Экологические проблемы эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение экологических проблем эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий.
Для реализации цели дипломной работы ставились следующие задачи:
- охарактеризовать процессы переработки нефти, сопровождающиеся загрязнением окружающей среды;
- изучить воздействие нефтеперерабатывающих предприятий на окружающую среду: атмосферу, гидросферу и литосферу;
- предложить меры по решению экологических проблем эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий;
- выявить правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области нефтепереработки;
- рассчитать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и за сбросы загрязняющих веществ в водоемы от нефтеперерабатывающих предприятий.

Оглавление

Список сокращений
Введение
1 Характеристика процессов переработки нефти, сопровождающихся загрязнением окружающей среды
1.1 Состав и свойства нефти
1.2 Группы нефтепродуктов, получаемые при переработке нефти
1.3 Общая схема переработки нефти
1.3.1 Первичная переработка нефти
1.3.2 Вторичные процессы нефтепереработки
2 Воздействие нефтеперерабатывающих предприятий на окружающую среду
2.1 Влияние нефтеперерабатывающих предприятий на атмосферу
2.1.1Основные источники загрязнения атмосферы на нефтеперерабатывающих предприятиях
2.1.2 Установки каталитического крекинга как загрязнители атмосферы
2.1.3 Последствия воздействия нефтеперерабатывающих предприятий на атмосферу
2.2 Воздействие сточных вод нефтеперерабатывающих предприятий на гидросферу
2.3 Загрязнение литосферы нефтеперерабатывающими предприятиями
3 Меры по решению экологических проблем эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий
3.1 Мероприятия по снижению атмосферных выбросов от блока каталитического крекинга
3.1.1 Снижение выбросов аэрозолей от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.2 Снижение выбросов оксида углерода от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.3 Снижение выбросов оксидов серы и сероводорода от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.4 Снижение выбросов оксидов азота от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.5 Снижение выбросов углеводородов от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.2 Рациональные схемы водоснабжения и канализации на нефтеперерабатывающих предприятиях
3.3 Снижение экологической нагрузки нефтеперерабатывающих предприятий на литосферу
4 Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области нефтепереработки
5 Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающих предприятий
5.1 Алгоритм расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающих предприятий
5.2 Исходные данные для расчета выбросов паров нефтей и бензинов в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающего предприятия
5.3 Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ от резервуаров хранения автомобильного бензина
5.4 Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ от резервуаров хранения технического керосина
6 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
6.1 Алгоритм расчета платы за выбросы загрязняющих веществ от нефтеперерабатывающих предприятий
атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
6.2 Исходные данные для расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
6.3 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
7 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
7.1 Алгоритм расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
7.2 Исходные данные для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
7.3 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
Выводы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Экологические проблемы эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Правительство РФ приняло 15 апреля 2002 г. Постановление "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" [21]. Данное Постановление устанавливает Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее именуются - организации). В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России. Организации обязаны:

создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке [16];

немедленно оповещать  в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;

иметь резервы финансовых средств и материально-технических  ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами  нефти и нефтепродуктов;

содержать в исправном  состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;

принимать меры по охране жизни и здоровья работников в  случае разлива нефти и нефтепродуктов;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных  производственных объектов;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением  требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

проводить корректировку  планов при изменении исходных данных;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

иметь в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения  разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и  оповещения. С целью определения  необходимого состава сил и специальных  технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий) [26].

Целью прогнозирования последствий разливов нефти и нефтепродуктов является определение:

возможных масштабов  разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;

границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.

Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных  технических средств для локализации  разливов. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными  органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах [26].

Для уточнения масштабов  разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.

При разливах нефти и  нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, Министр  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе принять решение о созыве Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

прекращение сброса нефти  и нефтепродуктов;

сбор разлившихся нефти  и нефтепродуктов до максимально  достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

размещение собранных  нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и  нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанные работы могут  считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

исключается возможность  поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;

допускается использование  земельных участков по их основному  целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим  консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

обеспечивается возможность  целевого использования водных объектов без введения ограничений [16].

При обнаружении загрязнения  нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего  в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

Организации, на территории которых находятся источники  такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия [16].

Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами  объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними чрезвычайных ситуациях осуществляются в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст.1545). Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Министерства энергетики Российской Федерации и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Отчет и предложения представляются в указанные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) произошел разлив нефти и нефтепродуктов [16].

Утверждены Методические указания по определению выбросов в атмосферу из резервуаров [10]. Определены нормативы платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты, за размещение отходов производства и потребления [16]. На основе Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [4], является возможным расчет платы за загрязнение окружающей природной среды нефтеперерабатывающими предприятиями.

Существующие правовые акты и методы обеспечения природоохранного законодательства в области нефтепереработки направлены на предупреждение загрязнения окружающей среды нефтеперерабатывающими предприятиями. Нефтеперерабатывающие предприятия должны не допускать аварийных ситуаций в процессе переработки нефти, предусматривать эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

 

 

5 Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающих предприятий

 

Расчет выполнен на основе Методических указаний по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров [5]

 

5.1 Алгоритм расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающих предприятий

 

Для расчета валовых выбросов загрязняющих веществ от резервуаров хранения автомобильного бензина и резервуаров хранения технического керосина нефтеперерабатывающего завода необходимо определить опытные значения коэффициентов Коб и рассчитать максимальные выбросы и годовые выбросы паров нефтей и бензинов.

5.1.1 Определение опытных значений коэффициентов Kоб

Значение коэффициента Коб принимается в зависимости  от годовой оборачиваемости резервуаров (n):

 

,(5.1)

 

где В - количество жидкости, закачиваемое в резервуары в течение года, т/год;

rж - плотность жидкости, т/м3;

Vp - объем резервуара, м3;

Np - количество резервуаров, шт.

Значения опытного коэффициента Коб принимаются по приложению 10 Методических указаний по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, данные из которого представлены в приложении А таблице А1.

Информация о работе Экологические проблемы эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий