Основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:40, реферат

Краткое описание

Целью диагностической деятельности психолога, работающего с детьми – является выявление уровня актуального развития ребенка и специфики его развития, на основе анализа которых возможна постановка психического диагноза и определения вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка с выходом на адекватные для него вид, форму и режим обучения, рекомендации по развивающейся о коррекционной работе.
В целом, категория развития является одной из важнейших методологических проблем психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХI века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подхода, идеи развития получали новое содержание, уточнялись и обогащались в рамках различных отраслей психологии. Работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского эти идеи превратились в стройное учение, раскрывающее общие закономерности развития, проблемы его детерминации, источников и движущих сил, фаз и уровней.

Оглавление

Вст дел 1. Основные понятия и положения психологической
диагностики детского возраста
1.1 Понятия психологической оценки∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
1.2 Основные принципы диагностической деятельности
детского психолога∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10
1.3 Понятия отклоняющегося развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙19
1.4 Использование представлений о норме развития в
практике детского психолога∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙24
Раздел 2. Проведение углубленного психологического
обследования детей дошкольного возраста с нарушением
психологического развития
2.1 Основные положения проведения углубленной
оценки психического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙32
2.2 Подготовка к проведению обследования∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙35
2.3 Психологический анамнез∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙36
2.4 Построение диагностической гипотезы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙40
2.5 Особенности проведения обследования детей
дошкольного возраста∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙44
2.6 Характеристика детей с нарушением психологического
развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙46
Раздел 3. Программа обследования детей дошкольного возраста
с нарушением психологического развития∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙48
Выводы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙54
Список использованной литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙56

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.36 Кб (Скачать)

Понятие «типологический  норматив» определяет совокупность наиболее частотных (качественных и  количественных) характеристик и  способностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – «психологический синдром» [24].

Применительно к  понятию нормы, типологический норматив занимает как бы промежуточное положение  между идеальной и функциональной нормами.

Введение типологического  норматива позволяет «расширить»  область применения этого понятия  за пределы условно-нормативного развития в область отклоняющегося. Если в  использовании понятий «норма»  и, тем более, «идеальная норма» сама семантика этого слова очерчивает область развития ребенка как  нормативную, то использование понятия  «типологический норматив» может  быть отнесено как к условно-нормативному развитию (к проявлению индивидуально-типологических особенностей), так и к развитию отклоняющемуся. В последнем случае можно говорить об одном из вариантов (типов) отклоняющегося развития –  то есть о психологическом диагнозе.

Практический работник, сталкиваясь с конкретным ребенком, который имеет индивидуальные, специфические  только для него особенности поведения  и развития, движется в своем анализе  от реально наблюдаемой феноменологии  по направлению к типологической модели, учитывая характерные именно для нее параметры и показатели. Одновременно производится сравнение  реальных показателей развития ребенка  и идеальных, тем самым, определяя  продвижение анализа специалиста  к типологической модели развития с  учетом ее вариативности в рамках идеальной модели [24].

Конечным итогом такого анализа является соотнесение  реальных показателей с конкретной (вариативной) типологической моделью. Именно в этом заключается и сама технология «подведения» оценки состояния  ребенка под психологический  диагноз (типологическую модель), и, одновременно с этим, основная сложность такой  оценки.

 
 

2. ПРОВЕДЕНИЕ УГЛУБЛЕННОГО  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С НАРУШЕНИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ

Основные  положения проведения углубленной оценки психического развития

Чтобы максимально  эффективно и с минимальными затратами  времени и «ресурсов» как специалиста, так и ребенка провести углубленное  обследование, проанализировать его  результаты и составить заключение, а затем дать рекомендации родителям  или педагогам, необходимо в определенной степени технологизировать сам процесс обследования.

Действительно, говорить о какой либо технологии диагностической  деятельности означает, прежде всего, рационально разделить весь процесс  психологической оценки на отдельные  четко выраженные этапы и оптимально использовать разнообразные методические средства (в том числе и диагностического инструментария) с целью повышения  эффективности деятельности и минимизации  временных затрат. Необходимо помнить, что все этапы работы с ребенком должны быть взаимосвязаны и «корректироваться» в зависимости от результатов  предыдущего этапа.

Подобный подход к оценке уровня актуального развития и понимания механизмов и путей, приведших к наблюдаемым особенностям, должен проводиться в едином «ключе», где, основной задачей является комплексная  многоаспектная квалификация состояния ребенка.

Конечным итогом такой комплексной психологической  диагностики должна стать постановка психологического диагноза [7, 9, 30], который  позволит не только описать актуальное состояние ребенка и отнести  его к определенному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития, но и  обеспечит достаточно надежный прогноз  его дальнейшего развития и обучения, даст специалистам, в первую очередь, психологу, возможность разработать  программы наиболее эффективной  коррекционной работы.

Кроме того, подобная углубленная психологическая диагностика  будет способствовать определению  наиболее эффективного образовательного маршрута как одного из направлений  психологического сопровождения ребенка.

В соответствии с  этим можно сформулировать ряд положений (требований), лежащих в основе углубленной  психологической диагностики:

1. Построение гипотезы  психологического обследования  на основе целостного представления  о ребенке, с привлечением знаний  различных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской  генетики, педагогики, в том числе  специальной (коррекционной педагогики).

2. Использование  в полной степени алгоритма  изменения диагностической гипотезы  в свете получаемых данных (правило  Байеса) [15].

3. Построение процедуры  обследования в соответствии  с актуальным возрастом, особенностями  поведения ребенка, а также  с учетом взаимодействия в  диаде взрослый – ребенок.

4. Использование  методического аппарата, адекватного  целям и гипотезе обследования  с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию  за счет технологии предъявления.

5. Анализ получаемых  данных с применением технологии  интегративной оценки результатов,  не только дающий максимальную  информацию о специфике развития  и формирования различных функций  и систем на феноменологическом  уровне, но и позволяющей выявить  комплекс  и иерархию причин, приводящую к данному варианту развития.

6. Психологическая квалификации уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановку психологического диагноза и определение вероятностного прогноза развития.

7. учет особенностей  операциональных характеристик деятельности ребенка с целью минимизации его «ресурсных» затрат.

8. Определение конкретных  рекомендаций по особенностям  сопровождения ребенка в рамках  конкретного образовательного учреждения  всеми специалистами, включенными  в образовательный процесс, в  том числе рекомендации родителям,  другим участникам внеучебной деятельности [28 с. 34].

Только в случае следования этим положениям диагностический  процесс приобретает характер системно и итегративного, ровно, как и оценка психического развития ребенка может рассматриваться как интегративная оценка.

Исходя из этого, сама структура углубленной оценки психического развития ребенка представляется в виде следующих последовательных и теснейшим образом взаимосвязанных, вытекающих один из другого этапов:

1.     Сбор психологического анализа.

2.     Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз, ее уточнение и корректировка в процессе работы психолога.

3.     непосредственно процедура обследования ребенка с использованием соответствующих тактик и технологий, адекватных возрасту и возможностям ребенка.

4.     Развернутый системный анализ результатов обследования, их сопоставление между собой в соответствии с гипотезой.

5.     Окончательная постановка психологического диагноза с учетом полученных результатов, понимание механизмов и путей приведшим к наблюдаемым особенностям, определение вероятностного прогноза развития, путей и методов мульти- и междисциплинарного сопровождения ребенка. 

Подготовка  к проведению обследования 

Вполне естественно, что углубленная диагностика  как задача возникает перед психологом не внезапно. Существуют две ситуации, когда она становится необходима.

Первая – когда  сам психолог в процессе наблюдения в естественной ситуации, анализа  группового обследования (в том числе  специально организованного наблюдения), в какой либо другой ситуации обнаруживает особенности ребенка, выделяющих его  в среде сверстников и приводящих к его дизадаптации. Вторая – когда запрос на подобную оценку исходит от педагогов или непосредственно от родителей ребенка. Понятно, что подобный запрос будет точно так же определятся какими-либо особенностями ребенка, нарушающими его адаптацию в группе, дома по различным параметрам.

Прежде чем непосредственно  приступать к углубленной диагностике, необходимо познакомиться со всеми  данными, существующими относительно этого ребенка. В первую очередь  к ним относятся: личное дело ребенка, записи врачей и других специалистов.

Независимо от того, появились ли родители после настойчивой  рекомендации педагога или обращение  к психологу связано с их личной инициативой, характер первого контакта со специалистом имеет особое значение в связи со сложностью чувств, которые  они испытывают. Если психолог во время  первого контакта с родителями не ведет себя вполне определенным образом, то может препятствовать формированию крайне необходимого в этой ситуации доверия к специалисту [29].

С самого начала необходимо выстроить доверительные отношения  психолога семьей на условиях определенной конфиденциальности. Совершенно естественно, что полной анонимности в ситуации нахождения ребенка в учреждении быть не может: педагоги другие специалисты, работающие с ребенком, должны знать  о нем то, что поможет им более  эффективно строить свою работу. И  об этом родители должны быть уведомлены психологом. Психолог должен пройти между  двух огней, давая понять родителям, что значительная часть того, что  станет известно психологу,  не дойдет до педагогов, будет закрытой информацией, и, в то же время, часть информации может быть доведена до сведения других специалистов.

После этого родителям  можно предложить задать интересующие их вопросы, получить разъяснения психолога, его комментарии в отношении  предполагаемого обследовании, консультации. Это так же формирует у семьи  доверительное отношение, вносит определенную ясность в их ожидания.

Психолог должен осознать и учесть предварительную  информированность родителей, касающуюся проблематики, состояния или даже заболевания ребенка. Это поможет  психологу более эффективно и  грамотно с минимизацией временных  затрат уже до встречи с ребенком, непосредственно к самому обследованию, сформировать первичную (предварительную) диагностическую гипотезу и, соответственно, конкретизировать специфичные вопросы  при оценке истории развития ребенка (психологического анамнеза). 

Психологический анамнез

В соответствии с  принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой  частью построения психологической  диагностической гипотезы, а с  другой – представляет собой систему  объективных данных, позволяющие  предположить причину и вероятные  механизмы возникновения того или  иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически  все специалисты уделяют пристальное  внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода [1, 4, 9, 10]. Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием [29].

В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости  анализа истории развития ребенка  для разных ситуаций и различных  категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического  анамнеза. Однако считается оправданным  сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине. При этом помимо переноса из медицины принципов сбора  и анализа анамнестических данных, необходим учет содержания «медикоориентированых» анамнестических данных с целью обеспечения интегративного характера углубленной оценки.

Нейробиологическая  составляющая развития ребенка лежит  в каузальной (причинной) области, являясь  основой и первопричиной развития ребенка. Естественно, что особенности  этой составляющей оказывать непосредственное влияние на развитие всех областей жизнедеятельности, в том числе  и психических сфер. Таким образом, даже при условно-нормативном развитии можно и должно оценивать закономерности нейробиологического развития, куда в качестве важного компонента следует  включить и оценку соматического  состояния, его динамику в процессе взросления ребенка как один из факторов каузального уровня его индивидуально-типологических особенностей.

Информация о работе Основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста