Системы экологического управления России и ведущих стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:22, реферат

Краткое описание

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ 3
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 5
ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
СТАНДАРТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ
СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 13
Британский стандарт в области ситем экологического менеджмента BS 7750 13
Серия международных стандартов систем экологического менеджмента 14
Федеральная система обязательной экологической сертификации 19
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ 21
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 23
ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Экологический менеджмент.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что стандарты ISO 14000 - это “готовая одежда”, индивидуальный стиль обязателен. Документированная, принятая руководством предприятия, распространяемая, доступная заинтересованным сторонам экологическая политика - это уже не предпосылка, но первый, серьезный шаг в создании системы менеджмента.

Ясно изложенная политика должна создавать  основу для формулирования целей и задач, направленных на улучшение экологических показателей деятельности организации. Для того, чтобы определить, что, где и как можно и нужно улучшать, приходится предпринимать процедуру предварительной экологической оценки рода медосмотра, по итогам которого становится ясно, подлежит ли пациент лечению касторкой (вариант доктора Пилюлькина) или медовым пластырем (вариант Медуницы). Но это пример из литературы, а в жизни все гораздо сложнее. “Готовая одежда”, или описание методологии предварительной экологической оценки – это всего лишь основа, с помощью которой нужно оценить индивидуальность предприятия с тем, чтобы подобрать для него тот набор аксессуаров и тот стиль поведения, которые сделают его неотразимо эффективным.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО       МЕНЕДЖМЕНТА

 

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить  и систематизировать возможные  многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой; степень достижения цели оценивается в тех случаях, когда это практически возможно (ISO 14001. Definitions. 3.7. Environmental objective).

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели (ISO 14001. Definitions. 3.11. Environmental target).

Процесс планирования деятельности во многом определяется тем, какие затраты (в том числе, и временные) нужны  для проведения анализа аспектов, и доступностью адекватных сведений. При планировании может быть также использована информация, уже собранная в соответствии с требованиями контролирующих органов или в других целях. В процессе проведения предварительной экологической оценки на предприятии выявляются как сильные стороны природоохранной деятельности, так и наиболее слабые, проблемные аспекты и направления. Последние и составляют основу для планирования развития экологической деятельности: “Планируй, как ни тяжело, какие-то тут строить планы. Что предстоит, то не прошло. И - поправимо, как ни странно” (В. Вишневский. Вишневский в супере).

Планирование деятельности в области  экологического менеджмента базируется на системе приоритетов, то есть отражает остроту проблем, необходимость, возможность и очередность их решения. Формулируемые цели должны быть конкретными, а задачи - измеряемыми; там, где это только практически возможно; по возможности предпочтение должно отдаваться превентивным мерам.

Выявленные приоритетные экологические  аспекты, как правило, не только оцениваются предприятием, но и внимательно документируются путем составления соответствующего регистра.

Деятельность по идентификации  и документированию экологических  аспектов деятельности предприятия должна осуществляться систематически, начиная с наиболее очевидных и поддающихся описанию и оценке. По мере развития деятельности в области экологического менеджмента Регистр экологических аспектов может и должен последовательно уточняться, корректироваться и дополняться с учетом достигнутых результатов.

Регистр полезен тем, что в систематизированном  виде содержит описание проблем, подлежащих решению. Кстати, в большинстве случаев  работающие с зарубежными менеджерами психологи рекомендуют рассматривать их как неиспользуемые возможности. Может быть, еще не упущенные, но не используемые во благо предприятия, потребителя, общества в целом. Таковы основные позиции менеджмента качества и экологического менеджмента. Кроме того, такая постановка вопроса дает новый импульс в дискуссии с приверженцами концепции “Загрязнитель платит, значит выполняет свои обязательства”. В соответствии с установленным в РФ экономическим механизмом природопользования предприятия-загрязнители действительно платят: за нормативное, в пределах лимитов или сверхлимитное загрязнение окружающей среды. И во многих случаях упускают возможности получения дополнительных преимуществ, которые можно получить, тщательно планируя и организуя добровольную экологическую деятельность.

Показатели (индикаторы) планирования деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности. Все показатели делятся на внутренние и внешние, которые могут быть соответственно количественными и качественными (см. рис. 4). Как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективно использовать в качестве количественных показателей достижения поставленных целей и решения задач относительные и удельные величины.

 

Рисунок 4. Типы количественных показателей.

 

Концерн Fiat Auto SpA выпустил единые рекомендации по открытой экологической отчетности для всех своих предприятий. Одна из характерных черт многочисленных графических материалов и таблиц заключается в том, что использование энергии, расход красок, возврат металла через особую дилерскую сеть рекомендовано представлять относительно объема выпущенной продукции, по сравнению с прошлыми годами, на фоне средних показателей по предприятиям концерна, по отрасли и т.п. Действительно, в этом случае динамика изменения показателей может быть продемонстрирована (и прослежена - не будем забывать про заинтересованные стороны) гораздо четче, чем, скажем, при сравнении содержания загрязняющих веществ в отходящих газах с предельно допустимыми концентрациями. Кроме того, стремление к достижению ПДК – процесс затруднительный. С одной стороны, многие предельно допустимые концентрации установлены таким образом, что они практически недостижимы. Скажем, очистить воду до того состояния, чтобы содержание в ней нефтепродуктов на выходе было ниже предельно допустимой концентрации для рыбохозяйственных водоемов, и при том условии, что у водозабора (на входе) их было в 3-5 раз больше ПДКвр - задача не только энерго-, материало- и трудоемкая, но и вряд ли реальная. С другой стороны, допустив, что задача все же будет решена, мы как бы снимем целесообразность поиска новых возможностей улучшения экологических показателей деятельности. С третьей стороны, будучи прагматиками и не веря в то, что задача в обозримый период времени может быть решена, и широкомасштабно, мы должны задуматься над тем, как создать стимулы для предприятий заниматься водоохранной деятельностью.

 

 

ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

В общем случае, когда цели и  задачи поставлены, более того, они  отвечают духу и букве экологической политики организации, главное - “...не браться за выполнение всех этих обетов из страха, что выполнить их не удастся” (Дж. Свифт. Когда я состарюсь).

Организация должна разрабатывать, внедрять и развивать программу (программы) для достижения экологических целей  и решения задач. Программы включают:

  • распределение ответственности за достижение целей и решение задач на всех соответствующих уровнях организации;
  • средства и периоды времени, в которые цели должны быть достигнуты (ISO 14001. 4.3.4. Environmental management programme).

Программы экологического менеджмента  помогают организации улучшить экологические показатели ее деятельности. Они должны быть динамичными, регулярно пересматриваться и отражать изменение целей и задач организации (ISO 14004. 4.2.6. Environmental management programme).

Деятельность по разработке и внедрению  программы (или программ) играет ключевую роль в достижении успехов в функционировании системы экологического менеджмента. Каждая программа должна описывать то, каким образом организация будет работать для достижения целей и решения задач экологического менеджмента, и определяет временные рамки и ответственность персонала в ходе реализации экологической политики организации. Программа может быть подразделена на несколько частей, описывающих специфические направления (элементы) деятельности организации. Программа должна предусматривать проведение оценки экологических аспектов новых, предполагаемых видов деятельности.

Самое краткое изложение того, что  непременно должно быть в программе, представлено в практическом пособии, разработанном специалистами Программы Объединенных Наций по Окружающей Среде UNEP/ICC/FIDIC Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK):

Что? 
Когда? 
Кто? 
Как? 
Что потом?

Программы в тех случаях, когда  это целесообразно, могут охватывать все стадии, включая планирование, разработку требований к продукции, производство, маркетинг, размещение отходов. Эта позиция справедлива в отношении реализованных и предполагаемых видов деятельности, продуктов и услуг. Для продуктов программа может охватывать разработку документации, выбор сырья и материалов, процесс производства, использования (потребления) и размещение отходов потребления. При внедрении новых видов процессов, оборудования, при модификации производства, программа может охватывать планирование, разработку документации, строительство (установку), введение в строй, функционирование, а также в сроки, определенные организацией, закрытие или демонтаж, консервацию.

Вероятно, излагая такой взгляд на спектр вопросов, которые программы  экологического менеджмента могут  охватывать, мы несколько забегаем вперед. Еще ни одна российская компания не заявила широко и не представила доказательств того, что их программы экологического менеджмента подготовлены, внедрены и работают (!). А мы говорим, по сути, о взаимосвязи между оценкой воздействия на окружающую среду (при внедрении новых процессов, реконструкции и т.п.) и экологическим менеджментом. Но в России есть примеры намерений такого характера. В предпроектной документации одной из масштабных реконструкций предприятия машиностроительной отрасли описаны результаты экологического аудита промплощадки, основные направления деятельности будущего совместного предприятия в области экологического менеджмента и их связь с корпоративной экологической политикой.

Работая над программой экологического менеджмента, следует принимать во внимание ряд вопросов, таких как (ISO 14004. 4.2.6. Environmental management programme):

  • Как организован процесс разработки программы экологического менеджмента?
  • Вовлечены ли в процесс планирования деятельности все подразделения, сотрудники, несущие ответственность за выполнение программы?
  • Описан ли (используется ли) процесс периодического пересмотра программы?
  • Как в программах описаны необходимые (для их выполнения) ресурсы, распределение ответственности, период выполнения и приоритеты?
  • Как программы экологического менеджмента отражают (обеспечивают выполнение) экологической политики и основные направления планирования деятельности организации?
  • Как организовано наблюдение за выполнением и пересмотр программ экологического менеджмента?

Подготовленные и выполняющиеся программы - индикатор функционирования системы экологического менеджмента в целом. Присутствие некоторых элементов, фрагментов, частичного отражения поставленных задач, мероприятий, необходимых ресурсов в планах по достижению ПДВ (предельно допустимых выбросов) программ заменить не может. Их разработка, запуск, проверка выполнения, корректировка требуют систематического подхода целеустремленности, сил, знаний, терпения. Внедрение программ будет зависеть от убежденности руководства и творческой работы персонала. Изящность систем экологического менеджмента состоит в том, что их принципы универсальны и применимы к любым организациям. Вопрос в том, как эти принципы преломляются применительно к конкретной ситуации, предприятию, стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития (предотвращения воздействия на окружающую среду) способна приводить к существенным экономическим эффектам за счет рационального использования сырья, материалов, энергетических ресурсов; снижения потерь; повышения качества продукции; уменьшения брака; снижения экологических платежей и штрафных санкций; повышения производительности труда; уменьшения аварий и затрат на ликвидацию их последствий.  Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологического менеджмента определяются разнообразными потенциальными преимуществами и дополнительными возможностями, связанными с подобной деятельностью, в том числе:

  • создание и укрепление благоприятного имиджа предприятия, основанного на экологической ответственности и экологической состоятельности;
  • привлечение внимания инвесторов; появление дополнительных оснований для получения преимуществ и льгот при инвестициях;
  • дополнительные возможности для воздействия на потребителей и повышения конкурентоспособности, производимой продукции и услуг;
  • дополнительные возможности для воздействия на потребителей и повышения конкурентоспособности, производимой продукции и услуг;
  • привлечение внимания международных организаций и международной общественности к предприятию; членство в международных экологических союзах предпринимателей;
  • дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом;
  • преимущества территориального и национального экологического лидерства;
  • дополнительные возможности для развития и укрепления отношений с органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;
  • создание и использование кредита доверия в отношениях с инвесторами, акционерами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением, экологической общественностью;
  • дополнительные возможности для укрепления и расширения позиций предприятия на международных товарных и финансовых рынках;
  • основания для увеличения акционерной стоимости предприятия.

И это все о предприятиях? А  как же заинтересованные стороны, где  их преимущества? Практически в каждой строчке. Предотвращение и сокращение воздействия на окружающую среду не просто выгодны, а необходимы всем, начиная от населения, проживающего вблизи промплощадки, и заканчивая международной общественностью. И какой уважающий себя инвестор не заинтересован в сокращении воздействия, кстати, в том числе и на основные фонды, и на здоровье персонала, обеспечивающего высокую производительность труда! Государство считает сокращение воздействия одним из приоритетных направлений экологической политики.

Информация о работе Системы экологического управления России и ведущих стран