Актуальные проблемы современной логопедии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:34, реферат

Краткое описание

Речевые нарушения чаще всего возникают у детей в дошкольном возрасте. Как показывают обследования, значительный процент таких речевых нарушений, как косноязычие, заикание, возникает именно в дошкольном возрасте. Если их не устранить вовремя, они закрепляются, усугубляются, мешают ребенку нормально развиваться. Вот почему изучение логопедии имеет важное значение, особенно для работников детских учреждений — педагогов, воспитателей.

Знание логопедии дает возможность не только устранять речевые нарушения у детей, но и вовремя предупреждать их.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Логопедия…………………………………………………………………..5

Цель и задачи логопедии………………………………………………….6

Основные принципы логопедической работы…………………………..7

Методы в логопедической работе……………………………………….11

Актуальные проблемы современной логопедии……………………….14

Заключение…………………………………………………………………16

Литература………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

логопедия 1.docx

— 47.91 Кб (Скачать)

Актуальные  проблемы современной логопедии.

В настоящее  время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.

В связи  с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Изучение  логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее  актуальными проблемами современной  логопедии являются следующие:

  1. Унификация категориального аппарата.
  2. Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.                                            3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов                                                                                                                     4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.             5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.                                                                                       6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.             7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.                                                                                              8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.                                                                                   9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.                                                                     10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.                                                                             11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.                                           12. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются  у человека в детстве. И немалую  роль в становлении личности играет речь.

Речь  – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую  роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере  речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо  звучащую, на примере которой формируется  его собственная речь.                                            Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчатся или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача  логопеда совместно с родителями убедить ребенка, что речь можно  исправить, можно помочь малышу стать  таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого  занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.                                                                                                                       Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.                                                                                                  Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Основы  теории и практики логопеда // Под  ред, Р. Е. Левиной.
  2. Хватцев М . Е. Логопедия.
  3. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.
  4. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 2008.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч. — М., 1989.
  6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1999.
  7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 2003.
  8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1999.
  9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.
  10. Правдина О. В. Логопедия.

Информация о работе Актуальные проблемы современной логопедии