Управление финансами в ведущих зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:47, реферат

Краткое описание

Парламент и министерство финансов. Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг, во Франции — Национальное собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.29 Кб (Скачать)

Управление  финансами в ведущих зарубежных странах.

 

 Парламент и министерство финансов. Управление финансами в зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти — парламентов: в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг, во Франции — Национальное собрание и т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы и, прежде всего, утверждение государственного бюджета осуществляются двумя палатами парламента и подписываются главой государства.

 Парламенты также  утверждают отчеты об исполнении  государственного бюджета, законы  о налогах, устанавливают предельный  размер (лимит) государственного  долга.

 Непосредственное  управление финансами находится  в ведении финансового аппарата, главное звено которого — министерство  финансов. Оно разрабатывает финансовую  и налоговую политику государства,  политику в области государственных  расходов, проводит контроль за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет проект государственного бюджета и организует его исполнение.

 Следует отметить, что в каждой стране имеются  особенности в управлении финансами.  Так, в США помимо Министерства  финансов имеется Административно-бюджетное  управление при Президенте, которое  составляет расходную часть федерального  бюджета.

 Во всех развитых  западных странах ведущими подразделениями  министерства финансов являются  управление внутренних доходов,  которое издает инструктивный  материал в области прямых  налогов и организует их поступление,  и управление таможенных пошлин  и акцизов, готовящее инструктивный  материал по косвенным налогам  и организующее их поступление  в бюджет.

 Важное подразделение  министерства финансов — управление  внутренних займов и государственного  долга. Оно ведает эмиссией  государственных займов1, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

 В состав министерства  финансов входит управление контроля за денежным обращением.

 В Великобритании  управление финансами осуществляет  в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством. В ФРГ  управление финансами также возложено  на федеральное Министерство  финансов. Во Франции управление  финансами возложено на Министерство  экономики, финансов и бюджета

 Органы финансового  контроля. Важное значение в управлении финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту. В США это Главное контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с Законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г. В его функции входят: толкование финансовых нормативных актов; контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых правительственными ведомствами; оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам; контроль за выполнением отдельных платежных операций; установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях.

 Фактически деятельность  контрольного управления сводится  к ежегодным проверкам состояния  финансов федеральных ведомств  и составлению документов и  рекомендаций президенту и конгрессу  на основе проведения проверок.

 В Великобритании  таким специальным органом является  Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 г.

 

 Генеральный контролер  — ревизор назначается правительством  пожизненно и может быть смещен  только по решению обеих палат  Парламента. Полномочия контрольного  органа более ограничены, чем  в США, В частности, он не  имеет права толковать финансовые  нормативные акты, не может вмешиваться  в оперативную деятельность финансовых  служб правительственных ведомств.

 В обязанности  Управления государственного контроля  входит проверка законности финансовой  деятельности правительственных  ведомств, а также эффективности  и целесообразности расходования  ими государственных средств.  Управление обязано информировать  Парламент о результатах таких  проверок.

 Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, которая представляет собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров.

 В ФРГ контрольные  функции в сфере финансов находятся  также в ведении Федеральной  счетной палаты: Наиболее сложные  дела передаются в суды, которые  специализированы на финансовых  спорах и проступках, связанных  со злоупотреблением государственными  средствами.

 Управление финансами  местных органов власти, а в  федеративных государствах и  членов федерации осуществляют  финансово-бюджетные советы, которые  составляют проекты соответствующих  бюджетов и организуют их исполнение.

 Управление финансами  частных национальных и транснациональных  корпораций. В странах с развитой  рыночной экономикой в 1990-е  годы наибольшее воздействие  на финансы акционерных обществ  и предприятий оказывают интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники.

 Осуществление  деловых операций в глобальном  масштабе облегчает условия воспроизводства  корпорации и улучшает ее финансовое  положение. Это в полной мере  относится и к компаниям, специализирующимся  в сфере оказания услуг, включая  банки, рекламные агентства, бухгалтерские  фирмы и т.д.

 Конечно, всегда  будут функционировать предприятия,  ориентированные только на национальные  рынки, но предпринимателям следует  иметь в виду, что наибольшие  возможности для успешной деятельности  имеют те предприятия, которые  строят свой бизнес в глобальном  масштабе.

 В 1990-х гг. произошло  дальнейшее развитие компьютерной  и телекоммуникационной технологий, резко изменяющее процесс принятия  финансовых решений. Головные  компании снабжены системой персональных  компьютеров, связанных с локальной  сетью, с компьютерами поставщиков  и потребителей, что позволяет  финансовому менеджеру постоянно  обмениваться интересующей его  информацией и принимать наиболее  рациональные решения.

 Основная задача  финансового менеджмента по мобилизации  и использованию денежных фондов  корпораций состоит в максимизации  реальных пассивов и активов  корпораций.

 Важнейшее значение  имеют следующие кардинальные  вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и  прогнозирование финансовой стороны  деятельности корпораций. Финансовое  управление корпорации разрабатывает  финансовые планы, которые представляют  собой прогнозы объема производства  и реализации продукции, развития  научно-технического прогресса,  внедрения новых управленческих  решений и финансовых ресурсов  их обеспечения (на один год  и пять лет). Такие финансовые  планы определяются для каждого  подразделения корпорации, т. е.  для отдельных фирм в рамках  корпорации и для отдельных  отраслевых управлений (департаментов)  внутри одной фирмы. Главные  показатели в процессе финансового  планирования: объем реализации  продукции, прибыль, капитальные  вложения.

2. Принятие наиболее  целесообразных решений в процессе  инвестирования крупных средств.  Успешно функционирующая корпорация  имеет быстро растущий объем  реализации продукции, что требует  новых инвестиций на расширение  производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый  менеджер должен определить оптимальные  темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств,  методы их мобилизации; способы  инвестирования — за счет кредитов  банков или путем выпуска собственных  акций и облигаций; в случае  банковского кредита — долгосрочный  или краткосрочный.

3. Координация финансовой  деятельности корпорации со всеми  ее службами. Например, решения в  областях маркетинга влияют на  объем реализации, что в свою  очередь оказывает воздействие  на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных  операций на финансовом рынке  по мобилизации дополнительных  капиталов, реализации собственных  акций и облигаций.

 Структура финансовых  управлений национальных и транснациональных  корпораций имеет организационно-правовую  форму акционерных обществ. Так,  финансовое управление американской  корпорации «Дюпон» включает  девять отделов и 29 секторов. Главный  менеджер по финансовым вопросам  является вице-президентом корпорации  и непосредственно подотчетен  ее президенту. Ему подчинены  главный казначей и главный  финансовый контролер корпорации.

 Традиционные функции  главного казначея состоят в  следующем: планирование финансовых  ресурсов корпорации исходя из  текущих и новых операций, финансирование  -этих операций, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т. е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного и резервных фондов.

 К традиционным  функциям главного контролера  относятся: разработка ежегодного  отчета корпорации, включающего  отчет о прибылях и убытках,  отчетный баланс и другие документы.  Главный контролер несет ответственность  за ведение бухгалтерского учета  и аудиторскую деятельность, за  все вопросы налогового обложения  и информацию, предоставляемую государственным  органам.

 Вице-президент  по финансам с другими членами  совета директоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы деятельности корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включая производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень заработной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям.

 Руководство корпорации  должно предусмотреть не только  степень риска при новых крупных  капитальных вложениях и сроки  их окупаемости, но и форму  поступления средств (в форме  наличных денег, коммерческого  кредита, бартерной сделки). Особый  вопрос состоит в том, каким  образом новые инвестиции скажутся  на финансовых результатах деятельности  корпорации, на движении курса  акций и величине прибыли.

Информация о работе Управление финансами в ведущих зарубежных странах