Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить проблемы повышения инновационного потенциала развития экономики региона и найти пути их решения.
Задачи:
- дать анализ инновационного потенциала развития экономики России и региона (на примере г. Саратова);
- определить развитие инновационного потенциала Саратовского региона.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Анализ инновационного потенциала развития экономики России (на примере г. Саратова)……………………………………………………………...5
1.1. Развития инновационного потенциала в России: проблемы и эффективность…………………………………………………………………….5
1.2. Развитие инновационного потенциала Саратовского региона……12
2. Роль малых инновационных предприятий в развитии региональной инновационной системы………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………….27
Недостаточная
децентрализация фискального
При
этом полномочия по регулированию налогов
(в частности, налога на имущество
природоохранного значения, добычу полезных
ископаемых, прибыль для инновационно-
Описанные выше проблемы, с которыми сопряжено современное региональное развитие в стране, со всей очевидностью указывают на необходимость расширения и конкретизации полномочий субъектов РФ в отношении проведения инновационной и экологической политики. Это предполагает разработку четкого механизма кругооборота финансово-бюджетных средств, создающего возможность реализации стратегии инновационного и устойчивого развития на основе единых целей федерации и ее субъектов. При этом прежде всего следует обеспечить построение системы природопользования на базе постоянного обновления технологий производства, внедрения научно-технических достижений, способных снизить негативное воздействие на природную среду.
Для этих целей следует
Таким
образом, следует констатировать, что
экономический федерализм в России
пока находится на начальной стадии
формирования. Между тем федерализм как
экономическая категория должен выступать
формой экономических отношений, возникающих
в процессе формирования, распределения
и использования государственных и муниципальных
ресурсов (не только финансовых, но и природных,
трудовых, материальных и нематериальных).
Иными словами, с экономической точки
зрения федерализм есть процесс и средство
распределения и перераспределения ресурсов
между различными уровнями государственной
власти. От того, насколько эффективно
в условиях их ограниченности они будут
распределены, зависит не только стабильность
экономики федерального центра и регионов,
уровень жизни населения разных территорий
страны, но и возможность устойчивого
и инновационного регионального и общенационального
развития.
1.2.
Развитие инновационного
потенциала Саратовского
региона
Сравнительно недавно понятие «инновационный потенциал» стало вводиться в научный оборот как социологическая категория. В. Н. Гунин полагает, что инновационный потенциал — это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура).1
С точки зрения Г. С. Гамидова, инновационный потенциал региона (отрасли) — это способность и готовность региона (отрасли) осуществлять эффективную инновационную деятельность2. Инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов.
В процессе накопления и использования инновационного потенциала социума ресурсы являются материально-вещественной и информационной базой достижения целей инновационной деятельности.
Целенаправленное развитие инновационного потенциала общественного производства в современных условиях предполагает учет усложнения содержания, структуры и динамики ресурсной базы инновационного развития; повышения роли вероятностных факторов, связанных с определением путей использования ресурсов инновационного потенциала для достижения целей инновационной деятельности; усиления функций государственного регулирования и контроля инновационных ресурсов.
Развитие
технологий обусловливает существенные
изменения механизмов и условий
прогресса материального
Фондом общественного мнения было проведено исследование по определению отношения населения регионов РФ к инновациям и к тому, как власти на местах стимулируют инновационное развитие. По степени инновационной продвинутости население разделили на 4 группы: «гасители», «мечтатели», «деятели», «предводители». Оказалось, что 67 субъектов РФ можно отнести к «мечтателям», т. е. имеющим абстрактное представление об инновациях. Как ни странно, наибольшее стремление к инновациям продемонстрировали жители регионов, где социальная ситуация является нестабильной. В регионах с высокой концентрацией образовательных учреждений (таких как Москва, Н. Новгород) отношение к инновациям весьма индифферентное. Не менее парадоксально россияне оценивают вклад региональных администраций в развитие инноваций. Из трех определений «консервация», «модернизация», «реновация» жители 37 регионов выбрали первый ответ. Впрочем, население еще 28 регионов, которых по структуре экономики можно отнести к промышленно-сырьевым, выбрали ответ «модернизация».
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области именно инновационный сектор экономики должен определять будущее развитие региона на долгосрочную перспективу. К настоящему времени в области количество инновационных организаций среднего уровня, демонстрирующих динамичное развитие, составляет не более 40, большинство инновационных проектов выведены только на ранние стадии реализации.
Конкурентоспособную инновационную продукцию, создаваемую в области, поможет вывести на рынок комплексное развитие региональной инновационной системы, в которой финансовые средства и организационные меры будут направлены на объединение административного ресурса и усилий предпринимательского сектора. Для решения этой задачи была разработана и принята долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Саратовской области (2009—2013 годы)». На инновационное развитие экономики Саратовской области направлены мероприятия 47 региональных программ. В основном упор делается на создание новой импортозамещающей и экспортно-ориентированной наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
По
сравнению с 2000 г. к 2009 г. количество
использованных передовых производственных
технологий выросло на 70 %. Кроме
того, особое внимание уделяется повышению
конкурентоспособности
Для
создания эффективной системы
Правительство Саратовской области в течение последних лет активно формирует региональную инновационную систему на основе комплексного подхода. Она включает элементы поддержки инноваций от «рождения» идеи до ее коммерциализации. Научными исследованиями и разработками занимаются 23 специализированные организации, численность работников которых составляет 7 119 чел.1 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за последнее время существенно сократилась, что связано, во-первых, с переходом специалистов в другие сферы экономики, во-вторых, с сокращениями (увольнениями) работников, в третьих, с эмиграцией за рубеж. Однако удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве организаций составляет не более 7,3 %. Рост объема выполненных научных работ за последние 4 года составил более 40 %. Количество созданных и используемых в области объектов интеллектуальной собственности ежегодно увеличивается в среднем на 10 %8.
На территории Саратовской области находятся 5 крупных отраслевых НИИ, в которых работают ведущие специалисты в сфере вычислительной и измерительной техники, автоматики, микроэлектроники, аппаратуры связи, лазерной техники и др. Большинство институтов обладает единственными в своих отраслях технологиями, уникальным градуировочным и испытательным оборудованием, специальными испытательными базами. В частности, в Саратове находится основной разработчик и изготовитель авиационных тренажеров России ОАО «Саратовское конструкторское бюро моделирования» (ПКБМ). ФГУП «Научно-исследовательский институт электронно-механических приборов» (НИИЭМП) является головным институтом по резистивной тематике в электронной отрасли.
Саратовская область обладает высоким кадровым потенциалом и имеет положительную динамику его роста. Только за 2009 г. количество защит на соискание ученой степени кандидата наук увеличилось почти в три раза, доктора наук — на 20 %. Это свидетельствует о развитой инновационно-ориентированной системе образования и подготовки кадров. Активно создается инновационная инфраструктура при вузах. На базе высших учебных заведений функционируют Центр трансфера технологий ПГУ, Центр инноваций Саратовской государственной академии, Научно-производственное предприятие «Иннаучагроцентр» Саратовского государственного технического университета. К основным направлениям их деятельности относятся координация научной, научно-технической и инновационной деятельности подразделений и научных коллективов высших учебных заведений; трансфер технологий; коммерциализация результатов научных исследований и разработок; образование новых технологических компаний и др.
В Саратовской области ведется активная работа по созданию двух технопарков: в сфере высоких технологий (микроэлектроника и приборы нового поколения, информационные технологии, новые материалы) и в сфере высоких медицинских технологий (изготовление высокотехнологичных изделий медицинского назначения). Создание технопарков включает развитие благоприятной инновационной бизнес-среды с высокой степенью доступности информационных и технологических ресурсов, низкой стоимостью инфраструктурного и кадрового обеспечения, оптимальной логистической схемой; увеличение объемов инвестиций, привлекаемых в экономику области.
На территории Саратовской области создается сеть бизнес-инкубаторов, основной целью которых является поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, необходимых для успешного создания и развития бизнеса. В регионе успешно функционируют около 20 бизнес-инкубаторов, в том числе инновационный, молодежный бизнес-инкубаторы, а также опытно-экспериментальный участок бизнес-инкубатора, выполняющий функции минитехнопарка.
В 2009 г. для продвижения инноваций создан региональный клуб «Фабрика идей», деятельность которого направлена на обеспечение благоприятной среды профессионального общения и взаимодействия авторов перспективных идей, потенциальных инвесторов и менеджеров инновационных и инвестиционных проектов. Проведенное исследование показало, что развитие инноваций в регионах тормозит низкий уровень конкуренции и административные барьеры. Кроме того, в сознании большей части населения России понятие «инновационное развитие» все еще воспринимается как «абстракция». Инновационная модель поведения бизнеса пока еще не является гарантом успеха в России, как следствие, бизнес предпочитает работать в более прибыльных секторах. Необходимо сформировать инструменты стимулирования для регионов и муниципалитетов. Следует более детально в федеральной программе поддержки малого бизнеса проработать конкретные меры, стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.
2.
Роль малых инновационных
предприятий в развитии
региональной инновационной
системы
Поддержка малого инновационного предпринимательства региона может быть определена как система взаимодополняющих и взаимодействующих между собой элементов региональной инновационной системы (РИС) (научных учреждений, служб, организующих взаимодействие науки и производства, осуществляющих трансферт технологий, консалтинговых и других фирм, а также потребителей), деятельность которых направлена на создание и развитие малых инновационных предприятий. В основе концепции системы лежит идея осуществления инновационного процесса и его ускорения, создание и использование новых технологий. Все элементы системы должны дополнять друг друга, способствовать развитию каждого элемента и инновационного потенциала региона в целом.
Информация о работе Анализ инновационного потенциала развития экономики России на примере (Саратова)