Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:22, реферат
Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ 3
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 5
ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 8
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
СТАНДАРТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ
СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 13
Британский стандарт в области ситем экологического менеджмента BS 7750 13
Серия международных стандартов систем экологического менеджмента 14
Федеральная система обязательной экологической сертификации 19
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ 21
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 23
ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 – «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.
Все остальные документы
Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель ЭМС или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию и документально обосновать заявление о выпуске "экологически чистой" продукции, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.
Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO–сертифицированные компании).
Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение ЭМС, можно назвать такие, как:
По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д. Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.
Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости. "Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.
Как видно, ISO 14000 предъявляет требования скорее к самой системе экологического менеджмента. Обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.
По мнению ряда экологов-юристов США и специалистов в области промышленной экологии Великобритании принципы EMAS более прогрессивны и создают более надежную основу для достижения основной цели введения стандартов в области экологического менеджмента - уменьшения воздействия производственного сектора на окружающую среду. Разработчики схемы экологического менеджмента и аудирования полагают, что сертификация предприятия по ISO 14000 может рассматриваться как промежуточный шаг к согласованию его деятельности с требованиями EMAS.
Федеральная система обязательной экологической сертификации
В декабре 1997 года Председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Данилов-Данильян утвердил основные положения Федеральной системы обязательной экологической сертификации (ФСОЭС).
Экологическая сертификация в этой системе понимается как "... деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами и другими нормативными документами, в том числе международными и национальными стандартами других стран, введенными в установленном порядке".
Объектами обязательной сертификации являются:
По мере развития ФСОЭС в настоящий перечень объектов сертификации государственным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды могут быть включены другие объекты сертификации. К настоящему времени определена организационная структура системы включающая Управляющий совет, Апелляционную комиссию, Комиссию по аттестации специалистов, Аккредитующий орган, органы по аттестации и сертификации и лаборатории ФСОЭС.
Руководители
В течение ближайшего времени Управляющий
совет ФСОЭС планирует
Координация подготовки специалистов и разработка обучающих программ возложена на Комиссию по аттестации специалистов системы. Первой организацией, получившей официальное разрешение на подготовку специалистов стал Международный центр обучающих систем. При Управляющем совете ФСОЭС создается справочно-информационный фонд, который будет в установленном порядке предоставлять Госстандарту России, а также заинтересованным юридическим лицам и гражданам соответствующую информацию. В тексте "Основных положений Федеральной системы обязательной экологической сертификации" нет четкого определения того, какие объекты подлежат обязательной экологической сертификации. Действительно, трудно представить себе, чтобы экологический паспорт предприятия, проекты томов ПДВ или ПДС содержали положение о том, является ли используемая технология "экологически вредной". С другой стороны, деятельность практически всех промышленных предприятий (за исключением оборонных) подчиняется требованиям ГОСТ 24525-80. "Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения". То есть, на практически на всех промышленных предприятиях есть или должна быть некоторая система управления охраной окружающей среды, которая, по-видимому, и подлежит обязательной экологической сертификации.
В Российской Федерации выпущен перевод на русский язык четырех документов из серии ISO 14000, а также проекты национальных стандартов в области систем экологического менеджмента и экологического аудирования. По всей вероятности, следует ожидать дальнейшего развития процесса поэтапного введения национальных стандартов, близких к разработанным Международной Организацией Стандартизации (the International Organisation for Standardisation).
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ
Экологическая политка - совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия, создающая основу для разработки собственных экологических целей и задач (ISO 14001. Definitions. 3.9. Environmental policy).
Экологическая политика, как и политика в области качества, должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам. Но есть нюанс, в российских условиях чрезвычайно значимый. Экологическая политика должна быть доступна всем заинтересованным сторонам.
Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, проявляющих интерес к экологическим аспектам деятельности предприятия, производимой продукции и услуг, или подвергшихся воздействию, связанному с подобными аспектами (ISO 14001. Definitions. 3.11. Interested party).
В самом общем случае такой интерес
может проявить кто угодно. Поэтому
компании Запада и Востока широко
используют все возможные средства
для распространения экологичес
Известны и иные подходы (разнообразие - залог устойчивости). Экологическая политика одной из европейских компаний была выпущена в виде памятки размером с кредитную карточку, чтобы служащие могли носить ее в бумажнике и всегда иметь при себе.
В российской ситуации часто обозначить
традиционным образом границы между
уже упомянутыми секторами
Однозначного ответа на вопрос, как проинформировать заинтересованные стороны о принятой предприятием экологической политике, нет. Надо или нет создавать страницу в сети Интернет, выпускать буклеты или размещать текст политики в районной газете, - подходы могут быть разными. Все определяется конкретными условиями. Наш опыт свидетельствует о том, что более впечатляющих успехов в добровольной экологической деятельности добиваются в ряде случаев российские заводы “районного масштаба”. Выполнение взятых обязательств здесь оценивается постоянно и внимательно. Но при всей локальности их влияния предприятия стараются оформлять документально экологическую политику и обсуждать ее с общественностью, рассматривая это не только как род современной инициативы, но и задумываясь о выгодах. Но об этом - позже, в разделах, посвященных планированию действий и разработке программ.
Экологическая политика должна рассматриваться
как первичный двигатель
Политика составляет необходимую основу установления целей и задач организации. Политика должна быть ясной настолько, чтобы ее понимали как внутренние, так и внешние заинтересованные стороны; политика подлежит периодической оценке, пересмотру с тем, чтобы она отражала изменяющиеся условия и новую информацию. Оценка и пересмотр политики, целей, задач, процедур должен осуществляться руководителями того уровня, которые изначально определили и сформулировали их (ISO 14001. Annex A. A2. Environmental policy).
Информация о работе Системы экологического управления России и ведущих стран