Анализ платежного баланса РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии - А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань, проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов.
Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования. В задачу работы входит обзор платежного баланса России.

Оглавление

Введение 1

1. Теоретические аспекты платежного баланса 2

1.1. Понятие платежного баланса 3

1.2. Структура платежного баланса 4

1.3. Основные методы регулирования платежного баланса 5

1.4. Факторы, влияющие на платежный баланс 6

2. Анализ платежного баланса РФ 7

2.1. Способы измерения сальдо платежного баланса 8

2.2. Оценка платежного баланса за 1 квартал 2009 года 9

2.3. Прогноз платежного баланса 9

Заключение 9

Список литературы 11

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение  1

 

1. Теоретические аспекты платежного  баланса     2

 

1.1. Понятие платежного баланса       3

 

1.2. Структура платежного баланса       4

 

1.3. Основные методы регулирования  платежного баланса   5

 

1.4. Факторы, влияющие на платежный баланс     6

 

2. Анализ платежного баланса  РФ       7

 

2.1. Способы измерения сальдо  платежного баланса    8

 

2.2. Оценка платежного баланса  за 1 квартал 2009 года   9

 

2.3. Прогноз платежного баланса       9

 

Заключение          9

 

Список литературы         11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

Практически все видные представители буржуазной экономической науки, включая классиков буржуазной политической экономии - А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань, проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов.

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования. В задачу работы входит обзор платежного баланса России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие платежного баланса

 

Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики.

Платежный баланс - это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.

Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:

- выручки от экспорта товаров  и услуг;

- доходов от действующих за  границей предприятий;

- процентов и дивидендов от  международных ценных бумаг, принадлежащих  юридическим лицам данной страны;

- односторонних переводов, или  трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные  переводы родственникам, иностранная  помощь);

- займов, предоставленных иностранными  государствами и фирмами;

- денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;

- выручки от реализации ценных  бумаг за рубежом.

Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

 

 

 

2. Структура платежного баланса

 

Платежный баланс состоит из следующих разделов:

* торговый баланс, т.е. соотношение  между вывозом и ввозом товаров;

* баланс услуг и некоммерческих  платежей (баланс “невидимых” операций);

* баланс движения капиталов  и кредитов.

Торговый баланс - соотношение стоимости экспорта и импорта. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически осуществленные за соответствующий период. Именно благодаря этим расхождениями в свое время и возникло понятие платежного баланса как соотношение осуществленных денежных платежей и фактических поступлений в отличие от общего торгового баланса, что отражает соответствующие требования и обязательства с различными сроками погашения. Экономическое содержание актива или дефицита торгового баланса по конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Так, для стран, которые отстают от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс нужен как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для промышленно развитых стран активное сальдо используется для создания второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости международных позиций страны. Это характерно для развивающихся стран и большинства постсоциалистических стран, где остро ощущается нехватка валютных поступлений. Для промышленно развитых стран этот показатель может иметь совершенно другое значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971г.) объясняется активным продвижением на их рынки международных конкурентов по производству товаров повышенной сложности (Западная Европа, Япония, новые индустриальные страны).

Баланс услуг и некоммерческих платежей, он включает платежи и поступления за транспортные перевозки, страхование, электронный, телекосмический и другие виды связи, международный туризм, обмен научно-техническим и производственным опытом, экспортные услуги, содержание дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурные и научные обмены, различные комиссионные сборы, рекламу, организацию выставок, ярмарок и т.п. Услуги стали самым динамичным сектором межгосударственных связей, их значение и влияние на объемы и структуру платежей постоянно растут. Это торговля лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции, деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера. По принятым в мировой статистике правилам в раздел “Услуги” входят также выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическим смыслу они близки к движению капиталов.

В платежном балансе выделяют такие статьи, как «Предоставление военной помощи иностранным государствам» и «Военные расходы за границей».

По методике МВФ принято также показывать отдельной позицией в платежном балансе так называемые односторонние переводы:

- Государственные операции - субсидии  другим странам по линии экономической  помощи, государственные пенсии, взносы  в международные организации;

- Частные операции - переводы иностранных  рабочих, специалистов, родственников  на родину.

Три перечисленные выше группы операций (услуги, поступления от инвестиций, односторонние переводы) называют “невидимыми” операциями на противовес экспорта и импорта реальных ценностей - товаров.

Платежный баланс по текущим операциям включает торговый баланс и “невидимые” операции. Текущими эти операции стали называть для того, чтобы отделить мировую торговлю товарами и услугами от международного движения финансовых ресурсов в форме капиталов и кредитов. Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов.

По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории:

- международное движение предпринимательского  капитала и международное движение  заемного капитала.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг иностранных компаний).

Международное движение ссудного капитала классифицируется за срочность:

* Долгосрочные и среднесрочные  операции включают государственные  и частные заимствования и  кредиты, предоставляемые на срок  более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно развивающиеся страны, и государства, которые отстают от мировых лидеров (постсоциалистические страны), тогда как развитые страны выступают главными кредиторами. Что касается частных долгосрочных заимствований и кредитов, то к ним прибегают наряду с развивающимися странами, и постсоциалистические государства, также корпорации развитых стран, активно используя привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.

Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до 1 года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары) перемещение денежного капитала между банками. За последние десятилетия распространились межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке. С 80-х годов ХХ ст. основной поток краткосрочных денежных капиталов направляется в США благодаря высоким процентным ставкам и курсу доллара. Несмотря на постоянное совершенствование методики обработки статистических показателей платежного баланса, погрешности, связанные с ошибками и пробелами, все еще остаются довольно значительными. Именно поэтому выделяется специальная статья “Ошибки и пропуски”, в которую включаются данные, как статистических погрешностей, так и неучтенных операций. Статья “Ошибки и пропуски” расположена непосредственно за разделом платежного баланса, где фиксируется движение капиталов и кредитов. Показатели статьи “Ошибки и пропуски” резко возрастают в кризисных ситуациях.

Заключительная статья платежного баланса «Операции с ликвидными валютными активами» отражает операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы и в результате чего происходят изменения, как величины, так и состава центральных официальных золотовалютных резервов.

 

 

 

3. Основные методы регулирования платежного баланса

 

Причины государственного регулирования платежного баланса:

1) платежному балансу присуща  неуравновешенность, которая проявляется  при длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезвычайно активном сальдо у других.

2) после отмены золотого стандарта  в 30-х годах ХХ века стихийный  механизм выравнивания платежного  баланса путем ценового регулирования  действует крайне слабо.

3) в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1. Государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

2. Рост доли (до 40-50%) национального  дохода, перераспределяется через  государственный бюджет;

3. Непосредственное участие государства  в международных экономических  отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика.

4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема, какие страны (что имеют активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию.

Странами с дефицитом платежного баланса, как правило, применяются такие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов и ограничения вывоза капитала.

1. Дефляционная политика - политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на общественные цели, замораживание цен и заработной платы.

Одним из основных ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные мероприятия:

- Уменьшение бюджетного дефицита;

- Изменения учетной ставки центрального  банка (дисконтная политика);

- Кредитные ограничения;

- Установление пределов роста  денежной массы.

2. Девальвация - снижение курса  национальной валюты, направленное  на стимулирование экспорта и  сдерживание импорта товаров. Правда, делая дороже импорт, девальвация может привести к росту затрат производства отечественных товаров, к повышению цен в стране и потере полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках.

3. Валютные ограничения - блокирование  валютной выручки экспортеров, лицензирование  продажи иностранной валюты импортером, концентрирование валютных операций  в уполномоченных банках, направленное  на устранение дефицита платежного  баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная  политика.

Для уменьшения дефицита платежного баланса используются: бюджетные субсидии экспортерам; протекционистское повышение импортных пошлин; отмена налогов с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг с целью притока капитала в страну; денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (т.е. установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

Информация о работе Анализ платежного баланса РФ