Системы экологического управления России и ведущих стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:22, реферат

Краткое описание

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ 3
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 5
ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
СТАНДАРТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ
СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 13
Британский стандарт в области ситем экологического менеджмента BS 7750 13
Серия международных стандартов систем экологического менеджмента 14
Федеральная система обязательной экологической сертификации 19
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ 21
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 23
ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Экологический менеджмент.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач (ISO 14001. Environmental management systems - Specification with guidance for use. Definitions. 3.5. Environmental management system).

На рисунке 3 этапы внедрения  и функционирования системы экологического менеджмента подробно представлены в виде схемы.

 

Рисунок 3. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента.

 

Оговоримся сразу, в “чистом” виде системы экологического менеджмента  на российских предприятиях не существуют. Заключение, вероятно, выглядит слишком категоричным. Практически все руководители, посещающие семинары и конференции по вопросам организации экологического менеджмента, аудита, более чистого производства, с легкостью заявляют, что все эти приемы, методы, инструменты, системы в России давно известны... Напрашивается окончание предложения типа “...и с успехом используются”. Не совсем так. Есть интересные инициативы (рацпредложения были всегда), в порядке экономии ресурсов проводится строгий учет использования сырья и материалов, в том числе и особо опасных, временами организуются взаимные проверки состояния техники безопасности сотрудниками соседних цехов...

Системы нет. Но есть все предпосылки  для развития деятельности в области  экологического менеджмента. И прежде всего, есть стремление к улучшению ситуации. Об этом свидетельствует позиция руководителей и персонала заводов, которым далеко до совершенства. Об этом задумываются и те, к кому не предъявляют претензий ни общественность, ни государственные природоохранительные органы.

Последовательное  улучшение – это процесс развития системы экологического менеджмента, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой (ISO 14001. Definitions. 3.1. Continual improvement).

При всей гибкости, относительности международных стандартов в области экологического менеджмента они содержат одно абсолютное требование - следование принципу последовательного улучшения. Немедленное декларирование полного соответствия деятельности всем внешним нормам и условиям, максимальная экологическая эффективность производства не являются обязательными требованиями. В большинстве случаев подобные заявления, если они делаются, так и остаются заявлениями; кроме того, ничего идеального в этом мире не бывает. Конечно, необходимо собрать воедино все законодательные и нормативные требования, имеющие отношение к рассматриваемой деятельности, определить потенциальные возможности развития, подобрать и оценить примеры решения тех же проблем коллегами, конкурентами. Стремление соответствовать и поэтапное приближение к этой заветной цели, выбор реальных целей и времени их достижения гораздо более эффективны и результативны, особенно в условиях российских, с жестким и изменяющимся законодательством, нестабильной экономической ситуацией.

Система экологического менеджмента  дает организации возможность структурировать, связать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от экономических и других обстоятельств. Интеграция экологически значимых направлений деятельности в общую систему менеджмента может привести к эффективному внедрению системы экологического менеджмента, а также сказаться на повышении эффективности организации в целом и на уточнении распределения обязанностей, позиций в менеджменте (ISO 14001. Annex A. A1. General requirements).

Многие могут здесь возразить, что улучшать экологические (и любые  другие) показатели эффективности до бесконечности нельзя. По мере приближения к пределу сегодняшних технических и организационных возможностей предпринимаемые усилия будут приносить все меньший результат. Но это относится лишь к ситуации, где прочие условия статичны. В последние годы научно-технический процесс значительно ускорился, быстрая смена информационных технологий обуславливает рост темпов развития и других областей знания. Поэтому в реальном времени достижение очередного результата означает, что нужно двигаться дальше, только оценив, насколько изменились возможности, требования и ресурсы за время прошедшего этапа.

Кстати, в Нидерландах предприятия, достигшие высокого уровня эффективности  системы экологического менеджмента декларируют и демонстрируют неухудшение ситуации. Класс есть класс.

 

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Общие характерные задачи и соответствующая  им практическая деятельность предприятий определяются функциями экологического управления и менеджмента. Все виды экологической деятельности предприятий можно условно разделить на внутреннюю экологическую деятельность (деятельность руководства предприятий и персонала в целом, направленная на достижение внутренних экологических целей и задач) и внешнюю экологическую деятельность (активное взаимодействие со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия внешними лицами и сторонами).

 

Таблица 2

 

Внутренняя деятельность

Внешняя деятельность

Обоснование экологической  политики и обязательств

мотивация руководства предприятия  к организации и развитию деятельности в области экологического менеджмента (мотивация "сверху");

подготовка и распространение  соответствующих информационных материалов среди всех заинтересованных лиц и сторон;

разработка рабочего варианта экологической  политики и обязательств;

обсуждение рабочего варианта экологической политики и обязательств с заинтересованными лицами и сторонами;

информирование руководства и  персонала о разрабатываемой  экологической политике и обязательствах;

выявление и учет общественного  мнения, конкретных рекомендаций и  предложений заинтересованных лиц и сторон при доработке экологической политики и обязательств;

выявление и учет замечаний, рекомендаций и предложений со стороны руководства  и персонала;

тиражирование и распространение (публичное декларирование) принятой руководством предприятия экологической политики и обязательств.

доработка экологической политики и обязательств;

 

осознанное принятие руководством предприятия экологической политики и обязательств на планируемый период.

 

Планирование экологической  деятельности

установление приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия;

привлечение заинтересованных лиц  и сторон к планированию экологической  деятельности предприятия;

установление законодательных  и иных требований к приоритетным экологическим аспектам деятельности предприятия;

включение в программы (планы) экологического менеджмента действий и мероприятий, направленных на активное взаимодействие с заинтересованными лицами и сторонами;

разработка базы данных, обеспечивающей предприятию необходимую информацию об объектах экологического управления и экологического менеджмента;

 

разработка рабочего варианта экологических  целей и задач;

 

определение критериев и показателей  оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач;

 

вовлечение персонала предприятия в планирование экологической деятельности;

 

согласование экологических целей  и задач с руководством предприятия;

 

разработка и утверждение руководством программы (или ряда программ) экологического менеджмента на планируемый период.

 

Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов

осуществление запланированных и  незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.);

осуществление запланированных и  незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, связанных с минимизацией воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков, смежных предприятий, потребителей продукции и услуг.

осуществление практической деятельности по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций и деятельности в условиях таких ситуаций.

 

Внутренний экологический  мониторинг и экологический контроль

организация (дополнительное развитие) системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с поставленными экологическими целями, задачами и принятой программой менеджмента;

 

предусматривание и осуществление  определенных действий в случае несоблюдения установленных законодательством или предприятием требований к экологической деятельности (включая контроль документации и оперативный контроль);

 

предусматривание определенных корректирующих и/или предупредительных действий для устранения причин существующих или потенциальных несоблюдений требований к экологической деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНДАРТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ         СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

Британский стандарт в области  ситем экологического менеджмента BS 7750

 

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению Единого Европейского Рынка Европейское Сообщество стремится  создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый "Экологический Акт" (Environmental Act), за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management Systems), подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Стандарт BS 7750 полностью вписывается в требования стандарта качества BS 5750 (и ISO 9000). Стандарт не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом. На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

  1. Предварительный обзор ситуации. Необходимо определить все экологические нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже практически используются на данном объекте.
  2. Разработка заявления об экологической политике, которое бы охватывало все аспекты деятельности и продукцию предприятия и было разъяснено и принято к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями, лицами).
  3. Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.
  4. Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные отходы, размещения отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков.
  5. Разработка экологических целей и задач предприятия.
  6. Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования.
  7. Разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.
  8. Разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система функционирует, и учитывает все значимые аспекты воздействия предприятия на окружающую среду.
  9. Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля.
  10. Аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану. Вне зависимости от этого, аккредитующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудирования (в BS 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, задачами, структурой и т.п., является ли внедренная ли система экологического менеджмента эффективной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия.

BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. Франция, Ирландия и Испания разработали свои стандарты. Австрия предпочла ждать опубликования международных требований к системам экологического менеджмента.

 

Серия международных  стандартов систем экологического менеджмента

 

Появление ISO 14000 – серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, (например, концепция "всеобъемлющего менеджмента качества" – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

  1. Организационном – через улучшение экологического "поведения" корпораций.
  2. Национальном– через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.
  3. Международном – через улучшение условий международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно  условно разделить на три основные группы:

  • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (ЭМС);
  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны  и разрабатываются следующие  документы:

 

 

Таблица 3

 

Принципы экологического менеджмента

Принят

ISO 14001

Системы экологического менеджмента (ЭМС) – спецификации и руководство по использованию

+

ISO 14004

ЭМС – Общие руководство по принципам, системам и методам

+

ISO 14014

Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности  предприятия. Должно использоваться перед  созданием формальной системы экологического менеджмента

 
 

Инструменты экологического регулирования и оценки

 

ISO 14010

Руководство по экологическому аудиту – Общие принципы экологического аудита

+

ISO 14011/1

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита – Аудит систем экологического менеджмента

+

ISO 14012

Руководство по экологическому аудиту – Критерии квалификации экологических  аудиторов

+

ISO 14031

Руководство по оценке экологических  показателей деятельности организации

 
 

Стандарты, ориентированные  на продукцию

 

ISO 14020(Серия документов)

Принципы экологической маркировки продукции

 

ISO 14040(Серия документов)

Методология "оценки жизненного цикла" – оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях  ее жизненного цикла

 
 

Глоссарий

 

ISO 14060

Руководство по учету экологических  аспектов в стандартах на продукцию

+


 

 

Так стандарт ISO 14001 имеет следующую структуру:

1. Возможности стандарта 
2. Ссылки на нормативные документы 
3. Определения 
4. Требования к системе экологического менеджмента 
4.1. Общие требования 
4.2. Экологическая политика 
4.3. Планирование 
4.3.1. Экологические аспекты 
4.3.2. Законодательные и другие требования 
4.3.3. Цели и задачи 
4.3.4. Программа (программы) экологического менеджмента 
4.4. Внедрение в действие 
4.4.1. Структура и ответственность 
4.4.2. Подготовка, осознание и компетенция 
4.4.3. Коммуникации 
4.4.4. Документация в системе экологического менеджмента 
4.4.5. Контроль документации 
4.4.6. Оперативный контроль 
4.4.7. Подготовленность к чрезвычайным ситуациям и ответственность за действия в условиях чрезвычайных ситуаций 
4.5. Проверяющие и корректирующие действия 
4.5.1. Мониторинг и измерения 
4.5.2. Действия в случае несоблюдения требований, корректирующие и предупредительные действия 
4.5.3. Отчетность 
4.5.4. Аудит системы экологического менеджмента 
4.6. Периодический пересмотр системы менеджмента

Информация о работе Системы экологического управления России и ведущих стран