Инновационные процессы в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:52, доклад

Краткое описание

«Инновация представляет собой процесс научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, начиная от замысла нового продукта, через трансформацию идей в опытные образцы, вплоть до внедрения нового изделия в повседневную жизнь производителей и потребителей». В более узком смысле инновация – это применение изобретения для создания нового или улучшения старого товара или процесса.
В основе инновации лежит научное знание – научное открытие или техническое изобретение. Однако не любое знание является инновацией. Инновация – это знание, воплощенное в коммерческий продукт. Целью инновационной деятельности является обязательное получение экономического эффекта.

Файлы: 1 файл

Инновационные процессы в экономике России.docx

— 153.95 Кб (Скачать)

Инновационные процессы в  экономике России

«Инновация представляет собой процесс научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, начиная от замысла нового продукта, через трансформацию идей в опытные образцы, вплоть до внедрения нового изделия в повседневную жизнь производителей и потребителей» [1]. В более узком смысле инновация – это применение изобретения для создания нового или улучшения старого товара или процесса.

В основе инновации лежит научное  знание – научное открытие или  техническое изобретение. Однако не любое знание является инновацией. Инновация – это знание, воплощенное в коммерческий продукт.   Целью инновационной деятельности является обязательное получение экономического эффекта.

По существующей в настоящий  момент классификации инноваций  выделяют инноваций: производственные (технологические и продуктовые), маркетинговые и управленческие. Технологические инновации – инновации, нацеленные на совершенствование технологии производства и имеющие своим результатом снижение себестоимости производства, более эффективное использование дефицитных ресурсов, ускорение сроков производства. Продуктовые инновации – инновации, имеющие целью улучшение либо потребительских характеристик выпускаемой продукции, либо разработку и внедрение новых видов продукции. Маркетинговые инновации заключаются в разработке и внедрении новых методов воздействия на предпочтения потребителей, расширении рынка сбыта и повышении эффективности продвижения продукции на рынке. Управленческие инновации привносят улучшения в процесс управления предприятием, с точки зрения решения бизнес–процессов.

Предпосылками инноваций могут  быть внутренние и внешние изменения [2, с. 18]. К внутренним относят внутрифирменные проблемы: положительные (новые идеи в области НИОКР, рост дополнительного спроса, появление новых конкурентных преимуществ и др.) и негативные (снижение прибыльности, доли рынка или эффективности, рост текучести кадров, падение курса акция, снижение качества продукции и пр.). Изменения во внешней предпринимательской среде включают изменения прямого воздействия (потребители, контрагенты, контактные организации, общественные организации) и косвенного воздействия (научно–техническая среда, политическая, социальная, демографическая среда, экология и др.).

Экономист, Й. Шумпетер, разработал инновационную теорию длинных волн, интегрировав ее в общую инновационную теорию экономического развития. Он утверждал, что именно инновации вызывают к жизни длинные циклы деловой активности. В процессе внедрения инноваций в экономику происходит подрывание равновесия прежней экономической системы. В результате этого с рынка отсеиваются устаревшие технологии и отжившие организационные структуры, в результате чего появляются новые жизнеспособные отрасли, происходит рост экономики и благосостояния населения.

В условиях экономического кризиса прорыв некоторых государств на новый уровень научно–технического развития будет означать принципиальное изменение возможностей ведения хозяйства для всех участников системы мировых экономических связей. Важное значение для России имеют вопросы формирования экономической политики, направленной на модернизацию отечественной экономики и связанные с диверсификацией производства, обновлением материально–технической базы реального сектора экономики, ростом производительности труда на инновационной основе [3]. Модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы – вопрос выживания России в современном мире. Выделяют пять приоритетных направлений [4]: энергоэффективность и энергосбережение (разработка новых видов топлива), ядерные, космические (телекоммуникаци, включая, ГЛОНАСС, и программы развития наземной инфраструктуры), медицинские технологии (диагностическое оборудование, лекарственные средства) и стратегические информационные технологии (создание суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения).

Таким образом, инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек  зрения: во–первых, как средство обеспечения  стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации  являются основным видом бизнеса; во–вторых, как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно–технические и иные результаты, которые могут  использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Список библиографической  источников:

1. Розанова Н.М. Структура рынка и стимулы к инновациям: уроки для России.  Электронный ресурс в режиме интернет-доступа: [http://economics. boom.ru/Rozanova/Rozanova1.htm].

2. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер». – СПб, 2006.

3. Сенчагов В.К. Финансовый кризис: механизм преодоления // ЭКО. 2009. № 1. С.49-60.

4. Кузьмин В. Дмитрий Медведев выделил приоритетные отрасли инновационного развития «Российская газета» - 19.06.2009 г. – Федеральный выпуск №4935 (111).


Информация о работе Инновационные процессы в экономике России