Экологические проблемы эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение экологических проблем эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий.
Для реализации цели дипломной работы ставились следующие задачи:
- охарактеризовать процессы переработки нефти, сопровождающиеся загрязнением окружающей среды;
- изучить воздействие нефтеперерабатывающих предприятий на окружающую среду: атмосферу, гидросферу и литосферу;
- предложить меры по решению экологических проблем эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий;
- выявить правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области нефтепереработки;
- рассчитать плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и за сбросы загрязняющих веществ в водоемы от нефтеперерабатывающих предприятий.

Оглавление

Список сокращений
Введение
1 Характеристика процессов переработки нефти, сопровождающихся загрязнением окружающей среды
1.1 Состав и свойства нефти
1.2 Группы нефтепродуктов, получаемые при переработке нефти
1.3 Общая схема переработки нефти
1.3.1 Первичная переработка нефти
1.3.2 Вторичные процессы нефтепереработки
2 Воздействие нефтеперерабатывающих предприятий на окружающую среду
2.1 Влияние нефтеперерабатывающих предприятий на атмосферу
2.1.1Основные источники загрязнения атмосферы на нефтеперерабатывающих предприятиях
2.1.2 Установки каталитического крекинга как загрязнители атмосферы
2.1.3 Последствия воздействия нефтеперерабатывающих предприятий на атмосферу
2.2 Воздействие сточных вод нефтеперерабатывающих предприятий на гидросферу
2.3 Загрязнение литосферы нефтеперерабатывающими предприятиями
3 Меры по решению экологических проблем эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий
3.1 Мероприятия по снижению атмосферных выбросов от блока каталитического крекинга
3.1.1 Снижение выбросов аэрозолей от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.2 Снижение выбросов оксида углерода от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.3 Снижение выбросов оксидов серы и сероводорода от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.4 Снижение выбросов оксидов азота от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.1.5 Снижение выбросов углеводородов от установок каталитического крекинга в атмосферу
3.2 Рациональные схемы водоснабжения и канализации на нефтеперерабатывающих предприятиях
3.3 Снижение экологической нагрузки нефтеперерабатывающих предприятий на литосферу
4 Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области нефтепереработки
5 Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающих предприятий
5.1 Алгоритм расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающих предприятий
5.2 Исходные данные для расчета выбросов паров нефтей и бензинов в атмосферу от резервуаров нефтеперерабатывающего предприятия
5.3 Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ от резервуаров хранения автомобильного бензина
5.4 Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ от резервуаров хранения технического керосина
6 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
6.1 Алгоритм расчета платы за выбросы загрязняющих веществ от нефтеперерабатывающих предприятий
атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
6.2 Исходные данные для расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
6.3 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от нефтеперерабатывающих предприятий
7 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
7.1 Алгоритм расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
7.2 Исходные данные для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
7.3 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты от нефтеперерабатывающих предприятий
Выводы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Экологические проблемы эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Перспективными представляются использование  гудронов с высоким содержанием кислоты в качестве сульфирующего агента для производства сульфонатных присадок и их переработка с целью получения диоксида серы, высокосернистых коксов, битумов и некоторых других продуктов. Так, при переработке кислых гудронов в диоксид серы с целью получения серной кислоты к ним обычно добавляют жидкие производственные отходы – растворы отработанной серной кислоты, выход которых в стране составляет более 350 тыс. т/год. Термическое расщепление смеси кислых гудронов и отработанной серной кислоты проводят в печах сжигания при 800-12000ºС. В этих условиях происходит образование диоксида серы и полное сжигание органических веществ.

Органическая часть кислых гудронов включает различные сернистые соединения, смолы, твердые асфальтобетонные вещества - асфальтены, карбены, карбоиды и другие компоненты нефтепродуктов, что позволяет перерабатывать их в битумы, широко используемые в качестве дорожно-строительных материалов. С целью получения гомогенной битумной массы пере работку кислых гудронов ведут в смеси с прямогонными гудронами (смолистые массы, получающиеся после отгона от нефти топливных и масляных фракций).

Способность кислых гудронов легко  разлагаться при температуре -3500ºС с образованием диоксида серы и высокосернистого кокса используют в промышленности для получения этих продуктов [1].

Твердые примеси, присутствующие в  перерабатываемых и вспомогательных  материалах на заводах нефтеперерабатывающей  промышленности, приводят к образованию  такого распространенного вида отходов, как нефтяные шламы, выход которых составляют около 7 кг /т перерабатываемой нефти, что приводит к скоплению огромных количеств этих отходов. Такие шламы представляют собой тяжелые нефтяные остатки, содержащие в среднем 10-56% нефтепродуктов, 30-85% воды и 1,3-46% твердых примесей. При хранении в шламонакопителях отходы расслаиваются с образованием верхнего слоя, в основном состоящего из водной эмульсии нефтепродуктов, среднего слоя, включающего загрязненную нефтепродуктами и взвешенными частицами воду, и нижнего слоя, около 3/4 которого приходится на влажную твердую фазу, пропитанную нефтепродуктами.

Рациональное использование шламов требует понижения устойчивости эмульсий и суспензий. В частности, при обезвоживании и сушке  этих отходов возможен возврат их в производство с целью последующей пере работки в целевые продукты. При использовании нефтяных шламов для получения горючего газа вода, равномерно распределенная в нефтепродуктах и тесно с ними связанная, служит активной химической средой. Промышленная реализация процесса газификации требует больших капитальных затрат, что сдерживает его широкое применение.

Самым распространенным способом утилизации и обезвреживания нефтяных шламов является их сжигание в печах различной конструкции (камерных, кипящего слоя, барабанных и  др.). Для сжигания таких отходов, содержащих не более 20% твердых примесей, широко используются печи кипящего слоя. При сжигании нефтяных шламов, содержащих до 70% примесей, большое распространение получили вращающиеся печи барабанного типа, позволяющие сжигать отходы различного гранулометрического состава. Производительность установки составляет 1,3-3,0 т / ч нефтяных шламов, что в 2-4 раза превышает производительность установки с печью кипящего слоя.

Разработан ряд технологий переработки нефтешламов, основными  направлениями которых явились: обработка стойких ловушечных эмульсий с повышенным содержанием механических примесей, позволяющая выделять из нефтяной фазы механические примеси; разжижение и предварительная очистка многолетних отложившихся нефтешламов, замазученного грунта от твердых включений и травяного мусора; переработка высоковязких нефтешламов по комбинированной технологии с использованием пресс-фильтров непрерывного действия; разработка технологии применения выделенных на пресс-фильтрах концентрированных остатков в качестве сырья для получения сверхлегкого керамзита и керамзит-бетона, а также технологии применения воды, выделенной в процессе переработки шламов, для закачки в нефтяные пласты при разработке нефтяных месторождений [2].

Очистка почвы от нефтепродуктов представляет собой сложную проблему как при проектировании, так и  при эксплуатации. Результаты научно-исследовательских работ в этой области противоречивы и указывают на необходимость высоких капитальных и эксплуатационных затрат для ее решения. При обезвреживании загрязненных грунтов различными методами полностью выделить нефтепродукты не удается. Оставшаяся фаза после обработки содержит 3-5% нефтепродуктов, вследствие чего ее нельзя сбрасывать в отвал. Кроме того, для выделения нефтепродуктов часто требуется сложное дорогостоящее оборудование. Выделенные из почвы нефтепродукты зачастую непригодны для повторного использования, так как в них высоко содержание механических примесей и окисленных веществ. Наиболее распространенный метод - сжигание, однако и он не позволяет полностью утилизировать почвенные отходы из-за несовершенства при меняемого оборудования; кроме того, при сжигании атмосфера загрязняется токсичными продуктами сгорания.

В сложившейся ситуации наиболее эффективным методом обезвреживания попавших в сточную воду и почву  нефтепродуктов являются биотехнологии, которые основаны на окислении нефтепродуктов микроорганизмами, способными использовать нефтепродукты как источник энергии. Таким образом, осуществляется биологический круговорот: расщепление углеводородов, загрязняющих почву, микроорганизмами, то есть их минерализация с последующей гумификацией. Созданная система биоокисления, адаптированная к конкретному нефтебазовому хозяйству, способствует восстановлению нарушенного экологического равновесия. Однако ключевым моментом при выборе способа очистки и необходимого оборудования является экологический мониторинг окружающей среды, включая комплексный анализ загрязнений от технологических установок производства. Поэтому поиск новых технологий защиты литосферы от углеводородного загрязнения является жизненно необходимым.

 

 

4 Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области нефтепереработки

 

В настоящее время  для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное  законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни [16].

Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конвенции  по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам следует  ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого [26].

Правовые, экономические  и социальные основы обеспечения  безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены федеральным законом  “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” [26] (в дальнейшем Федеральный закон). Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций. Положения Федерального закона распространяются на все организации, осуществляющие деятельность в области промышленной промышленности безопасности опасных производственных объектов на территории РФ, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности.

Необходимость принятия данного закона в значительной степени  определилась после крупных аварий в начале 90-х годов с человеческими  жертвами и ущербом для окружающей среды на опасных промышленных объектах (химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и др.).

Экологический Кодекс Республики Башкортостан [24]определяет, что охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека - неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан. С этой целью Республика Башкортостан осуществляет на своей территории деятельность, направленную на сохранение безопасной для существования живой и неживой природы окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды, достижение гармоничного взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

В статье 44 Экологического Кодекса Республики Башкортостан установлены  требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе  в эксплуатацию и эксплуатации объектов переработки нефти. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов переработки нефти должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов переработки нефти допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов.

Положение о порядке  осуществления государственного контроля за рациональным использованием нефти  и нефтепродуктов в Российской Федерации (далее - Положение) [19] разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 года N 371 "О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов" [19] и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года N 504 "Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации" [20]. Государственный контроль осуществляется с целью усиления работы по рациональному и экономному использованию нефти и нефтепродуктов при их приеме, хранении, отпуске, транспортировке и использовании, а также вовлечения в оборот крупных резервов экономии этих ресурсов. Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за рациональным использованием нефти, нефтяного сырья и нефтепродуктов, сохранением их качества во всех сферах экономики и хозяйствования Российской Федерации, регламентирует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов проверок и обследований. Действие Положения распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности (далее - организации), выполняющие операции с нефтью, нефтяным сырьем и нефтепродуктами. Государственный контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

- соблюдение законодательных  и нормативно-правовых актов,  связанных с решением вопросов  экономии и рационального использования  нефти и нефтепродуктов, сохранением их качества;

- выполнение порядка  и условий лицензионной деятельности  с нефтепродуктами, участие в  этой работе;

- участие в организации  и проведении работы по сбору  и рациональному использованию  отработанных нефтепродуктов [16].

Организация государственного контроля возлагается на Государственную  инспекцию по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов (далее именуется Госнефтеинспекция  России). Госнефтеинспекция России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, а также настоящим Положением. Госнефтеинспекция России состоит из Управления государственной нефтеинспекции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (далее - Управление) и государственных нефтеинспекций субъектов Российской Федерации (далее - региональные нефтеинспекции), положения о которых утверждаются Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Управление координирует, осуществляет методическое руководство и организует работу региональных нефтеинспекций. В этих целях:

- разрабатывает планы  проведения обязательных комплексных  и целевых проверок в регионах по вопросам своей компетенции;

- проводит обобщение  и анализ материалов проверок  и подготавливает на их основе  предложения по повышению эффективности  использования нефти и нефтепродуктов;

- разрабатывает нормативно-методическую  документацию по вопросам контроля за рациональным использованием нефтепродуктов;

- проводит работу по  профессиональной подготовке и  переподготовке кадров региональных  нефтеинспекций, изучает опыт их  деятельности и разрабатывает  рекомендации по его практическому  применению, согласовывает кандидатуры руководителей региональных нефтеинспекций;

- обеспечивает координацию  работ по вопросам лицензирования  деятельности с нефтепродуктами,  сохранением их качества, сбору  и рациональному использованию  отработанных масел. По срокам проведения для решения конкретных задач в данной области по усмотрению органов Госнефтеинспекции России или по инициативе соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными [16].

Информация о работе Экологические проблемы эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий