Актуальные проблемы современной логопедии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:34, реферат

Краткое описание

Речевые нарушения чаще всего возникают у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей.

Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Логопедия…………………………………………………………………..5

Цель и задачи логопедии………………………………………………….6

Основные принципы логопедической работы…………………………..7

Методы в логопедической работе……………………………………….11

Актуальные проблемы современной логопедии……………………….14

Заключение…………………………………………………………………16

Литература………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

логопедия 1.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………….3

Логопедия…………………………………………………………………..5

Цель  и задачи логопедии………………………………………………….6

Основные  принципы логопедической работы…………………………..7

Методы  в логопедической работе……………………………………….11

Актуальные  проблемы современной логопедии……………………….14

Заключение…………………………………………………………………16

Литература………………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Логопедия   сравнительно  молодая   наука.   Особую  значимость и актуальность она приобрела у нас после Октябрьской революции, одна из задач которой была — поднять уровень образования и общей культуры народа. В решении этой задачи важное значение имеет воспитание правильной литературной речи. 

Термин  «логопедия» происходит от греческих  корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи». Значение логопедии обусловлено социальной сущностью языка.            Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания.                  Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний. Так, например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.

  Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные  условия для развития личности детей  с нарушениями речи. В основе успехов  отечественной логопедии лежат  многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших  компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование  путей и методов логопедического  коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы  и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».                                                    Некоторые   тяжелые   формы   речевых   нарушений,    например, такие,   как сложное  косноязычие  или  заикание,  могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать серьезной помехой при выборе профессии. Наша речь тесно связана с мышлением. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его мышление. Язык является орудием мышления. Мы мыслим с помощью слов. Мысли у человека могут возникать и существовать только на базе языка. Следовательно, правильная и здоровая речь ребенка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом и общей задержки умственного развития. Вот почему воспитателям, семье необходимо заботиться о развитии речи детей. Работа над правильной литературной речью является важной составной частью эстетического воспитания дошкольника. Развитие у ребенка чувства прекрасного включает не только умение пользоваться правильным произношением, но и стремление сделать свою речь яркой, образной, выразительной.

      Речевые нарушения чаще всего возникают  у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает  именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально  развиваться. Вот почему изучение логопедии  имеет важное значение, особенно для  работников детских учреждений —  педагогов, воспитателей.

      Знание  логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения  у детей, но и вовремя предупреждать  их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Логопедия- это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррекционного воздействия.

     Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».         

 

    Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.             Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Таким образом, основной задачей логопедии  как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи

Цель  и задачи логопедии.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.                                           Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

  1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
  2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
  3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
  4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
  5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
  6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
  7. Систематизация речевых расстройств.
  8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
  9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
  10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных  задачах логопедии определяется как теоретическая,так и практическая ее направленность.                                          

Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств  и разработка научно обоснованных методов  их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения  поставленных задач необходимо следующее:

— использование  межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение  взаимосвязи теории и практики, связь  научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

— осуществление  принципа раннего выявления и  преодоления речевых нарушений;

— распространение  логопедических знаний среди населения  для профилактики нарушений речи.

   Решение данных задач определяет ход логопедического  воздействия.                                                 Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.                                      Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.                  Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности

Основные  принципы логопедической работы.

Логопедия стоит в ряду других специальных  наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и  подготовка их к трудовой деятельности.

Сложность освещения основных принципов логопедического  воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются  люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и  значение для полноценности коммуникативной  функции речи человека, для его  общего развития и обучения, формирования характера и для его участия  в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться  в своей практике общепедагогическими  принципами, в частности принципами дидактики.

Дидактическими  принципами советской педагогики являются следующие:

  • воспитывающий характер обучения;
  • всестороннее развитие личности учащихся;
  • сознательность и активность учащихся;
  • учет возрастных особенностей и доступность материала;
  • индивидуальный подход на фоне коллективной работы;
  • прочность создаваемых навыков и знаний;
  • наглядность обучения;
  • научность и систематичность обучения;
  • решающая роль педагога в процессе обучения.

Указанные принципы преломляются в работе логопеда в связи с особыми задачами логопедии и специфическими особенностями  того или иного состава занимающихся.

Система логопедических воздействий может  быть сформулирована в виде следующих  положений.

1. Логопедическая  работа должна проводиться с  учетом личности логопата, как  ее отрицательных сторон, которые  должны быть перевоспитаны, так  и положительных, которые должны  быть использованы в процессе  компенсации; в частности, учитывая  взаимообусловленность и связь  деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых  анализаторов для компенсации  деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В  центре внимания логопедической  работы все время должно оставаться  наиболее пострадавшее звено  данного нарушения (первично нарушенный  компонент речи). Так, например, при  дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В  зависимости от этапов речевого  развития логопед должен изменять  свои целевые методические установки.

5. В  правильно построенном логопедическом  процессе должны быть учтены  закономерности и последовательность  нормального как речевого, так  и общего психического развития.

6. Организация,  форма работы, привлекаемый материал  должны соответствовать возрасту  логопата: в работу со школьником  желательно быстрее включать  программный материал и проводить  занятия в виде школьных, а  с дошкольником использовать  в основном игровые формы, но  все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

Информация о работе Актуальные проблемы современной логопедии