Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является проведение анализа и выявление путей повышения прибыли и рентабельности ООО «Соло».
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
- провести теоретический анализ по разным литературным источникам;
- охарактеризовать объект исследования – ООО «Соло»;
- произвести расчет показателей прибыли и рентабельности;
- проанализировать показатели прибыли и рентабельности;
- разработать мероприятия по увеличению показателей прибыли и рентабельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСТЬ …………………………………...……… 5
1.1. Методы финансового анализа …………………………….……. 5
1.2. Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности ……………………………………….……. 7
1.3. Общие понятия о прибыли и рентабельности ………...……. 10
1.4. Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности...20
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ...………………….… 25
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………. 30
3.1. Анализ балансовой прибыли ………………………………….. 30
3.2. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …… 32
3.2.1. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …………………………………………………………...…. 33
3.3. Анализ распределения и использования балансовой прибыли ………………………………………………….………………. 35
3.4. Анализ использования чистой прибыли …….…………….…. 36
3.5. Анализ рентабельности ……………………………………...…. 37
3.5.1. Факторный анализ рентабельности собственных средств………………………………………………………………………...……… 39
4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ …………………………………...…………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 669.00 Кб (Скачать)

    Показатели  рентабельности.

    Показатели  рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

    Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  и дохода предприятий. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

    Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

    - показатели, рассчитанные на основе  прибыли (дохода);

    - показатели, рассчитанные на основе  производственных активов;

    - показатели, рассчитанные на основе  потоков наличных денежных средств.

    Первая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия. При расчете показателей данной группы в знаменателе используется показатель объема продаж, а в числителе – один из показателей прибыли: от реализации, балансовая, налогооблагаемая, чистая.

    Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней  рентабельности в зависимости от изменения размера и характера  авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал; затраты на производство и реализацию продукции (можно рассчитать для всей продукции и отдельных ее видов); основные средства и др. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель балансовой прибыли, а в знаменателе, один из показателей: все производственные активы, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал, основные средства и т.д. Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций и т.д.

    Третья  группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель чистого притока денежных средств, а в знаменателе – один из показателей: объем продаж, совокупный капитал, собственный капитал и т.д. Данные показатели рентабельности дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.

    На  основе принятой в курсовом проекте  классификации показателей рентабельности, составим таблицу 2, где в общем виде представим показатели, их обозначение, формулы расчета и источники данных для расчета.

    Таблица 2

    Показатели  рентабельности

Название  показателя Обозначение Формула расчета Источник данных для расчета
Показатели, используемые при расчете показателей  рентабельности
Прибыль от основной деятельности По   Форма №2, строка 050
Балансовая прибыль Пб   Форма №2, строка 140
Чистая  прибыль Пч   Форма №2, строка 190
Объем продаж В   Форма №2, строка 010
Себестоимость реализованной продукции с/с   Форма №2, строка 020
Стоимость всего имущества предприятия К   Форма №1, строка 300 = строка 700
Собственные средства СС   Форма №1, строка 490
Инвестированный капитал ИК   Форма №1, строка 490 + строка 590
Основные  средства ОС   Форма №1, строка 120
Показатели  рентабельности первой группы
Рентабельность  продаж (на основе прибыли от основной деятельности) RПо  
Рентабельность  продаж (на основе балансовой прибыли) RПб  
Рентабельность  продаж (на основе чистой прибыли) RПч  
       
Показатели  рентабельности второй группы
Рентабельность продукции Rпрод  
Рентабельность  капитала RК  
Рентабельность  собственных средств RСС   (1.3.1)  
Рентабельность  инвестированного капитала RИК  
Рентабельность основных средств RОС  

    Данные  показатели и формулы их расчета  из таблицы 1 и 2 будут использоваться в дальнейшей работе над курсовым проектом.

 

    1.4. Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности.

    Анализ  прибыли и рентабельности на предприятия в качестве основных элементов включает в себя:

    - исследование изменения каждого  показателя за анализируемый  период (горизонтальный анализ);

    - исследование структуры соответствующих  показателей и их изменений  (вертикальный анализ);

    - изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель (факторный анализ).

    Начальным  этапом проведения анализа прибыли  и рентабельности является анализ балансовой прибыли. Общий финансовый результат  деятельности предприятия – балансовая прибыль – представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации и внереализационной деятельности. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры.

    Изменение структуры балансовой прибыли характеризует  качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного  веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение  качества балансовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для  выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.

    В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

    Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение  объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

    Не  менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли от реализации прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли от реализации и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем материальных, трудовых и прочих затрат на ее производство, а также управленческих и коммерческих расходов, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

    Для определения влияния на прибыль от реализации этих факторов используем метод подстановки, который используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем  постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются. Сравнение величины результата до и после изменения уровня того или иного фактора позволяют элиминироваться  от влияний всех факторов, кроме одного. Для расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции методом подстановки будет использоваться следующая формула:

    По = В – Зм –Зт –Зпроч – Рк – Ру,                        (1.4.1)

    где В – нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг,

    Зм – материальные затраты,

    Зт – расходы на оплату труда,

    Зпроч – прочие затраты на производство продукции,

    Рк – коммерческие расходы,

    Ру – управленческие расходы (оплата труда управленческому персоналу).

    Изменение вышеперечисленных факторов может  оказать как положительное, так  и отрицательное влияние на величину прибыли от реализации продукции. Так, снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

    В таблице 3 изображен порядок проведения факторного анализа применительно  к формуле (1.4.1).

    Таблица 3

    Факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг

подстановки В Зм Зт Зпроч Рк Ру По ∆По
Баз. Баз. Баз. Баз. Баз. Баз. Баз. По баз  
1 подстановка Отч. Баз. Баз. Баз. Баз. Баз. По1 ∆По(В)=По1- По баз
2 подстановка Отч. Отч. Баз. Баз. Баз. Баз. По2 ∆Пом)=По2- По1
3 подстановка Отч. Отч. Отч. Баз. Баз. Баз. По3 ∆Пот)=По3- По2
4 подстановка Отч. Отч. Отч. Отч. Баз. Баз. По4 ∆Попроч)=По4о3
5 подстановка Отч. Отч. Отч. Отч. Отч. Баз. По5 ∆Пок)=По5о4
6 подстановка Отч. Отч. Отч. Отч. Отч. Отч. По6 ∆Поу)=По6о5

    Следующим направлением анализа финансовых результатов является анализ распределения и использования балансовой прибыли.

    Полученная  предприятием прибыль должна покрыть  текущие затраты предприятия, обеспечить выполнение договорных обязательств перед  государством в виде отчисления части прибыли в бюджет, а также обеспечить определенную величину прибыли для внутрифирменных нужд.

    При проведении анализа проверяется  правильность исчисления налогооблагаемой базы, причины увеличения (уменьшения) балансовой прибыли, полнота использования предприятием его права на льготы по налогу. Изучается динамика структуры элементов налогооблагаемой прибыли и бюджетных платежей.

    Для изучения влияния политики налогообложения  на чистую прибыль выявляют, насколько  предприятие использует свои права  для снижения  выплат по налогообложению, какие суммы были изъяты из чистой прибыли вследствие завышения налогооблагаемой прибыли.

    Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), распределяется им самостоятельно.

    Далее по чистой прибыли анализируют в динамике изменение фонда резервного фонда и выплат учредителям и их долей в чистой прибыли.

    Абсолютная  величина прибыли не может характеризовать  эффективность работы предприятия  достаточно полно, поэтому проводится анализ рентабельности деятельности предприятия.

    Рентабельность  деятельности предприятия изучается по каждому показателю в динамике за ряд лет. Также проводится факторный анализ рентабельности, призванный определить причины изменения этого показателя. Поскольку рентабельность определяется несколькими показателями, в основе расчета которых лежит балансовая прибыль, то факторы, влияющие на изменение балансовой прибыли влияют и на изменение показателей рентабельности. Также к влияющим факторам относятся изменения в объемах собственных, основных средств, изменение себестоимости реализованной продукции и величины выручки от этой реализации и другие в зависимости от анализируемого показателя рентабельности.

    В курсовом проекте будет проведен факторный анализ рентабельности собственных средств методом цепных подстановок. Перед началом проведения анализа модифицируем формулу (1.3.1) следующим образом:

     ,    (1.4.2)

Информация о работе Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии