Управление
финансами в ведущих зарубежных
странах.
Парламент
и министерство финансов. Управление финансами
в зарубежных странах находится в ведении
высших законодательных органов власти
— парламентов: в США — это Конгресс, в
Великобритании — Парламент, в ФРГ — Бундестаг,
во Франции — Национальное собрание и
т.д. Парламенты имеют две палаты — нижнюю
и верхнюю. Все основные финансовые законы
и, прежде всего, утверждение государственного
бюджета осуществляются двумя палатами
парламента и подписываются главой государства.
Парламенты также
утверждают отчеты об исполнении
государственного бюджета, законы
о налогах, устанавливают предельный
размер (лимит) государственного
долга.
Непосредственное
управление финансами находится
в ведении финансового аппарата,
главное звено которого — министерство
финансов. Оно разрабатывает финансовую
и налоговую политику государства,
политику в области государственных
расходов, проводит контроль за соблюдением
финансовых законов. Министерство финансов
составляет проект государственного бюджета
и организует его исполнение.
Следует отметить,
что в каждой стране имеются
особенности в управлении финансами.
Так, в США помимо Министерства
финансов имеется Административно-бюджетное
управление при Президенте, которое
составляет расходную часть федерального
бюджета.
Во всех развитых
западных странах ведущими подразделениями
министерства финансов являются
управление внутренних доходов,
которое издает инструктивный
материал в области прямых
налогов и организует их поступление,
и управление таможенных пошлин
и акцизов, готовящее инструктивный
материал по косвенным налогам
и организующее их поступление
в бюджет.
Важное подразделение
министерства финансов — управление
внутренних займов и государственного
долга. Оно ведает эмиссией
государственных займов1, выплатой
по ним процентов и погашением государственного
долга.
В состав министерства
финансов входит управление контроля
за денежным обращением.
В Великобритании
управление финансами осуществляет
в основном Министерство финансов,
именуемое Казначейством. В ФРГ
управление финансами также возложено
на федеральное Министерство
финансов. Во Франции управление
финансами возложено на Министерство
экономики, финансов и бюджета
Органы финансового
контроля. Важное значение в управлении
финансами принадлежит специализированным
органам финансового контроля, которые
независимы от правительства и подотчетны
парламенту. В США это Главное контрольно-ревизионное
управление, созданное в соответствии
с Законом о бюджете и отчетности от 10
июня 1921 г. В его функции входят: толкование
финансовых нормативных актов; контроль
за законностью и эффективностью операций,
проводимых правительственными ведомствами;
оказание помощи Конгрессу, его комитетам
и конгрессменам; контроль за выполнением
отдельных платежных операций; установление
правил ведения финансовых операций и
отчетности в федеральных учреждениях.
Фактически деятельность
контрольного управления сводится
к ежегодным проверкам состояния
финансов федеральных ведомств
и составлению документов и
рекомендаций президенту и конгрессу
на основе проведения проверок.
В Великобритании
таким специальным органом является
Управление государственного контроля,
созданное еще в 1866 г.
Генеральный контролер
— ревизор назначается правительством
пожизненно и может быть смещен
только по решению обеих палат
Парламента. Полномочия контрольного
органа более ограничены, чем
в США, В частности, он не
имеет права толковать финансовые
нормативные акты, не может вмешиваться
в оперативную деятельность финансовых
служб правительственных ведомств.
В обязанности
Управления государственного контроля
входит проверка законности финансовой
деятельности правительственных
ведомств, а также эффективности
и целесообразности расходования
ими государственных средств.
Управление обязано информировать
Парламент о результатах таких
проверок.
Во Франции контроль
за исполнением бюджета всеми государственными
органами в центре и на местах осуществляет
Счетная палата, которая представляет
собой судебный орган, состоящий из несменяемых
магистров.
В ФРГ контрольные
функции в сфере финансов находятся
также в ведении Федеральной
счетной палаты: Наиболее сложные
дела передаются в суды, которые
специализированы на финансовых
спорах и проступках, связанных
со злоупотреблением государственными
средствами.
Управление финансами
местных органов власти, а в
федеративных государствах и
членов федерации осуществляют
финансово-бюджетные советы, которые
составляют проекты соответствующих
бюджетов и организуют их исполнение.
Управление финансами
частных национальных и транснациональных
корпораций. В странах с развитой
рыночной экономикой в 1990-е
годы наибольшее воздействие
на финансы акционерных обществ
и предприятий оказывают интернационализация
хозяйственной жизни, глобализация деловых
операций и расширение применения компьютерной
техники.
Осуществление
деловых операций в глобальном
масштабе облегчает условия воспроизводства
корпорации и улучшает ее финансовое
положение. Это в полной мере
относится и к компаниям, специализирующимся
в сфере оказания услуг, включая
банки, рекламные агентства, бухгалтерские
фирмы и т.д.
Конечно, всегда
будут функционировать предприятия,
ориентированные только на национальные
рынки, но предпринимателям следует
иметь в виду, что наибольшие
возможности для успешной деятельности
имеют те предприятия, которые
строят свой бизнес в глобальном
масштабе.
В 1990-х гг. произошло
дальнейшее развитие компьютерной
и телекоммуникационной технологий,
резко изменяющее процесс принятия
финансовых решений. Головные
компании снабжены системой персональных
компьютеров, связанных с локальной
сетью, с компьютерами поставщиков
и потребителей, что позволяет
финансовому менеджеру постоянно
обмениваться интересующей его
информацией и принимать наиболее
рациональные решения.
Основная задача
финансового менеджмента по мобилизации
и использованию денежных фондов
корпораций состоит в максимизации
реальных пассивов и активов
корпораций.
Важнейшее значение
имеют следующие кардинальные
вопросы финансового менеджмента.
1. Планирование и
прогнозирование финансовой стороны
деятельности корпораций. Финансовое
управление корпорации разрабатывает
финансовые планы, которые представляют
собой прогнозы объема производства
и реализации продукции, развития
научно-технического прогресса,
внедрения новых управленческих
решений и финансовых ресурсов
их обеспечения (на один год
и пять лет). Такие финансовые
планы определяются для каждого
подразделения корпорации, т. е.
для отдельных фирм в рамках
корпорации и для отдельных
отраслевых управлений (департаментов)
внутри одной фирмы. Главные
показатели в процессе финансового
планирования: объем реализации
продукции, прибыль, капитальные
вложения.
2. Принятие наиболее
целесообразных решений в процессе
инвестирования крупных средств.
Успешно функционирующая корпорация
имеет быстро растущий объем
реализации продукции, что требует
новых инвестиций на расширение
производства (приобретение оборудования,
проведение НИОКР и т.д.). Финансовый
менеджер должен определить оптимальные
темпы роста объема реализации,
структуру привлекаемых средств,
методы их мобилизации; способы
инвестирования — за счет кредитов
банков или путем выпуска собственных
акций и облигаций; в случае
банковского кредита — долгосрочный
или краткосрочный.
3. Координация финансовой
деятельности корпорации со всеми
ее службами. Например, решения в
областях маркетинга влияют на
объем реализации, что в свою
очередь оказывает воздействие
на размер прибыли и инвестиций.
4. Проведение крупных
операций на финансовом рынке
по мобилизации дополнительных
капиталов, реализации собственных
акций и облигаций.
Структура финансовых
управлений национальных и транснациональных
корпораций имеет организационно-правовую
форму акционерных обществ. Так,
финансовое управление американской
корпорации «Дюпон» включает
девять отделов и 29 секторов. Главный
менеджер по финансовым вопросам
является вице-президентом корпорации
и непосредственно подотчетен
ее президенту. Ему подчинены
главный казначей и главный
финансовый контролер корпорации.
Традиционные функции
главного казначея состоят в
следующем: планирование финансовых
ресурсов корпорации исходя из
текущих и новых операций, финансирование
-этих операций, распределение выручки
от реализации продукции по соответствующим
фондам, управление кассовой наличностью,
рыночными ценными бумагами корпорации,
планирование структуры капитала фирмы,
т. е. соотношения основного и оборотного
капитала, собственных и привлеченных
средств. Кроме того, в ведении казначея
находятся оплата управленческого персонала,
а также формирование и использование
пенсионного и резервных фондов.
К традиционным
функциям главного контролера
относятся: разработка ежегодного
отчета корпорации, включающего
отчет о прибылях и убытках,
отчетный баланс и другие документы.
Главный контролер несет ответственность
за ведение бухгалтерского учета
и аудиторскую деятельность, за
все вопросы налогового обложения
и информацию, предоставляемую государственным
органам.
Вице-президент
по финансам с другими членами
совета директоров корпорации и
ее президентом определяют важнейшие
вопросы деятельности корпорации: крупные
капитальные вложения, направления развития
производства (включая производимые виды
продукции, рыночную стратегию), цены,
уровень заработной платы, займовую политику,
проведение политики в области дивидендов
по акциям.
Руководство корпорации
должно предусмотреть не только
степень риска при новых крупных
капитальных вложениях и сроки
их окупаемости, но и форму
поступления средств (в форме
наличных денег, коммерческого
кредита, бартерной сделки). Особый
вопрос состоит в том, каким
образом новые инвестиции скажутся
на финансовых результатах деятельности
корпорации, на движении курса
акций и величине прибыли.