Основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:40, реферат

Краткое описание

Целью диагностической деятельности психолога, работающего с детьми – является выявление уровня актуального развития ребенка и специфики его развития, на основе анализа которых возможна постановка психического диагноза и определения вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка с выходом на адекватные для него вид, форму и режим обучения, рекомендации по развивающейся о коррекционной работе.
В целом, категория развития является одной из важнейших методологических проблем психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХI века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подхода, идеи развития получали новое содержание, уточнялись и обогащались в рамках различных отраслей психологии. Работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского эти идеи превратились в стройное учение, раскрывающее общие закономерности развития, проблемы его детерминации, источников и движущих сил, фаз и уровней.

Оглавление

Вст дел 1. Основные понятия и положения психологической
диагностики детского возраста
1.1 Понятия психологической оценки∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
1.2 Основные принципы диагностической деятельности
детского психолога∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10
1.3 Понятия отклоняющегося развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙19
1.4 Использование представлений о норме развития в
практике детского психолога∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙24
Раздел 2. Проведение углубленного психологического
обследования детей дошкольного возраста с нарушением
психологического развития
2.1 Основные положения проведения углубленной
оценки психического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙32
2.2 Подготовка к проведению обследования∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙35
2.3 Психологический анамнез∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙36
2.4 Построение диагностической гипотезы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙40
2.5 Особенности проведения обследования детей
дошкольного возраста∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙44
2.6 Характеристика детей с нарушением психологического
развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙46
Раздел 3. Программа обследования детей дошкольного возраста
с нарушением психологического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙48
Выводы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙54
Список использованной литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙56

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.36 Кб (Скачать)

В свою очередь любое  изменение психической функции (функциональной системы, всей многоуровневой и взаимосвязанной  системы психического развития), выходящие  за пределы области, определяемым СПН, также можно оценить как отклоняющиеся развитие.

В наиболее общем  виде понятии е и категория  «отклоняющееся развитие» могут  быть сформулированы следующим образом:

Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социально-культурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), следует рассматривать как отклоняющиеся развитие.

Отсюда более понятной становиться одна из общих задач  диагностической деятельности психолога. Она может быть определена как  оценка актуального состояния ребенка  с отнесением его развития в целом  либо к условно нормативному, либо к отклоняющемуся.

Понятие «отклоняющиеся развитие» не может не основываться на четком знании и понимании логики и последовательности нормативного развития [8 с. 86].

Использование понятия  «отклоняющиеся развитие» позволяет:

1.     обозначить критерии выделения всех категорий детей, нуждающихся в специализированной помощи со стороны психолога.

2.     перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной (причинной).

3.     обратиться к созданию современной психологической классификации и типологии различных групп детей в том числе и в рамках условно нормативного развития.

4.     определить методологические, методические и организационные подходы к коррекционно-развивающейся работе психолога. 
 

Использование представлений о  норме развития в  практике детского психолога 

Определение степени  «нормативности» того или иного  человека или ребенка всегда было камнем преткновения психологической  диагностики. Вообще, понятие «норма»  по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и показателей их взаимодействия, подвергается большому сомнению. К. М. Гуревич отмечал: «Проблема нормативности  диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой  нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она  очень сложна и мало разработана» [24 с. 263].

Тем более трудно определить содержание понятия «нормы», которое, должно быть соотнесено не только непосредственно с уровнем психологического и, соответственно, социального развития ребенка в конкретные периоды  его взросления, но и с требованиями, которые окружающий ребенка социум к нему предъявляет.

Положение усугубляется и постоянным глобальным изменением как социокультурных ожиданий к  ребенку (изменение образовательных  программ всех уровней, семейных условий  и обстановки, изменение детской  субкультуры), так и непосредственными  изменениями психофизического и  физиологического статуса ребенка. Все это в целом усложняет  и без того запутанную ситуацию так  называемых нормативных показателей  и обуславливает необходимость  постоянной корректировки показателей  «норм развития», тем или иным образом включенных в понятие  «статистической нормы».

Статистическая норма  – тот уровень психосоциального развития человека, который соответствует  средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры … статистическая норма представляет собой определенную область значений развития какого-либо качества (физических или психических показателей, в  том числе уровня интеллекта, его  составляющих) находящуюся около  среднего арифметического (х) в пределах стандартного квадратичного отклонения (±σ) ситуации, когда распределение всех значений данного признака признано нормативным. Попадание в этот диапазон значений означает, что уровень развития данного признака (группы признаков) соответствует не менее чем 68% лиц данной возрастной, половой, интеллектуальной и прочих категорий и считается соответствующим средней статистической норме [20 с. 13].

Понятно, что количественные оценки, характеризующие тот или  иной показатели психосоциального развития конкретного человека, выходящие  за пределы (х±σ), интерпретируются как  «несколько ниже нормы». Соответственно классифицируются и результаты, превышающие  норму. Таким образом, становится, очевидно, что понятие «несколько ниже (выше)», по отношению к норме в значительной степени неопределенны с точки  зрения их качественного содержания.

Основной сложностью использования статистической нормы  в оценке развития ребенка является еще и то, что подобные оценки применительно к особенностям нашей  страны требуют гигантских исследований. Такие исследование необходимо проводить постоянно и систематически, в связи с постоянно меняющимися социальной и культурной ситуациями [20 с. 14].

Следует считать  использование понятия статистической нормы предельно ограниченным и  адекватным лишь для отдельных групп  детской популяции, находящихся  в пределах одного города, района, этнической принадлежности, категории развития (возраста), в определенном диапазоне  времени, соответствующей той выборке  детей, на которой была стандартизирована  используемая методика.

Обоснованность же перенесения этих нормативов на всю  детскую популяцию, пусть даже и  того же возраста, представляется сомнительной.

Отказ от статистической нормы при оценке результатов  обследования заставляет искать новые  содержательные критерии. В качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не более (или любая  другая уровневая, метрически организованная шкальная оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания. «Главная задача … - установить, что индивид умеет делать, а не его место в выборке» [24 с. 261].

В основе подобной критериально-ориентированой диагностики лежит представление о нормативности психического и личностного развития, которое долгое время разрабатывается коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К. М. Гуревича. Ними выдвинуто наиболее адекватное в современных условиях и уже зарекомендовавшее себя на практике понятие «социально-психологического норматива» (СПН).

«Социально-психологический  норматив можно определить как систему  требований, которые общество предъявляет  к психическому и личностному  развитию каждого из его членов…  Требования, составляющие содержание СПН… являются идеальной моделью  требований социальной общности к личности… Такие требования… закреплены в виде правил, норм, предписаний… Они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества… Время их существования зависит от отнесенности к той иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой» [24 с. 263].

В соответствии с  этим критерием оценка результатов  обследования должна проводиться по степени близости к данному для  этого времени, культуры, географического  положения СПН, который, в свою очередь, дифференцируется в образовательно-возрастных границах.

С понятием «социально-психологический  норматив» тесно «смыкается»  понятие «функциональной нормы», которое распространяется и на детей  с отклоняющимся развитием. В  основе концепции функциональной нормы  лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а  также то, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (тенденцией, направленностью) развития каждого человека [20].

Введение понятия  СПН в структуру оценки получаемых результатов обследования позволяет  иначе подойти к принципу нормативности  развития, в частности, нормативности  умственного развития идеальному умственному  возрасту как уровень требований, предъявляемый ребенку школой, о  котором в свое время говорил  Л. С. Выготский.

Этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы  обработки результатов. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов обследования, который (при правильно заложенном в используемую методику содержании понятийного аппарата, организации стимульного материала) позволяет выявить трудности, особенности развития и его специфику, определенные качественные характеристики исследуемых психических процессов и состояний.

В этой ситуации, наиболее отчетливо проявляющейся как  раз в индивидуальном психологическом  обследовании, приоритетным и единственно  адекватным в деятельности психолога  становится так называемый клинический  подход и клинические диагностические  методы и методики. Именно клинически построенные и ориентированные  диагностические средства дают возможность  углубленного описания конкретного  случая, реальной оценки уровня и особенностей психического развития реального ребенка  с его индивидуальными особенностями  психической деятельности. При этом можно говорить и об идеальной норме – как некоем оптимальном развитии личности, реализуемом в оптимальных для нее социально-культурных условиях.

Идеальная норма (идеальный  онтогенез) – несуществующие в реальности и имеющие исключительно теоретическую  значимость образования как объект, обладающий набором свойств и  качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. Идеальная  норма (модель нормы) не может служить  критерием оценки реально протекающих  процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные  закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия  для обеспечения успешности их формирования [11].

Такие представления  служат целям исключительно теоретического описания «нормативного» онтогенеза. Такая модель «идеального» позволяет  определить ту область, ее границы, в  рамках которых развитие ребенка  можно рассматривать как условно-нормативное. При «выходе» показателей психического развития за эти границы (определяемых, в первую очередь, требованиями социально-психологического норматива) можно говорить об области  развития отклоняющегося.

В реальной практике идеальная норма нужна для  создания методологической базы, включающей универсальные принципы и подходы  к оценке общих закономерностей  психического развития ребенка и, с  той же точки зрения, частных, специфических  особенностей, характерных для развития отклоняющегося.

В диагностической  деятельности психолога все время  происходит сравнение, своеобразное «внутренне сканирование» результатов оценки развития конкретного ребенка с  каким-либо принимаемым самим психологом вариантом нормы (местным социально-психологическим нормативом). В зависимости от профессионализма, опыта, стажа работы в качестве подобной нормативной оценки может использоваться статистическая, либо идеальная норма (приводимая в научной литературе).

Между тем, часто  встречается ситуация, когда из нескольких оцениваемых показателей развития ребенка одни удовлетворяют статистической (а может даже и идеальной) норме, а другие выходят за ее пределы. Чем  больше показателей оценивается  и анализируется специалистом, тем  более значительными могут быть подобные рассогласования. Каким в  таком случае следует признавать развитие ребенка?

Подобное противоречие может быть разрешено обращением к типологическому анализу и  использованию типологической модели [11]. Такие типологические модели развития могут существовать как для условно-нормативного развития [9] так и для отклоняющегося развития во всем многообразии его  вариантов [30].

Можно говорить о  следующей системе анализа:

1.     «идеальная модель» онтогенеза – то есть модель, вписывающая развитие в «чистом» виде;

2.     «типологическая модель» - учитывающая наиболее специфические для данного варианта развития особенности;

3.     «индивидуальная модель» - определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка.

«Типологическая модель»  позволяет учитывать наиболее вероятные  проявления одного из вариантов развития, рассматривая совокупность симптомов  в рамках «синдромального» подхода. Именно типологические модели вариантов развития дают возможность поставить психологический диагноз, определить вероятный прогноз дальнейшего развития ребенка. И самое главное – типологические психологические модели позволяют разработать адекватные программы коррекционно-развивающие работы психолога применительно и к групповой, и к индивидуальной работе с ребенком.

На основе анализа  и теоретической интерпретации  фактов проводиться формулирование универсальных закономерностей  развития включая классификацию  основных типов развития. Это позволяет  говорить о наличии типологических показателей развития, своего рода «типологических нормативов».

Информация о работе Основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста