовление высокотехнологичных изделий медицинского назначения). Создание технопарков включает развитие благоприятной инновационной бизнес-среды с высокой степенью доступности информационных и технологических ресурсов, низкой стоимостью инфраструктурного и кадрового обеспечения, оптимальной логистической схемой; увеличение объемов инвестиций, привлекаемых в экономику области.

     На  территории Саратовской области создается сеть бизнес-инкубаторов, основной целью которых является поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, необходимых для успешного создания и развития бизнеса. В регионе успешно функционируют около 20 бизнес-инкубаторов, в том числе инновационный, молодежный бизнес-инкубаторы, а также опытно-экспериментальный участок бизнес-инкубатора, выполняющий функции минитехнопарка.

     В 2009 г. для продвижения инноваций создан региональный клуб «Фабрика идей», деятельность которого направлена на обеспечение благоприятной среды профессионального общения и взаимодействия авторов перспективных идей, потенциальных инвесторов и менеджеров инновационных и инвестиционных проектов. Проведенное исследование показало, что развитие инноваций в регионах тормозит низкий уровень конкуренции и административные барьеры. Кроме того, в сознании большей части населения России понятие «инновационное развитие» все еще воспринимается как «абстракция». Инновационная модель поведения бизнеса пока еще не является гарантом успеха в России, как следствие, бизнес предпочитает работать в более прибыльных секторах. Необходимо сформировать инструменты стимулирования для регионов и муниципалитетов. Следует более детально в федеральной программе поддержки малого бизнеса проработать конкретные меры, стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.

     2. Роль малых инновационных предприятий в развитии региональной инновационной системы 

     Поддержка малого инновационного предпринимательства региона может быть определена как система взаимодополняющих и взаимодействующих между собой элементов региональной инновационной системы (РИС) (научных учреждений, служб, организующих взаимодействие науки и производства, осуществляющих трансферт технологий, консалтинговых и других фирм, а также потребителей), деятельность которых направлена на создание и развитие малых инновационных предприятий. В основе концепции системы лежит идея осуществления инновационного процесса и его ускорения, создание и использование новых технологий. Все элементы системы должны дополнять друг друга, способствовать развитию каждого элемента и инновационного потенциала региона в целом.

Информация о работе Анализ инновационного потенциала развития экономики России на примере (Саратова)