Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления, стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества. Поэтому исследование данной темы является актуальным. Основная цель работы заключается в изучении путей и проблем формирования рыночной инфраструктуры в России.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления, стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества. Поэтому исследование данной темы является актуальным. Основная цель работы заключается в изучении путей и проблем формирования рыночной инфраструктуры в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: определяется понятие и сущность инфраструктуры рыночной экономики; рассматриваются функции рыночной инфраструктуры; дается характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры российской экономики; рассматриваются проблемы функционирования рыночной инфраструктуры России.
1. Рыночная инфраструктура: сущность и роль в экономике
1.1. Понятие и роль инфраструктуры в рыночной экономике
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля); транспортную, обеспечивающую хозяйственный комплекс страны в грузовых и пассажирских перевозках; социальную, направленную на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения и инфраструктуру рынка [3].
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Инфраструктура рынка - это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования [10].
Рыночная инфраструктура – это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русскова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором – к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую [13].
В западной экономической теории не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.
Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в регулируемое рыночное, потребовала и создания институтов цивилизованного рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в экономике и было введено в экономическую теорию понятие "рыночная инфраструктура" [15].
В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро - медиум - и макроуровнях.
На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно - технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.
На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республику, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.
На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.
Инфраструктура на макроуровне подразделяется на: производственную, социально - бытовую и институциональную.
Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.
Социально - бытовая инфраструктура - это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.
Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.
"Рыночная инфраструктура представляет собой подсистему рыночной экономики и включает совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства" [2].
К недостаткам этих и многих других определений рыночной инфраструктуры можно отнести преимущество организационно-правового подхода, с точки зрения построения наиболее приемлемой для дефиниции. Следует, во-первых, перейти на уровень сущности деятельности, особого качества труда, и с этой стороны обозначить рыночную инфраструктуру как совокупность посредников на рынке. Во-вторых, необходимо определить принципиальное отличие труда посредников от прочих участников рыночных отношений.
Рынок, как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанных системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры - посредников. С точки зрения участия в товарно-обменных отношениях все участники рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными или вспомогательными для рынка, базисом или не базисом для него. Однако характер участия посредников в рыночных отношениях принципиально иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке особая - установление эффективных взаимоотношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.
Таким образом, инфраструктура рынка - это совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.
1.2. Функции рыночной инфраструктуры
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.
Выделяют следующие основные функции рыночной инфраструктуры:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- упрощение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка [25].
Оказывая различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам, учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:
1. Доведение товара до непосредственного потребителя. Институты инфраструктуры помогают товару найти своего потребителя. Важно организовать производство продукции, но не менее важно обеспечить ее реализацию. Специализация на посреднических операциях позволяет сократить время на реализацию товара, уменьшить издержки обращения, ускорить оборот фондов предприятия, в большей степени учесть запросы потребителей.
2. Обеспечение обратной связи между производством и потреблением. Инфраструктура ощущает на себе воздействие как производителя (предложение товара), так и потребителя (спрос на него). Анализируя продвижение того или иного товара на рынке, посредник может обнаружить тенденции, учет которых позволит лучше ориентировать производство на интересы потребителей.
3. Перераспределение ресурсов между различными отраслями и внутри них. Эта функция обеспечивается как через переориентацию на выпуск новой продукции, так и через обслуживание рынка ценных бумаг. Меняющийся курс акций приводит к перемещению капиталов из одной отрасли в другую, поддерживая тем самым определенный уровень пропорциональности в развитии экономики.
4. Аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование денежного обращения. Банковские учреждения инфраструктуры рынка, занятые кредитным предпринимательством, осуществляют мобилизацию свободных денежных средств населения и предприятий. В результате формируется рынок денег, расширяются инвестиционные возможности предприятий, ускоряется товарообмен. Кроме того, через изменение ставки банковского процента финансово-кредитные учреждения могут воздействовать на структуру инвестиций, обеспечивая их перераспределение между отраслями, ускоряя или замедляя темпы экономического роста.
Таким образом, видно, что рыночная инфраструктура оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.
2. Проблемы и особенности формирования рыночной инфраструктуры России
2.1. Характеристика основных элементов рыночной инфраструктуры России
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;