Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 07:14, реферат
Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды.
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония.
1. Введение
2. Экологические проблемы
3. Заключение
4. Список литературы
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Содержание
1. Введение
2. Экологические проблемы
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение
Всё взаимосвязано со всем - гласит первый
экологический закон. Значит, и шага нельзя
ступить, не задев, а порой и не нарушив
чего-либо из окружающей среды.
До появления человека и его деятельного
отношения к природе в живом мире господствовали
взаимная гармоничная зависимость и связанность,
можно сказать, что существовала экологическая
гармония. С появлением человека начинается
процесс нарушения экологической гармонии,
гармонического равновесия. Этот процесс
начался 40 тысяч лет назад, когда предок
человека приобрел способность мыслить,
начал делать орудие труда, пользоваться
знаниями, рисовать и в своей деятельности
производить средства для жизни.
Но, осваивая природу в процессе трудовой
деятельности, человек не учитывал необходимости
уважения закономерностей, господствующих
в биосфере и своей деятельностью нарушал
уравновешенность условий и влияний в
природной среде.
Из-за малочисленности человеческих популяций
в ранние исторические эпохи негативное
отношение к природе еще не приводило
к многочисленным нарушениям в природной
среде. Люди покидали места, где они испортили
природную среду, заселяли новые, а на
старых местах происходило быстрое восстановление
природы. Между тем, с развитием производственных
сил, которые позволяют осваивать природу
с большим размахом и увеличением числа
жителей на Земле деградация природной
среды достигает небывалого опасного
для самого существования людей размера,
так, что вполне оправдано говорится об
экологическом кризисе, который может
перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические проблемы, которые выражаются
в нарушении уравновешенности условий
и влияний в экологической среде человека,
возникли как следствие эксплуататорского
отношения человека к природе, стремительного
роста технологии, размаха индустриализации
и роста населения.
Сегодня нарушение экологического равновесия
выражается во многих формах. Можно сказать,
что существует единое мнение о том, что
основными формами являются: нерациональная
эксплуатация невозобновляемых природных
ресурсов (источников сырья и энергии),
сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;
загрязнение биосферы вредными отходами;
большая концентрация хозяйственных объектов
и урбанизация, оскудение природных пейзажей
и сокращение свободных территорий для
отдыха и лечения. Основными причинами
этих форм выражения экологического кризиса
являются быстрый экономический рост
и форсированная индустриализация, приводящая
к урбанизации.
Нарушение экологического равновесия
в современном мире приняло такие размеры,
что произошло нарушение равновесия между
природными системами, необходимыми для
жизни и промышленных, технологических
и демографических потребностей человечества.
Признаками экологических проблем являются
проблема пищи, демографический взрыв,
исчерпывание природных ресурсов
(источников сырья и энергии) и загрязнение
воздуха и воды.
2.Экологические проблемы
Экология родилась как чисто биологическая
наука о взаимоотношениях
\\"организм - среда\\". Однако с усилением
антропогенного и техногенного давления
на окружающую среду стало очевидной недостаточность
такого подхода. Ведь в настоящее время
нет явлений, процессов и территорий, незатронутых
этим мощным давлением. И нет науки, которая
могла бы устраниться от поисков выхода
из экологического кризиса. Круг наук,
вовлеченных в экологическую проблематику,
необычайно расширился. Ныне наряду с
биологией это экономическая и географическая
науки, медицинские и социологические
исследования, физика атмосферы и математика
и многие другие науки.
Проблема загрязнения природной среды
становится столь острой как из-
за роста объемов промышленного и сельскохозяйственного
производства, так и
в связи с качественным изменением производства
под влиянием научно-
технического прогресса.
Многие металлы и сплавы, которыми пользуется
человек, неизвестны
природе в чистом виде, и, хотя они в какой-то
мере подвластны утилизации и
вторичному употреблению, часть их рассеивается,
накапливаясь в биосфере в
виде отходов. Проблема загрязнения природной
среды в полный рост встала
после того, как в XX в. человек существенно
расширил количество
используемых им металлов, стал изготавливать
синтетические волокна,
пластмассы и другие вещества, имеющие
свойства, не только не известные
природе, но вредные для организмов биосферы.
Эти вещества (количество и
разнообразие которых постоянно растет)
после их использования не поступают
в природный кругооборот. Отходы производственной
деятельности все больше
загрязняют литосферу, гидросферу и атмосферу
Земли. Адаптационные механизмы
биосферы не могут справиться с нейтрализацией
увеличивающегося количества
вредных для ее нормального функционирования
веществ, и естественные системы
начинают разрушаться.
1)Загрязнение литосферы.
Почвенный покров Земли представляет
собой важнейший компонент
биосферы. Именно почвенная оболочка определяет
многие процессы,
происходящие в биосфере.
Несовершенство сельскохозяйственных
приемов приводит к быстрому
истощению почв, а применение крайне вредных,
но дешевых ядохимикатов для
борьбы с вредителями растений и в целях
повышения урожайности усугубляет
эту проблему. Не менее важной проблемой
является экстенсивное использование
пастбищ, превращающее в пустыни огромные
участки земли.
Огромный вред почвам наносит вырубка
лесов. Так, если под влажными
тропическими лесами вследствие эрозии
теряется ежегодно 1 кг почвы с
гектара, то после вырубки этот показатель
увеличивается в 34 раза.
С вырубкой лесов, а также с крайне неэффективными
методами ведения
сельского хозяйства связано такое угрожающее
явление как опустынивание. В
Африке наступление пустыни составляет
порядка 100 тыс. га в год, на границе
Индии и Пакистана полупустыня Тар надвигается
со скоростью 1 км в год. Из
45 выявленных причин опустынивания 87%
являются результатом хищнического
использования ресурсов.
Так же существует проблема возрастающей
кислотности атмосферных
осадков и почвенного покрова.(Кислотными
называют любые осадки-дожди,
туманы, снег, -кислотность которых выше
нормальной. К ним также относят
выпадение из атмосферы сухих кислых частиц,
более узко называемых
кислотными отложениями.) Районы кислых
почв не знают засух, но их
естественное плодородие понижено и неустойчиво;
они быстро истощаются и
урожаи на них низкие. Кислотность с нисходящими
потоками воды
распространяется на весь почвенный профиль
и вызывает значительное
подкисление грунтовых вод. Дополнительный
ущерб возникает в связи с тем,
что кислотные осадки, просачиваясь сквозь
почву, способны выщелачивать
алюминий и тяжелые металлы. Обычно присутствие
этих элементов в почве не
создает проблем, так как они связаны в
нерастворимые соединения и,
следовательно, не поглощаются организмами.
Однако при низких значения pH их
соединения растворяются, становятся
доступными, и оказывает сильное
токсичное воздействие, как на растения,
так и на животных. Например,
алюминий, довольно обильный во многих
почвах, попадая в озера, вызывает
аномалии развития и гибель эмбрионов
рыб.
2)Загрязнение гидросферы.
Водная среда – это воды суши (реки, озера,
водохранилища, пруды,
каналы), Мировой океан, ледники, подземные
воды, содержащие
природно–техногенные и техногенные
образования. Которые, испытывая
воздействие экзогенных, эндогенных и
техногенных сил, влияют на здоровье
человека, его хозяйственную деятельность
и все остальное живое и неживое на
Земле. Вода, обеспечивая существование
всего живого на планете, входит в
состав основных средств производства
материальных благ.
Ухудшение качества воды обусловлено,
прежде всего, недостаточностью и
несовершенством очистки загрязненных
природных вод в связи с ростом объемов
промышленных, сельскохозяйственных,
хозяйственно – бытовых стоков. Общая
нехватка, увеличивающееся загрязнение,
постепенное уничтожение источников
пресной воды особенно актуальны в условиях
растущего населения мира и
расширяющегося производства.
За последние 40 лет водные системы многих
стран мира оказались
серьезно расстроенными. Отмечается истощение
самых ценных из доступных нам
источников пресной воды – подземных
вод. Бесконтрольное изъятие воды,
уничтожение лесных водоохранных полос
и осушение верховых болот привели к
массовой гибели малых рек. Сокращается
водоносность крупных рек и приток
поверхностных вод во внутренние водоемы.
Ухудшается качество воды в закрытых водоемах.
Озеро Байкал
загрязняется промышленными стоками Байкальского
целлюлозно-бумажного
завода, Селенгильского целлюлозно-картонного
комбината и предприятий
Улан – Удэ.(3;стр 327-331)
Возросший дефицит пресной воды связан
с загрязнением водоемов сточными
водами промышленных и коммунальных предприятий,
водами шахт, рудников,
нефтепромыслов, при заготовке, обработки
и сплаве материалов, выбросами
водного, железнодорожного и автомобильного
транспорта, предприятий кожаной,
текстильной пищевой промышленности.
Особенно сильно загрязняют
поверхностные отходы целлюлозных – бумажных,
предприятий, химических,
металлургических, нефтеперерабатывающих
заводов, текстильных фабрик,
сельского хозяйства.
К наиболее распространенным загрязнителям
относятся нефть и
нефтепродукты. Они покрывают поверхность
воды тонкой, пленкой, препятствует
газо- и влагообмену между водой и околоводных
организмов. Серьезную угрозу
чистоте водоемов наносит добыча нефти
со дна озер, морей и океанов. К
серьезным загрязнениям вод приводят
внезапные выбросы нефти на завершающей
стадии бурения скважин на дне водоемов.
Другим источником загрязнения водоемов
служат катастрофы с
нефтеналивными судами. Нефть попадает
в море при разрывах шлангов, при
протечке муфт нефтепроводов, при ее перекачке
в береговые нефтехранилища,
при промывке танкеров. “Нефть, попавшая
в воду, в течение 40 – 100 ч.
образует поверхностную пленку толщиной
10[pic] см. Если пятно небольшое, то
оно обычно исчезает осевшая на дно в холодное
время года, всплывает на
поверхность с наступлением теплого периода.
Все больше значения (как загрязнения
водоемов) получают поверхностно
– активные вещества, в том числе синтетические
моющие средства (СМС).
Широкое применение этих соединений в
быту и промышленности приводит к
увеличению их концентрации сточных водах.
Они плохо удаляются очистными
сооружениями, подают водоемы, в том числе
хозяйственно-питьевого
назначения, а оттуда в водопроводную
воду. Присутствие в воде СМС придает
ей неприятный вкус и запах.
Опасными загрязнителями водоемов являются
соли тяжелых металлов –
свинца, железа, меди, ртути. Наибольшее
поступление их воды связано с
промышленными центрами, расположенных
у берегов.
Воды, содержащие бытовые отходы, стоки
сельскохозяйственных комплексов служат
источниками многих инфекционных заболеваний
(паратифы, дизентерия, вирусные гепатиты,
холера и др.). Широко известно распространение
холерных вибрионов загрязненными водами,
озер, водохранилищ.
3)Загрязнение атмосферы.
Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями.
В последние годы
местами отличается сильное загрязнение
воздуха, связанное с расширением
очагов промышленности, с технизацией
многих областей нашей жизни, успешной
моторизации. Действительно вредных веществ,
попадающих в воздух, может
усиливаться их взаимными реакциями между
собой, накоплением в горах,
большой длительностью их нахождений
в воздухе, особыми метеоусловиями и
других факторами. В районах, где отмечается
высокая плотность населения,
скопление заводов и фабрик, большая насыщенность
транспорта, загрязнение
воздуха особенно возрастает. В дни, когда
из-за погодных условий циркуляция воздуха
ограничена, может возникнуть смог. Смог
особенно опасен для пожилых и больных
людей.
Фотохимический туман или смог представляет
собой многокомпонентную смесь
газов и аэрозольных частиц первичного
и вторичного происхождения. В состав
основных компонентов смога входят: озон,
оксиды азота и серы, многочисленные органические
соединения перекисной природы, называемые
в совокупности фотооксидантами.Устойчивая
безветренная погода, обычно сопровождающаяся
инверсиями, необходима для создания высокой
концентрации реагирующих
веществ. Такие условия создаются чаще
в июне-сентябре и реже зимой.
В периоды, когда загрязнение достигает
высокого уровня, многие люди
жалуются на головные боли, раздражения
глаз и носоглотки, тошноту и общее
плохое самочувствие.
Однако все эти факторы могут в разной
степени влиять на разные аспекты здоровья.
В некоторых случаях загрязнение воздуха
достигало настолько высоких уровней,
чтоприводило к смертельным исходам.
3. Заключение
Логика развития жизни на Земле определяет
деятельность человека как главный фактор,
причем биосфера может существовать без
человека, но человек не может существовать
без биосферы. Сохранить гармонию человека
и природы - основная задача, которая стоит
перед настоящим поколением. Это требует
изменения многих ранее сложившихся представлений
о соизмерении человеческих ценностях.
Необходимо развитие у каждого человека
«экологического сознания», которое будет
определять выбор вариантов технологий,
строительства предприятий и использования
природных ресурсов.
Одна из основных задач современного образования
- становление экологического способа
мышления. Так правительством РБ в 1991 г.
была одобрена Республиканская программа
по образованию в области окружающей среды.
В ней определены цели и принципы организации
экологического образования в области
охраны окружающей среды. Важным моментом
является тот факт, что приоритетность
экологического образования, обязательность
введения природоохранных дисциплин во
всех учебных заведениях закреплены в
законах РБ « Об образовании» и «Об охране
окружающей среды». От лозунга « Взять
от природы все» необходим переход к лозунгу
«Природа наш дом».
4.Список литературы.
1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии:
Учебн.пособие-3-е изд.-
ДСАН,1999-223с.
2.Войткевич Г.В., Вронский В.А.. Основы учения
о биосфере: Кн. Для
учителя. - М: Просвящение,1989.
3.Гладков Н.Д. и др. Охрана природы-М. Просвящ.,1975-239с.
4.Горелов А.А.Экология: Учеб. пособие. -
М.: Центр, 1998-238с.