Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является проведение анализа и выявление путей повышения прибыли и рентабельности ООО «Соло».
Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
- провести теоретический анализ по разным литературным источникам;
- охарактеризовать объект исследования – ООО «Соло»;
- произвести расчет показателей прибыли и рентабельности;
- проанализировать показатели прибыли и рентабельности;
- разработать мероприятия по увеличению показателей прибыли и рентабельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧАСТЬ …………………………………...……… 5
1.1. Методы финансового анализа …………………………….……. 5
1.2. Информационные источники, используемые при анализе прибыли и рентабельности ……………………………………….……. 7
1.3. Общие понятия о прибыли и рентабельности ………...……. 10
1.4. Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности...20
2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ...………………….… 25
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………………. 30
3.1. Анализ балансовой прибыли ………………………………….. 30
3.2. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …… 32
3.2.1. Факторный анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг …………………………………………………………...…. 33
3.3. Анализ распределения и использования балансовой прибыли ………………………………………………….………………. 35
3.4. Анализ использования чистой прибыли …….…………….…. 36
3.5. Анализ рентабельности ……………………………………...…. 37
3.5.1. Факторный анализ рентабельности собственных средств………………………………………………………………………...……… 39
4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ …………………………………...…………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 669.00 Кб (Скачать)

    В 2004г. величина налоговых отчислений немного снизилась по сравнению  с 2003 г. только благодаря увеличению расходов на оплату труда управленческому и остальному персоналу с 419,9 т.р. до 505,5 т.р.

    В таблице 12 рассмотрим как из балансовой прибыли формируется показатель чистой прибыли, используя формулы из таблицы 1.

    Таблица 12

    Формирование чистой прибыли ООО «Соло» за 2003-2004 гг., т.р.

Показатель Расчет  и значение Отклонение
2003 2004 Абс., т.р. Отн., %
Балансовая  прибыль 682,6 793,0 110,4 16,2
Вычеты  из балансовой прибыли 0 0    
Прибыль до налогообложения 682,6-0=682,6 793,0-0=793,0 110,4 16,2
Налоги 118,6 118 -0,8 -0,6
Прибыль после налогообложения 682,6-118,6=563,9 793-118=684,0 120,1 21,3
Чрезвычайные  доходы 0 0    
Чрезвычайные  расходы 0 0    
Чистая  прибыль 563,9+0-0=563,9 684+0-0=684,0 120,1 21,3

    Как видно из таблицы 12, чистая прибыль организации увеличилась в 2004 г. на 120,1 т.р., что составляет 21,3 % по сравнению с 2003 г. Главным образом этому способствовало увеличение балансовой прибыли на 16,2 % и уменьшение налогового бремени на 0,6 % или 0,8 т.р.

    3.4. Анализ использования чистой прибыли.

    Остающаяся  в распоряжении предприятия чистая прибыль используется в 2-х направлениях: отчисления в резервный фонд и  выплаты учредителям. Проанализируем эти направления использования  чистой прибыли в таблице 13.

    Таблица 13

    Анализ использования чистой прибыли

Показатель Расчет  и значение Отклонение
2003 2004 Абс., т.р. Отн., %
Направление 1: отчисления в резервный фонд 563,9*0,01=5,6 684,0*0,025=17 11,4 203
Направление 2: выплаты учредителям 563,9-5,6=558,3 684,0-17=667,0 108,7 19,5

    Как видно из таблицы 13 отчисления в резервный фонд увеличились почти в 3 раза благодаря увеличению процента резервного отчисления с 1 % до 2,5 % по сравнению с 2003 г. Объем выплат учредителям в 2004 г. увеличился на 108,7 т.р., что составляет 19,5 % по сравнению с 2003 г. Если принять во внимание вклады учредителей в уставной фонд в размере 1500 т.р., то можно подсчитать размер возврата на каждый вложенный рубль:

    2003 г.: 558,3/1500=0,37

    2004 г.: 667,0/1500=0,45

    Получается, что в 2003 и 2004 г. учредители получили с каждого вложенного рубля собственных средств по 37 и 45 копеек соответственно. Такой показатель можно отнести к показателям рентабельности (доходности), которые будут проанализированы в следующем подразделе курсового проекта.

    3.5. Анализ рентабельности.

    Для проведения горизонтального анализа  рентабельности необходимо составить  таблицу 14, где указывается порядок расчета и его результат по каждому показателю рентабельности за два анализируемых периода. Формулы для расчетов возьмем из таблицы 2.

    Таблица 14

    Горизонтальный  анализ показателей рентабельности ООО «Соло» за 2003-2004гг., %

Показатели  рентабельности Расчет  и значение Абс. отклонение, %
2003 2004
Рентабельность  продаж (на основе прибыли от реализации) (682,6/6112,8)*100=11,2 (802/5755,4)*100=13,9 2,8
Рентабельность  продаж (на основе балансовой прибыли) (682,6/6112,8)*100=11,2 (793/5755,4)*100=13,8 2,6
Рентабельность  продаж (на основе чистой прибыли) (563,9/6112,8)*100=9,2 (684/5755,4)*100=11,9 2,7
Рентабельность  продукции (682,6/5309,2)*100=12,9 (793/4831)*100=16,4 3,6
Рентабельность  капитала (682,6/1536)*100=44,4 (793/1545)*100=51,3 6,9
Рентабельность  собственных средств (682,6/1512)*100=45,1 (793/1529)*100=51,9 6,7
Рентабельность  инвестированного капитала (682,6/(1512+0))*100=45,1 (793/(1529+0))*100=51,9 6,7
Рентабельность  основных средств (682,6/484)*100=141,0 (793/475)*100=166,9 25,9

    Как видно из таблицы 14, все анализируемые показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, она означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Так, например, рентабельность продаж, рассчитанная на основе разных показателей прибыли, увеличилась в среднем на 2,7 %. Наибольшее значение  имеет рентабельность продаж, рассчитанная на основе прибыли от реализации товаров, работ, услуг: в 2003 г. RПо=11,2%, в 2004 г. RПо=13,9%. В 2003 г. она совпадает с рентабельностью продаж, рассчитанной на основе балансовой прибыли, а в 2004 г. - RПо > RПб поскольку балансовая прибыль в 2004 г. уменьшилась. Увеличение рентабельности продаж в среднем на 2,7 % говорит о том, что с каждого рубля выручки предприятие стало получать в 2004 г. прибыли на 2,7 копеек больше, чем в 2003 г. Если подсчитать среднее значение рентабельностей продаж, рассчитанных на основе разных показателей прибыли, то получится, что ООО «Соло» в 2003 и 2004 гг. с каждого рубля выручки получило 10,5 и 13,2 копеек прибыли соответственно.

    Рентабельность  продукции показывает, сколько копеек балансовой прибыли предприятие получает с каждого рубля затраченных средств на производство реализованной продукции. В 2003 и 2004 гг. рентабельность всей реализованной продукции составила 12,9 и 16,4 % соответственно. Т.е. в 2004 г. ООО «Соло» с каждого рубля вложенного в себестоимость реализованной продукции получило на 3,6 копеек балансовой прибыли больше, чем в 2003 г.

    Рентабельность  капитала показывает, сколько копеек балансовой прибыли предприятие  получает с каждого рубля имеющегося у него имущества. В 2004 г. на каждый вложенный рубль в имущество предприятия приходится 51,3 копейки балансовой прибыли, что на 6,9 копеек больше, чем в 2003 г.

    Рентабельность  основных средств характеризует  эффективность вложений в основные средства. В 2004 г. с каждого рубля, вложенного в основные средства, ООО «Соло» получило 166,9 копеек балансовой прибыли, что больше на 25,9 копеек, чем в 2003 г. Т.о. получается, что кафе получает балансовой прибыли больше, чем оно затратило на основные средства более чем в 1,5 раза.

    Что касается рентабельности собственных средств и инвестированного капитала, то они имеют одинаковое значение в анализируемые периоды, поскольку ООО «Соло» не имеет долгосрочных обязательств. Рентабельность собственных средств показывает величину полученной балансовой прибыли в копейках с каждого рубля используемых собственных средств. В нашем случае рентабельность собственных средств увеличилась с 45,1 % до 51,9 %. Чтобы определить какие факторы и на сколько повлияли на увеличение рентабельности собственных средств проведем ее факторный анализ.

    3.5.1. Факторный анализ рентабельности  собственных средств

    Проведем  факторный анализ рентабельности собственных  средств с целью определения  степени влияния на нее следующих  факторов:

    1) изменение размера уставного и резервного капитала;

    2) изменение объема реализации;

    3) изменение себестоимости реализованной  продукции;

    4) изменение уровня коммерческих  и управленческих расходов;

    5) изменение показателей прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.

    Факторный анализ рентабельности собственных средств проводится методом цепных подстановок.

    Используя формулу (1.4.2) и порядок проведения факторного анализа методом цепных подстановок из таблицы 4, составим таблицу 15, где произведем основные расчеты.

    Таблица 15

    Факторный анализ рентабельности собственных средств ООО «Соло» за 2003-2004 гг., т.р.

№ подст. В с/с Рк Ру Ппр Пвн УК РК Rcc, % ∆ Rcc, %
Баз. 6112,8 5309,2 61,0 60,0 0,0 0,0 1500,0 12,0 45,1 Rcc баз=45,1
1 подст. 5755,4 5309,2 61,0 60,0 0,0 0,0 1500,0 12,0 21,5 ∆ Rcc (В)= -23,6
2 подст. 5755,4 4831,4 61,0 60,0 0,0 0,0 1500,0 12,0 53,1 ∆ Rcc (c/c)= 31,6
3 подст. 5755,4 4831,4 47,0 60,0 0,0 0,0 1500,0 12,0 54,0 ∆ Rcc (Pк)= 0,9
4 подст. 5755,4 4831,4 47,0 75,0 0,0 0,0 1500,0 12,0 53,0 ∆ Rccу)= -1,0
5 подст. 5755,4 4831,4 47,0 75,0 -9,0 0,0 1500,0 12,0 52,4 ∆ Rccпр)= -0,6
6 подст. 5755,4 4831,4 47,0 75,0 -9,0 0,0 1500,0 12,0 52,4 ∆ Rccвн)= 0
7 подст. 5755,4 4831,4 47,0 75,0 -9,0 0,0 1500,0 12,0 52,4 ∆ Rcc (УК)= 0
8 подст. 5755,4 4831,4 47,0 75,0 -9,0 0,0 1500,0 29,0 51,9 ∆ Rcc (РК)= -0,6

    Основное  влияние на увеличение рентабельности собственных средств на 6,7% в 2004 г. оказало падение объема продаж на 357,4 т.р. при одновременном снижении производственной себестоимости реализованной продукции на 477,8 т.р. В результате падения объема продаж рентабельность собственных средств снизилась на 23,6%, но уменьшение себестоимости оказало положительное влияние на рост рентабельности собственных средств на 31,6%. Такие факторы как уставный капитал и внереализационный финансовый результат не оказали никакого влияния на рентабельность собственных средств поскольку за период 2003-2004 гг. их значение не изменялось. Чтобы наглядно показать степень влияния факторов на изменение рентабельности собственных средств изобразим результаты факторного анализа на рисунках 3 и 4.

    Рисунок 3

    Изменение рентабельности собственных средств  за счет наиболее влияющих факторов

    

    На  рисунке 3 видно, что изменение себестоимости реализованной продукции обратно пропорционально изменению рентабельности собственных средств, а изменение объема продаж – прямо пропорционально. Но себестоимость реализованной продукции снизились больше, чем объем продаж, что и обусловило не уменьшение, а увеличение рентабельности собственных средств в 2004 г. на 8%.

    Рисунок 4

    Изменение рентабельности собственных средств за счет менее влияющих факторов

    

    Рисунок 4 показывает, что изменение прибыли  от прочей реализации влияет на рентабельность собственных средств прямо пропорционально, а все остальные факторы на рисунке – обратно пропорционально. Суммарное влияние всех факторов на рисунке 4 уменьшило рентабельность собственных средств в 2004 г. 1,3%. 

 

    4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

    В результате проведенного анализа мы выяснили, что показатели прибыли  и рентабельности ООО «Соло» за период 2003-2004гг. значительно возросли. В большей степени этому способствовало то, что себестоимость реализованной продукции снижалась больше, чем выручка от продаж. Что касается рентабельности собственных средств, то ее значение велико потому что ООО «Соло» не имеет привлеченных средств.

    Снижение  себестоимости продукции играет положительную роль в увеличении показателей прибыли и рентабельности любого предприятия. Решающую роль сыграла  она и в ООО «Соло». В 2004 г. в  кафе резко упал объем продаж на 357,4 т.р. Посчитаем прибыль от реализации и рентабельность собственных средств за 2004 г., представив, что себестоимость реализованной продукции не изменилась за 2003-2004 гг.

Информация о работе Анализ и пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии