Государственное регулирование и рыночная инфраструктура РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие государственного регулирования……………………..…………4
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики…...…6
2.1. Административные методы…………………………..……………….6
2.2 .Экономические методы……………………………………………….9
3. Роль человечества в формировании рыночной инфраструктуры…....14
3.1. Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка………………………………………...…………14
3.2 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…...17
3.3. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка………………………………………………………………...…….18
Заключение…………………………………………………………….………..21
Список литературы…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Государственное регулир и рыночная инфраструктура РК.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие государственного  регулирования……………………..…………4

2. Методы государственного  регулирования рыночной  экономики…...…6

    2.1. Административные  методы…………………………..……………….6

    2.2 .Экономические  методы……………………………………………….9

3. Роль человечества  в формировании  рыночной инфраструктуры…....14

    3.1. Сущность, происхождение и основные составляющие  инфраструктуры рынка………………………………………...…………14

    3.2 Роль государства  в формировании рыночной инфраструктуры…...17

    3.3. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка………………………………………………………………...…….18

Заключение…………………………………………………………….………..21

Список  литературы…………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

      Совершенствование управления на всех уровнях хозяйственной  иерархии имеет чрезвычайную важность. По проблемам развития экономики  и различных ее отраслей и сфер опубликована обширная научная и учебная литература, подготовлен большой массив деловой документации, компьютерных программ и их версий.

      Реальной  экономики, оторванной от реального  производства, не существует. Особое место  в ней отводится вопросам предпринимательства, его значению в сфере производства, включая индивидуальные и коллективные, частные и функционально-управленческие формы. Уточняется роль и место рынка. В различных формах и при различной степени регулирования рынок безостановочно функционирует уже несколько тысячелетий. Рынок на современной стадии развития цивилизации невозможно ни отменить, ни вновь ввести.

      Механизмы и конкретные правила управления экономикой и ее звеньями в каждой стране складываются столетиями. В  частности, опыт и национальные традиции хозяйствования стран Запада, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкотоварного производства, для Казахстана в основном мало пригодны. Чрезвычайно тяжелые природно-климатические условия и огромные пространства Казахстана, общинные народные традиции диктуют необходимость укрепления централизованного управления экономикой, концентрацией и взаимострахования материальных и трудовых ресурсов.

      Внутренняя стабильность и международный авторитет современного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государства или на международной арене не совершается без расходования продуктов материального производства. Ясно, что лишь наиболее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятельности производственных структур безразлично – по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприятия находятся в центре внимания государственных органов.

      С переходом к новым экономическим  условиям, а именно к рыночному  хозяйствованию, возникает необходимость  создания рыночной инфраструктуры, которая  обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров. На биржах в зависимости от вида товара, спроса и предложения осуществляется установление цен на товары и курсов на ценные бумаги. Биржи отражают объективную ситуацию на товарном, фондовом, валютном рынке и рынке труда.

      Процессы  преобразования и стратегия  вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно – целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы «тылы» рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики Казахстана. Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие государственного  регулирования 

        Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

        Важна регулирующая роль государства  в организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции,  так как в данной области,  помимо экономических, действуют  межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства. Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформирования системы управления экономикой Казахстана и отказ от государственною участия в управлении оказались в целом разрушительными, вызвали резкий спад производства.

      Роль  государственных органов заключается  главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

      Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, — недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ. Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета.

      Практика  и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание  страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических  условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». По данным ООН, за последние 30 лет XX в. доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управления (эти 1/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4 %; тогда как доля 20 % самых богатых стран, где вопросам государственного управления уделяется серьезное внимание (также 1/5 всех стран), выросла за это время с 70 до 85 %. В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого  административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и нейтральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современным условиям хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы государственного  регулирования рыночной  экономики 

         Государство выполняет свои функции,  применяя различные методы, к  которым рыночная система предъявляет  различные требования.

         Во-первых, исключаются любые действия  государства, разрывающие рыночные  связи. Недопустимы, например, тотальное  директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и , опираясь главным образом на экономические   методы управления,  старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

         Во-вторых, влиять на рынок как  самонастраивающуюся систему можно  в основном экономическими методами. Если государство полагается  исключительно на административные  методы , то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает , что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо , но и необходимо.

          В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование , не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

2.1. Административные  методы

 

      Такие методы характерны прежде  всего для централизованно управляемой  экономики.  Государственное регулирование  в тех условиях осуществляется  в формах доведения предприятиям  директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

       Административные методы используются  и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики  административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества . Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям , имеющим жизненно важное значение для экономики и общества , представляющим общественную опасность , нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования,  культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи , которые они решают.

        Административные методы включают: финансовую поддержку   государства  отдельным предприятиям, секторам  экономики, проведение макроструктурных  сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Информация о работе Государственное регулирование и рыночная инфраструктура РК