Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 11:20, курсовая работа
Развитие капитализма в современных условиях полностью подтвердило предвидение классиков марксизма-ленинизма о предстоящей активизации государственного вмешательства в экономику. Учение В.И. Ленина о государственно-монополистическом капитализме представляет собой творческое развитие взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на усиление роли государства в экономике по мере обострения противоречий капитализма.
Введение 3
1 Программирование как метод государственного регулирования экономики 5
1.1 Понятие и необходимость программирования основных процессов в экономике 5
1.2 Цели и задачи программирования 6
1.3 Виды государственных программ развития 9
2 Анализ антикризисной программы РФ на период 2014-2015гг. 15
2.1 Создание системы антикризисного управления 15
2.2 Антикризисные меры социальной защиты населения 21
2.3 Выделение средств "Внешэкономбанку" на санацию системообразующих предприятий 24
Заключение 27
Библиографический список 29
Любые программы с теоретических позиций имеют принципиально одинаковые стадии формирования [6].
Первая стадия - аналитическая. Проводятся сбор информации и комплексный анализ текущей ситуации и оценка состояния развития выбранного объекта. Затем полученные данные в процессе их обработки подлежат сравнению с аналогичными показателями других объектов хозяйствования, осуществляется анализ приоритетных направлений развития на планируемый период.
Вторая стадия - целевая, где происходит формирование стратегических целей программы. На этой стадии (или в период, предшествующий ей) выполняется важнейшая работа - разработка стратегии развития избранного объекта на средне- и долгосрочную перспективу. Она может разрабатываться отдельно (раньше) от программы или же в период начальных стадий формирования программы. Значимость этой стадии определяется тем, что состав целей определяет характер тех мер, которые органы управления должны разработать и реализовать, чтобы повлиять на развитие объекта в заданных направлениях. Эта стадия является наиболее важной, так как неверно поставленные стратегические цели развития объекта хозяйствования могут не ускорить его социально-экономическое развитие, а наоборот, замедлить темпы роста.
Третья стадия - программная. Разрабатывается комплекс программных мероприятий по развитию объекта, уточняется состав программных работ по комплексам, устанавливаются сроки их реализации, определяются потребности в ресурсах, разрабатывается система управления программой.
Заключительная стадия - оценочная. Происходит оценка результативности программы и ее влияния на социально-экономическое развитие.
Программирование невозможно без использования соответствующих методов. Методы разработки государственных программ социально-экономического развития представляют собой набор определенных способов и процедур по установлению целей развития, выявлению программных мероприятий, обоснованию и обеспечению требующихся ресурсов на выполнение поставленных целей. К настоящему времени сложилось четыре основных методических подхода к построению программ развития.
1. Списочный метод.
2. Ленточные графики Ганта.
3. Программно-целевой метод.
4. Метод критического пути.
Суть первого метода состоит в том, что все мероприятия программы выстраиваются в виде списка. Каждое мероприятие имеет соответствующие показатели: сумму финансирования, срок выполнения, ответственного исполнителя и др. Для удобства работы этот список оформляется в виде таблицы, утверждается соответствующей инстанцией и затем уже выступает в виде официального документа, который доводится до исполнителей для последующей реализации. Данный метод широко применяется и в настоящее время, преимущественно для разработки программ малой и средней сложности.
Второй метод - построение программы в виде ленточных графиков Ганта, получивших название по имени их изобретателя. Этот метод был разработан в 1914 г., исходя из потребностей Первой мировой войны. В целом суть этого метода состоит в том, что выполнение программных мероприятий но времени отображается на бумаге в виде ленточек по календарной шкале. Выполнение мероприятий и их взаимосвязь отображаются ленточками на принципах "параллельно-последовательных сочетаний". В итоге все мероприятия в рамках программы рационально сочетаются между собой по времени (и ресурсам), что позволяет определить сроки выполнения всей программы. Данный метод получил широкое распространение при разработке программ технического развития, а затем и сложных программ социально-экономического развития, например программ по созданию крупных промышленных комплексов, хозяйственному освоению территорий и пр.
Принципиальное содержание третьего метода - программно-целевого - заключается в следующем. Главная цель (или цели) разработки какого-то крупного проекта, для реализации которого создается программа, экспертно-логическим путем разделяется на направления (подцели) второго уровня, затем каждое из них подразделяется на более конкретные задачи третьего уровня и т.д. Процесс продолжается до тех пор, пока не получается уровень конкретных и ясных заданий, которые можно реализовать в качестве программных мероприятий. Как правило, такая структуризация программы оформляется в виде схемы, которую принято называть "деревом целей" или же "деревом проблем". С помощью методов экспертных оценок и специальных алгоритмов по данному "дереву" рассчитываются коэффициенты относительной значимости по каждой подцели и задаче. Они широко используются в различных расчетах при окончательном построении программы.
Четвертый метод - метод критического пути, получивший в настоящее время обобщенное название - системы сетевого планирования и управления (СПУ). Метод основывается на теории графов. Его можно отнести к так называемым графоаналитическим методам. Основными понятиями системы СПУ являются:
- работа (программное мероприятие), изображаемая графически в виде стрелки, направленной слева направо;
- событие, символизирующее начало и окончание работы, изображаемое в виде кружков в начале работы и по ее окончании;
- критический путь работ - это вычисленная цепочка работ во всей программе (представленной своеобразной "паутиной" работ), которая представляет наибольшую по длительности выполнения цепочку работ из всех возможных для достижения цели программы цепочек. При этом следует отметить, что работы в СПУ могут оцениваться как по времени (в днях, месяцах, годах), так и в стоимостном выражении.
Метод СПУ оказался весьма эффективным для построения и управления средними и крупными целевыми программами в самых различных областях человеческой деятельности: создании сложных инженерных сооружений, проведении военных операций, организации крупных транспортных грузопотоков, освоении крупных месторождений нефти и полезных ископаемых и пр.
Кризис и его последствия - привлекательная питательная почва для политических игр. Они ведутся сейчас во всем мире. При этом их участники нередко забывают, что кроме таких игр есть судьбы сотен миллионов людей. А им нужны не политически забавы, а разумная, взвешенная эффективная политика, способная вывести ситуацию из кризисной ловушки. И выработать такую политику можно лишь беспристрастно, взвешенно и критически оценив то, что было сделано до сих пор. Только так может сложиться новый подход, свободный от ошибок прошлого, опирающийся на накопленный, как позитивный, так и негативный опыт.
Как же выглядят в этом свете предварительные итоги российской антикризисной программы?
Было бы неверным утверждать, что она не принесла никаких результатов. В первый кризисный год кое-что удалось. Страна избежала всеобщего банковского краха. Не произошло панического изъятия вкладов и паралича финансовой системы. Благодаря государственному вмешательству, на плаву удержались некоторые важные для страны производства. В отличие от многих соседей власти не поддались соблазну решать возникшие проблемы, урезая социальные расходы и отыгрываясь на бюджетниках и пенсионерах. Все это можно записать им в плюсы.
Но антикризисная политика - это не только служба спасения «погорельцев». Это еще и расчистка накопившихся завалов, мешающих встать на пути нового развития. А с этим дело обстояло (и обстоит), мягко говоря, «не очень».
Правительство намерено разработать новую антикризисную программу, в большей степени отвечающую потребностям нынешнего состояния страны, чем та, с которой мы имеем дело ныне. Очень важно, чтобы в ней были более четко прописаны обновленные целевые установки будущего развития - инновационного по смыслу и содержанию.
Детальная проработка такой программы, естественно, потребует времени и усилий. У тех, кто будет ее готовить, конечно, есть свои подходы и соображения. Однако существуют важные характеристики, игнорировать которые было бы, по меньшей мере, неверным.
Программе надлежит определять не только ближние, но и дальние рубежи развития. Она должна быть пропитана пониманием «форс-мажорности» сложившейся ситуации, требующей от государства повышенной экономической активности, готовности, в случае необходимости, идти и на чрезвычайные меры - в том числе на принуждение во имя общего интереса.
В ней следовало бы предусмотреть создание системы инновационного прогнозирования - подобной той, которая уже существует в наиболее развитых странах.
В программу должен быть заложен инструментарий, стимулирующий инвестиции в инфраструктуру, необходимую для реализации инноваций.
Предусмотренную в ней государственную поддержку надлежит оказывать, в первую очередь, предприятиям, ориентированным на инновационные технологии и выпуск инновационной продукции.
Оценка деятельности административных структур должна определяться, прежде всего, их успехами в стимулировании инновационной активности [8].
Сделать все это, может быть, и трудно, но возможно. Была бы политическая воля.
У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.
Антикризисная политика России реализуется, прежде всего, в трех направлениях - повышение ликвидности финансового сектора, социальная поддержка населения и поддержка ведущих компаний. Стимулирование потребительского спроса не являются приоритетами антикризисного пакета, как показывает анализ структуры антикризисных мероприятий.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.
Правительство осуществляет свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.
4. Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.
Информация о работе Анализ антикризисной программы РФ на период 2014-2015гг