Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:34, реферат
Речевые нарушения чаще всего возникают у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей.
Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.
Введение…………………………………………………………………….3
Логопедия…………………………………………………………………..5
Цель и задачи логопедии………………………………………………….6
Основные принципы логопедической работы…………………………..7
Методы в логопедической работе……………………………………….11
Актуальные проблемы современной логопедии……………………….14
Заключение…………………………………………………………………16
Литература………………………………………………………………….17
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Логопедия………………………………………………………
Цель и задачи логопедии………………………………………………….6
Основные принципы логопедической работы…………………………..7
Методы в логопедической работе……………………………………….11
Актуальные
проблемы современной логопедии………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Логопедия сравнительно молодая наука. Особую значимость и актуальность она приобрела у нас после Октябрьской революции, одна из задач которой была — поднять уровень образования и общей культуры народа. В решении этой задачи важное значение имеет воспитание правильной литературной речи.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи». Значение логопедии обусловлено социальной сущностью языка. Наш язык, как известно, выполняет две важные функции. Он является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную производственную деятельность, вести борьбу с силами природы, добиваться взаимного понимания. Таким образом, наш язык является важным средством, орудием развития человеческого общества. Нарушение этой важной функции языка может отразиться на социальной активности и деятельности личности, быть причиной тяжелых психических переживаний. Так, например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению. Окружающие не всегда понимают человека, страдающего недостатками произношения.
Отечественная
логопедия создает наиболее благоприятные
условия для развития личности детей
с нарушениями речи. В основе успехов
отечественной логопедии лежат
многочисленные современные исследования
отечественных и зарубежных авторов,
свидетельствующие о больших
компенсаторных возможностях развивающегося
детского мозга и совершенствование
путей и методов
Речевые
нарушения чаще всего возникают
у детей в дошкольном возрасте.
Как показывают обследования, значительный
процент таких речевых
Знание
логопедии дает возможность не только
устранять речевые нарушения
у детей, но и вовремя предупреждать
их.
Логопедия- это наука о нарушениях речи,
о методах их предупреждения, выявления
и устранения средствами специального
обучения и воспитания. Логопедия изучает
причины, механизмы,симптоматику,
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Таким образом, основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи
Цель и задачи логопедии.
Структуру
современной логопедии составляет дошкольная,
школьная логопедия и логопедия подростков
и взрослых.
В указанных
задачах логопедии определяется
как теоретическая,так и практическая
ее направленность.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо следующее:
— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);
— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
— распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Решение
данных задач определяет ход логопедического
воздействия.
Основные принципы логопедической работы.
Логопедия
стоит в ряду других специальных
наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики,
тифлопедагогики, воспитания и обучения
детей с двигательными
Сложность
освещения основных принципов логопедического
воздействия заключается в том,
что в логопедической помощи нуждаются
люди самых разных возрастов (дошкольники,
школьники, взрослые); нарушения речи
очень многообразны, столь же разнообразны
причины их возникновения, их роль и
значение для полноценности
Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами, в частности принципами дидактики.
Дидактическими принципами советской педагогики являются следующие:
Указанные
принципы преломляются в работе логопеда
в связи с особыми задачами
логопедии и специфическими особенностями
того или иного состава
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.
1. Логопедическая
работа должна проводиться с
учетом личности логопата, как
ее отрицательных сторон, которые
должны быть перевоспитаны,
2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.
3. В
центре внимания
4. В
зависимости от этапов
5. В
правильно построенном
6. Организация,
форма работы, привлекаемый материал
должны соответствовать
Информация о работе Актуальные проблемы современной логопедии