Актуальные проблемы современной рыночной инфраструктуры телевидения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Как любая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Факторы, обуславливающие деятельность предприятия. История и опыт развития зарубежных телеканалов. 4
1.1. История развития рынка телевещания в России. 4
1.2.Проблемы развития современного российского и украинского телевидения. 5
1.3. Влияние рынка телевидения на рыночную инфраструктуру. 6
1.4.Влияние телевидения на политическую и экономическую ситуацию. 8
1.5.Финансовая независимость телекомпаний и влияние на нее органов власти. 9
1.6. Инвесторы и инвестиции телекомпаний. 11
1.7.Инфраструктура рынка и инфраструктура телерадиовещания. 13
2. Обобщенный анализ финансового состояния негосударственного телевидения. 16
2.1.Колличество и схемы создания негосударственных телерадиокомпаний. 16
2.2.Производство. 18
2.3.Оборудование. 19
2.4.Персонал 19
2.5. Финансовое состояние. 20
2.6.Производственные мощности. 21
2.7.Продукция. 22
3. Основные направления улучшения финансовой поддержки регионального негосударственного телевидения. 25
Заключение. 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы современной рыночной инфраструктуры телевидения.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

В предыдущие годы многие региональные негосударственные станции получали частичное субсидирование в форме льгот на оплату сигнала или аренду и были готовы мириться с оказанием политических услуг в обмен на это. Следовательно, политическая зависимость вытекает из финансовой зависимости. Но такая практика все больше уходит в прошлое: десятки станций теперь стали более экономически самостоятельными и потому обрели большую политическую независимость.

Местные региональные власти проявляют  все большую заинтересованность в существовании и становлении местного негосударственного телевидения. Эта заинтересованность свидетельствует о признании того факта, что местные станции приобретают реальное влияние в регионах, а также о том, что местные политические деятели начинают понимать: телевидение может способствовать их карьере или наоборот подорвать ее. Однако решатся ли местные политические деятели действительно вмешаться в независимое существование негосударственных станций, в значительной степени зависит от местной политической обстановки. Но было бы явным упрощением рассматривать отношения между местными властями и местными негосударственными станциями как борьбу между журналистами, поднявшимися в крестовый подход во имя истины, и властями, стремящимися заставить их замолчать. Не всякая станция стремится к политической или финансовой независимости, не все местные органы, которые хотят взять под контроль телевидение, обязательно контролируют технические службы трансляции сигнала - многие станции практикуют самоцензуру или сознательно ищут расположения властей (как это было на президентских выборах).

1.6. Инвесторы и инвестиции телекомпаний.

И, наконец, по мере экономического роста  местных негосударственных станций, они будут все более привлекательными для сторонних инвесторов. Такие  инвестиции обеспечили бы уверенность  станций в завтрашнем дне и  послужили бы финансовой основой для реальных капиталовложений. Они также могли бы способствовать дальнейшему развитию местных телевизионных новостийных программ. В то же время сторонние инвестиции могут представлять опасность для независимости местных СМИ, особенно если они поступают из источников, заинтересованных в том, чтобы установить контроль над информационной политикой местных вещательных компаний. "Интерньюс" полагает, что значительные частные инвестиции в местное ТВ жизненно важны для его успеха в долгосрочной перспективе. Наиболее желательный тип инвестиций - это деньги из политически незаинтересованных как отечественных, так и зарубежных источников. Без частных разнообразных сторонних инвестиций из независимых источников самые крупные компании СМИ в регионах в ближайшем будущем будут скуплены московскими компаниями - гигантами. Эти инвесторы - крупные банки и сырьевые компании - уже показали, что они предпочитают использовать СМИ как орудие для достижения своих политических и финансовых интересов. Если владельцы НТВ, ОРТ и других общенациональных СМИ начнут скупать станции в регионах, они возьмут под свой контроль еще большее количество СМИ. Если это произойдет, то общество потеряет еще несколько независимых источников информации.

Хотя контролируемые государством телевизионные каналы до сих пор существуют в России, они фактически не получают прямого финансирования правительства. Наиболее известные из них были частично приватизированы и, возможно, в ближайшее время это ожидает и другие каналы. Все государственные каналы и станции пополняют свои бюджеты за счет рекламы.

В России, вероятно, сохранится, по крайней  мере, один государственный общенациональный канал. Однако будущее государственного телевидения остается неясным. Российское государственное телевидение вряд ли в обозримом будущем пойдет по пути развития американского "Пи-Би-Эс" или английского "Би-Би-Си" и вероятнее всего останется источником официальной информации.

Региональное государственное  телевидение пока не приватизировано, но, возможно, это произойдет в ближайшие несколько лет. Региональные государственные станции занимаются продажей рекламы и все больше и больше по способу существования напоминают частные станции.

1.7.Инфраструктура рынка и инфраструктура  телерадиовещания.

После распада Советского Союза  государственные структуры, которые контролировали СМИ, были распущены, преобразованы или упразднены. Правительство Ельцина создало ряд параллельных административных органов, которые стали конкурировать с более старыми бюрократическими структурами, а затем и вытеснять их. Правительство, в основном, действовало успешно. Гостелерадио прекратило свое существование, и на смену ему пришли сначала временные лицензионные комитеты, а затем ФСТР, но Минсвязи, которое отвечало за трансляционную инфраструктуру, до сих пор сохранило свои полномочия.

Российское правительство постепенно приватизирует предприятия Минсвязи. Значительная часть структур наземной связи уже приватизирована. По мнению многих экспертов, правительство начнет приватизацию региональных трансляционных центров (РТПЦ) в 1997 году, и большая часть инфраструктуры Минсвязи будет приватизирована в последующие четыре года.

Частные коммерческие структуры создают  собственную инфраструктуру, приобретают  передатчики или арендуют государственные  передатчики, спутники и каналы. Короче говоря, после того, как советские чиновники утратили контроль над инфраструктурой телекоммуникаций, их функции стали выполнять вновь созданные бюрократические структуры и частные структуры, которые создали альтернативные варианты советскому вещанию.

В настоящее время в России насчитывается 105 местных государственных телевизионных станций. В большинстве административных районов России есть своя местная государственная ТВ - станция, которая вещает от 1 до 4 часов в день либо на собственной частоте, либо на 2-ом канале, перекрывая вещание РТР. Эти местные государственные станции - бывшие отделения Гостелерадио. Сейчас местным государственным телевидением руководит ФСТР, и практически везде оно подчиняется местным властям. На федеральном уровне местное государственное телевидение нередко становится ареной политической борьбы между местными законодательными и исполнительными ветвями власти.

Местные государственные станции  должны получать через ВГТРК бюджетные средства, а также субсидии на передачу сигнала и производство программной продукции. Кроме того, станции получают прибыль от рекламы, конкурируя напрямую с местными негосударственными станциями. Несмотря на это, многие местные государственные станции убыточны. Многие станции получают лишь 20% обещанных государственных средств, большинство из них имеют раздутые штаты, неповоротливые бюрократические структуры и некомпетентных руководителей. Даже те станции, руководство которых готово пойти на сокращение затрат, не могут изменить существующее положение из-за закона, запрещающего увольнение штатных сотрудников.

Местные государственные станции  производят собственные информационные и культурные программы. Качество большинства этих программ остается довольно низким. Во многих регионах талантливые сотрудники ушли с государственного телевидения в частный сектор. Андрей Рихтер из Центра "Право и СМИ" считает, что переход журналистов и продюсеров с государственного ТВ в частный сектор стал обычным явлением, в то время как обратное явление наблюдается редко. 

В ряде случаев местное государственное  телевидение начинает все больше походить на негосударственное. Местные государственные станции показывают программы, полученные из других источников (нередко пиратским путем), и продают рекламное время, перекрывая вещание РТР или другого государственного канала (например, 5-го канала, если он у них есть), выходя за установленные рамки.

Насколько нам известно, ни одна региональная станция пока не была приватизирована, хотя некоторые из них планируют  открыть коммерческие дочерние предприятия. Государственные трансляционные центры также остаются в руках государства, хотя иногда они создают совместные предприятия с частными фирмами и негосударственными станциями или предоставляют им в аренду частоту и помещения, или становятся совладельцами станции в обмен на финансирование.

Большинство государственных трансляционных центров по-прежнему находится в  ведении и подчинении Минсвязи. В  некоторых регионах, например, в Татарстане, где государственный трансляционный центр не покрывает все районы, появилась частная компания, которая купила передатчик и сдает его в аренду государству. Многие трансляционные станции фактически являются наполовину частными, поскольку они существуют не только за счет государственного финансирования, но и за счет сдачи в аренду помещений и продажи, прав на использование частот негосударственным станциям, зачастую за очень высокую плату.

Трансляционные центры, несомненно, получают прибыль от таких сделок, без которой они не могли бы продолжать работу, поскольку средства, выделенные из федерального бюджета на местные телецентры, особенно на зарплату, нередко не доходят до получателей. Задержки финансирования государственных каналов из федерального бюджета нередко становятся причиной забастовок работников связи. В ноябре и декабре 1996 года, например, работники связи отказались транслировать программы национального телевидения и радио в знак протеста против невыплаты им зарплаты. Правительство задолжало работникам связи около 120 млрд. рублей (22 млн. долл. США). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обобщенный анализ финансового  состояния негосударственного телевидения.

2.1.Колличество и схемы создания  негосударственных телерадиокомпаний.

Негосударственное телевидение на национальном и региональном уровнях заняло прочные позиции, предлагая зрителям альтернативные негосударственные каналы и программы, способствуя развитию гласности в российском обществе.

Практически в каждом крупном городе России работает местная негосударственная станция, а во многих городах - несколько станций. В ряде городов насчитывается до 12 разных телевизионных каналов.

По  всей России продолжают появляться новые  станции, которые вещают на метровом и дециметровом диапазонах, а также  по кабельным сетям. Многие негосударственные  станции, которые появились несколько лет назад, стали процветающими коммерческими предприятиями и расширили свое влияние.

По  оценкам "Интерньюс", на программы  негосударственных телевизионных станций приходится около 30% эфирного времени, когда у экранов телевизоров собирается наибольшее количество зрителей. В каждом крупном городе и во многих небольших городах сейчас работает одна или несколько местных негосударственных телевизионных станций. Количество новых станций продолжает расти, быстро увеличивается зрительская аудитория и популярность уже работающих станций.

Сегодня в России насчитывается около 500-750 негосударственных телевизионных станций.

По  другим данным, число негосударственных  станций составляет 3000. Это цифра  была получена в результате экстраполяции  данных обследования сибирского телевидения, проведенного "Интерньюс", чтобы определить плотность местных станций в одном регионе. Она включает вещателей и кабельные каналы с очень небольшой аудиторией, которые показывают только пиратские программы в течение нескольких часов в день, а также производящие компании, существующие при станциях. Сокращение количества станций явилось результатом лицензирования в ФСТР и признания того, что некоторые станции либо закрылись, либо продолжают существовать как операторы кабельного телевидения и не стали самостоятельными юридическими лицами. Как бы то ни было, важно выявить тенденции развития негосударственного телевидения. Одни небольшие станции могут закрываться, а другие - развиваться. Будут открываться новые станции, но теперь это будут скорее потенциально прибыльные предприятия, чем организации, работающие на энтузиазме любителей.

Перестройка, которая началась в 1987 году, сопровождалась появлением в СССР большого количества западных товаров и технологий, в  том числе видеомагнитофонов и западных видеофильмов. По всей стране стали появляться первые примитивные негосударственные станции - их создатели просто подсоединяли видеомагнитофоны к коллективным антеннам, установленным практически на каждом жилом доме еще в советскую эпоху. Первые такие телестанции, как правило, создавались под эгидой молодежных жилых комплексов - жилищных кооперативов, построенных молодыми специалистами для себя и своих семей, - наиболее близкая к частной форма собственности на жилье в советских городах. Сначала они показывали только западные видеофильмы, которые появились благодаря большей свободе передвижения в период перестройки и гласности.

К 1990 году в СССР возникло много одноканальных  кабельных станций. Они показывали исключительно пиратские программы для ограниченного круга абонентов. Эти компании появились после развала системы государственного контроля над телевидением в условиях отсутствия какой-либо новой системы регулирования его деятельности. Хотя вещание велось по кабелю, эти компании не предлагали услуги других станций, как это происходит с операторами кабельного телевидения в США, а давали собственные программы, которые транслировались по одному кабельному каналу.

Многие  из этих доморощенных станций закрылись  или слились с другими станциями, превратившись в более крупные компании. Так, например, в Петрозаводске у кабельной сети в момент ее появления в 1990 году было 5 каналов, она также имела доступ к спутниковым каналам (Суперченэл , MTV и т.д.). Однако, такое количество каналов - не типичное явление для большинства кабельных сетей. Сейчас в кабельной сети в Петрозаводске работает 11 каналов.

Другие  станции приобрели видеокамеры  и стали производить местные  новости, купив эфирное время  у трансляционных центров Минсвязи и превратившись в полноценных вещателей.

2.2.Производство.

За последние пять лет, наблюдалось  быстрое развитие негосударственного ТВ. Значительная часть станций сейчас производит собственные программы, в том числе новости, ток-шоу, интервью и музыкальные программы. Несколько лет назад многие станции, чтобы выжить, были вынуждены заниматься дополнительной непрофильной коммерческой деятельностью, например, торговлей или сбытом товаров народного потребления, однако теперь, многие, станции получают достаточно высокие прибыли от рекламы, позволяющие финансировать свою работу. В то же время некоторые начинающие станции прекратили свое существование, главным образом из-за плохой организации менеджмента или отсутствия надлежащей экономической базы.

Развитие негосударственных станций шло разными путями и в каждом случае зависело от конкретных условий на местах, поэтому трудно говорить об общих тенденциях в развитии станций в целом. Однако одним из важных показателей является то, какая доля вещания приходится на программы собственного производства и на программы, поступающие из других источников. По мнению одних станций, программы, ориентированные на местную зрительскую аудиторию и сделанные на самой станции, имеют жизненно важное значение для дальнейшего существования станции, поскольку местный колорит дает возможность обрести собственное лицо и выгодно отличаться от общенациональных каналов и сетей. Другие станции предпочитают показывать программы, полученные со стороны на законных основаниях (или пиратским образом). У некоторых нет даже собственной студии, которая стоит слишком дорого. И тот, и другой путь развития или сочетание обоих вариантов привели к появлению успешно работающих станций. В каждом отдельном случае многое зависит от состояния местной экономики и того, насколько руководство станции понимает принципы работы коммерческого телевидения.

Информация о работе Актуальные проблемы современной рыночной инфраструктуры телевидения