Государственное регулирование и рыночная инфраструктура РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие государственного регулирования……………………..…………4
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики…...…6
2.1. Административные методы…………………………..……………….6
2.2 .Экономические методы……………………………………………….9
3. Роль человечества в формировании рыночной инфраструктуры…....14
3.1. Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка………………………………………...…………14
3.2 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры…...17
3.3. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка………………………………………………………………...…….18
Заключение…………………………………………………………….………..21
Список литературы…………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Государственное регулир и рыночная инфраструктура РК.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

       В последние десятилетия государства  осуществляют активное антимонопольное.  В частности, многие страны  Западной Европы устанавливают плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от роста национального дохода – 3-5 % в год. Для преодоления инфляции центральные банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.

        Для балансирования рынка   товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции используются количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т.д.

       Экономические и административные  методы взаимосвязаны . Так, любой  экономический регулятор несет в себе элементы администрирования , поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита , не раньше , чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается не поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами,  государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

           В то же время экономические  и административные методы противоположны.  Экономические методы не сужают  свободу выбора субъектов, которые  сохраняют за собой право на  свободное принятие рыночного  решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку  процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д. ) прибавился еще один.  И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на  свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

           Напротив, административные приемы  существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за эк. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс – производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п

           Вместе с тем административные  меры, подавляя индивидуальную экономическую  свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

           Во-первых, жесткий государственный  контроль монопольных рынков.

           Во-вторых, регулирование внешних  эффектов и их последствий  для окружающей среды. В этой  сфере экономические регуляторы  недостаточны и неэффективны, так как если  погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

           В-третьих, разработка экологических  стандартов, гарантирующих населению  экологически безопасную жизнь,  национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

           В-четвертых, определение и поддержание  минимально допустимых параметров  благосостояния населения – гарантированного  минимума заработной платы,. пособий  по безработице и т.п.

           В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом  капитала.

           В странах с развитой рыночной  экономикой административные методы  давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

           Хотя мировая хозяйственная   практика знает немало комбинаций  различных методов регулирования  их внутренняя структура, как  правило, остается неизменной. Одни  методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Роль человечества  в формировании  рыночной инфраструктуры 

3.1. Сущность, происхождение и основные составляющие  инфраструктуры рынка 

    Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.).

    В 40-е годы на Западе под инфраструктурой  стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

    В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.                                                                

    Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

    Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

    Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

    1.биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их    организационно оформленное посредничество;

    2.аукционы, ярмарки и другие формы организационного    не биржевого посредничества;

    3.кредитная  система и коммерческие банки;

    4.эмиссионная  система и эмиссионные банки;

    5..система  регулирования занятости населения  и центры     государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

    6.информационные  технологии и средства деловой  коммуникации;

    7.налоговая  система и налоговая инспекция;

    8.система  страхования коммерческого хозяйственного  риска и      страховые компании;

    9.специальные  рекламные агентства, информационные  центры и агентства средств массовой информации;

    10.торговые  палаты, другие общественные, добровольные  и     государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

    11.таможенная  система;

    12.профсоюзы  работающих по найму;

    13.коммерческо-выставочные  комплексы;

    14.система  высшего и среднего экономического образования;

    15.аудиторские  компании;

    16.консультативные  (консалтинговые) компании;

    17.общественные  и государственные фонды, предназначенные  для стимулирования деловой активности;

    18.специальные  зоны свободного предпринимательства.

    Инфраструктура  призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

    Функции инфраструктуры рынка следующие:

    ♦ облегчение участникам рыночных отношений  реализации   их интересов;

    повышение оперативности и эффективности  работы рыночных      субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов 
деятельности;

    организационное оформление рыночных отношений;

      ٠облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.                                                        

      Кратко охарактеризуем некоторые  элементы инфраструктуры рынка. 

    Консалтинговые  компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем          содержание таких специалистов на фирме. Для Казахстана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности. Сейчас создано совместное предприятие «Внешконсультат», которое специализируется в области внешнеэкономического консалтинга.

    Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в Казахстана созданы фирмы «Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок аудиторских компаний служит своеобразной визитной карточкой на внешнем рынке.

    Учебные заведения. Раньше в Казахстане ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток — крайне малый срок обучения: всего 2—3 недели, 1 месяц. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет. Наиболее известны сегодня «Мирбис» и Центр подготовки менеджеров при РЭА им. Г.В. Плеханова; школа информационного бизнеса при МЭСИ и школа международного бизнеса при МГИМО.

    Существенное  значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие «свободные экономические зоны»:

    ♦   зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

    ♦    зоны свободной торговли;

    ♦    экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);

    ♦    производственные зоны в регионах;

    ♦   свободные порты;

    ♦    свободные банковские зоны.

    Все эти зоны рассматриваются как  фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением  различных льгот (освобождение от налогов  сроком, как правило, на 10 лет; прямые                                                         государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату и др.).                                                            

    В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа. Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны:

    -политическая стабильность

    -отсутствие  хаоса, дезорганизации хозяйственных  связей, законопорядок, а не война  законов;

     -дешевая рабочая сила.

    В настоящее время в нашей стране большинство этих условий отсутствует. Сказывается также отсутствие опыта создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в Казахстане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование и рыночная инфраструктура РК