Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО «Свежий ветер»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.
Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятии, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными, контрольными органами и др.
Финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….

3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….....

5
1.1. Задачи и методы экономического анализа…………………….……………

5
1.2. Источники информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………….

13
1.3. Система показателей оценки финансового состояния организации……...

21
Глава 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»……………………………………................................

26
2.1. Общая характеристика предприятия и его финансового состояния………

26
2.2. Анализ ликвидности ООО «Свежий ветер» ………………………………..

30
2.3. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации....

39
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»….…………….

49
3.1. Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия …….

49
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий……………………...

62
Заключение………………………………………………………………………...

69
Библиографический список………………………………………..……………..

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 1.67 Мб (Скачать)

К качественным (неформализованным, логическим) методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

♦ метод сравнения;

♦ метод построения систем аналитических таблиц;

♦ метод построения систем аналитических показателей;

♦ метод экспертных оценок;

♦ метод сценариев;

♦ психологические и морфологические  методы и т.п.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях  тех или иных признаков, характеризующих  каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности).

Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная  характеристика всех сторон исследуемых  экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

Абсолютные  показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную). Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции — в центнерах и тоннах и т.д.

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая должна удовлетворять следующим  принципам:

  • обеспечение единства данных, поступающих из разных источников;
  • недопущение дублирования в первичных документах;
  • обеспечение оперативности в поступлении информации;
  • в максимальной степени использование средств автоматизации сбора данных.

Все источники данных14, использующиеся в анализе делятся на:

    1. плановые;    2.  учетные;     3. внеучетные.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности. Информационной базой для анализа служат данные бухгалтерской отчетности (отчетные формы №1, №2, №3), достоверность которой подтверждена выводами аудиторской организации, и данные бухгалтерского учета, а также статистической отчетности о платежеспособности (формы ПС-1, ПС-2, ПС-3), ликвидности (формы ЛВ-1 и ЛВ-2).

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

  1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.
  2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
  3. Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).
  4. Техническая и технологическая документация.
  5. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и др.).
  6. Информация об основных контрагентах предприятия.
  7. Данные об основных конкурентах.
  8. Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
  9. Сведения о состоянии рынка капитала.
  10. Данные о состоянии фондового рынка.
  11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации страны и др.

Организация проведения анализа  состоит из следующих этапов:

  • сбор информации;
  • первичная обработка данных;
  • экспресс анализ;
  • комплексный анализ;
  • обоснование полученных результатов и выдача рекомендаций.

Сущность  экспресс анализа заключается в  отборе минимально допустимого количества наиболее существенных и не сложных  в исчислении показателей. В результате его проведения можно определить финансовое положение организации  достаточно точно.15

Цель комплексного анализа  – это подробная и всесторонняя оценка состояния организации с  позиции доходности, ликвидности  и риска, как за рассматриваемый  период, так и на перспективу.

Комплексный экономический  анализ деятельности сопровождает выполнение всех операций, позволяет оценить  эффективность проводимой финансовой политики, обосновать варианты управленческих решений и спрогнозировать результаты этих решений. Особое значение в современных  условиях приобретает методика комплексного анализа деятельности с точки зрения ее соответствия стратегии развития организации. Проведение комплексного анализа обусловлено необходимостью формирования общего мнения о финансово-экономическом состоянии; выявления скрытых резервов, повышения эффективности его деятельности, а также оценки рентабельности отдельных экономических операций.

1.3 Система показателей оценки финансового состояния организации.

В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно  иметь дело с системой показателей. Экономические показатели – это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения – измерения и оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен всегда помнить о цели и задачах исследования и использовать показатели для описания и оценки конкретных аспектов деятельности организации.

Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей16, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам.

 

По своему содержанию показатели делятся на:

  1. количественные (объем продукции, количество рабочих);
  2. качественные (показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов, таких как, себестоимость, рентабельность, производительность труда)

 

По степени синтеза показатели делят на:

  1. обобщающие (результативные);
  2. частные, которые в свою очередь делят на:
      1. абсолютные: - натуральные (м, кг) - стоимостные (руб, $)
      1. относительные (%, коэффициенты)

При изучении причинно-следственных связей, показатели делят на:

  1. факторные
  2. результативные

Показатели, определяющие поведение  результативных показателей и выступающих  в качестве причин изменения их величин  называются факторными.

Если показатель рассматривается как результат  воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.

По способу формирования показатели бывают:

  1. нормативные
  2. плановые
  3. учетные
  4. отчетные
  5. аналитические

 

Под количественными  показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

Качественные  показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.

Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций17. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие:

  • показатели, характеризующие ритмичность продаж;
  • выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);
  • полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);
  • изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);
  • сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);
  • соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Увеличение  объема выпуска товаров может  происходить, например, за счет увеличения числа рабочих (количественный показатель) и за счет повышения производительности труда (качественный показатель). Объем товарной продукции может возрасти в результате как увеличения выпуска количества изделий, так и повышения удельного веса в них изделий высшего сорта.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

В организациях товары учитывают и  анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с  установленной номенклатурой). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. Величины оптовой и розничной продаж, оборотных средств, издержек обращения, дохода – все это объемные показатели18.

Экономические явления и  процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени.

Относительные величины представляют собой частное  от деления одного абсолютного числа  на другое. Если разделить текущее  значение показателя на базисное, мы получим  простое отношение, называемое часто  коэффициентом и показывающее, во сколько раз первое число больше второго. Умножив частное на 100, получим процентное отношение.

Удельные  показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО «Свежий ветер»)