Экологические аспекты при строительстве автомобильных дорог и экология на железной дороге

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Дороги относятся к линейным сооружениям, которые оказывают существенное влияние на окружающую природу. Для прокладки дороги требуется значительная территория (4...6 га на 1 км дороги). Дороги нарушают вид живописных природных ландшафтов, изменяют или прерывают пути миграции животных, нарушают водный и тепловой режим местности, существовавший до ее постройки, повышают опасность загорания лесов, нарушают устойчивость горных склонов и ускоряют их разрушение, загрязняют окружающую местность отработанными газами, а также противопыльными и противогололедными препаратами. В районе прохождения дороги ухудшается фотосинтез у деревьев и растений из-за покрытия листьев и хвои налетом пыли и сажи. Движение транспортных машин по дороге сопровождается шумом, вредное воздействие которого особенно ощущается на дорогах, проходящих по участкам леса, используемым для отдыха или лечения.

Файлы: 1 файл

Министерство Образования и науки Российской Федерации.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

· Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды.

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта.

Успешное функционирование и развитие железнодорожного транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества.

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.

Каждый элемент системы имеет прямые и обратные связи друг с другом. При развитии и функционировании объектов железнодорожного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов многосвязность, устойчивость, коммутативность, аддитивность, инвариантность, многофакторную корреляцию.

Многосвязность выражается в разнохарактерном воздействии транспорта на природу, которое может вызвать в ней трудноучитываемые изменения.

Аддитивность это возможность многопараметрического сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу, что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.

Инвариантность является свойством экосистем сохранять стабильность в границах регламентированных техногенных и антропогенных воздействий.

Устойчивость способность экосистем сохранять исходные параметры при естественном, техногенном и антропогенном воздействиях.

Многофакторная корреляция характеризует экосистемы с позиций их предопределенности к случайным и неслучайным событиям с аналитическими связями между ними.

Железнодорожный транспорт постоянно воздействие на природную среду. Уровень воздействия может лежать в допустимых равновесных и кризисных границах.

Характер воздействия транспорта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью воздействия на элементы природы. Техногенное воздействие может быть локальным от единичного фактора или комплексным от группы различных факторов, характеризующихся коэффициентами экологической весомости, которые зависят от вида воздействия, их характера, объекта воздействия.

Для оценки уровня воздействия объектов транспорта на экологическое состояние природы используют следующие интегральные характеристики:

· Абсолютные потери окружающей среды, выражаемые в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, людей);

· Компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режиме, создаваемом принудительно;

· Опасность нарушения природного баланса, возникновение неожиданных потерь и локальных экологических сдвигов, которые могут вызвать экологический риск и кризисные ситуации в окружающей природной среде;

· Уровень экологических потерь, вызываемых воздействием объектов транспорта на окружающую среду;

Эти характеристики и позволяют определить экологическую безопасность в регионах расположения транспортных объектов.

Любое воздействие объектов транспорта на природу вызывает ответную реакцию, которая проявляется в следующих формах:

адапционной с локальным или статическим смещением равновесия; восстанавливающейся или самовосстанавливающейся, характеризующейся полным возвратом экосистемы в исходное состояние; частично восстанавливающейся, когда экосистема восстанавливает только часть своих свойств и характеристик;

невосстанавливаемой, когда в экосистеме образуются необратимые сдвиги от исходного ее состояния.

Воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др.

Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из за уничтожения и истощения природных комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живых организмов, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов.

Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и других машин); физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы).

Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно.

Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие на небольших площадях, действующие на отдельные участки местности, глобальные.

Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмов важное место занимает транспорт.

Основными направлениями снижения величины загрязнения окружающей среды являются: рациональный выбор технологических процессов для производства готовой продукции и ее транспортирования; использование средств защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии.

Интегральным критерием экологической эффективности производственной деятельности объектов железнодорожного транспорта служит степень нарушения природного баланса в регионе. Опасность нарушения природного баланса количественно связана с антропогенными факторами производственной и хозяйственной деятельности людей в регионе. В случае, если природная среда не способна справиться с воздействием железнодорожного транспорта, необходимо предусматривать очистные сооружения или проводить восстановительные работы. Равновесие в природной среде обеспечивается поддержанием энергетического, водного, биологического, биогеохимического балансов и их изменением в определенный промежуток времени. Количественные характеристики перечисленных балансов зависят от географического положения регионов, климатических условий, величины использования ресурсов, природных явлений и степени загрязнения окружающей среды.

Обеспечить равновесие в природе можно с помощью правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и других методов.

Правовые методы регламентируют нормы и порядок природопользования исходя из условия сохранения относительного равновесия в окружающей среде.

Социальные методы основаны на ответственности всех слоев общества за состояние охраны окружающей среды.

Экономические методы предусматривают определенные виды затрат на сохранение равновесия окружающей среды, рациональную плату за ресурсы, возмещение ущерба.

Организационные методы основаны на научной организации природопользования и выполнении административных и правоохранных мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.

Технические методы основаны на создании новых технологий и производственного оборудования, уменьшающих вредное воздействие на природную среду, внедрение эффективных средств очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы.

Санитарно-гигиенические методы предусматривают обязательный контроль за состоянием окружающей среды с целью своевременного принятия мер по предотвращению вредного влияния загрязнений на людей и природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подземные воды Астраханской области

На территории области  запасы подземных вод утверждены на Баскунчакском месторождении  пресных вод, расположенном в Ахтубинском районе.

Эксплуатационные запасы подземных вод составляют около 16100 тыс. куб. м/сут. Зарегистрировано 22 водопользователя, имеющих самостоятельные  водозаборы из подземных водоисточников с годовым забором воды в объеме 1740,0 (4,7 тыс. куб. м/сутки). Подземные воды на территории Ахтубинского района хвалыно-хазарского водоносного горизонта эксплуатируются с приоритетом для хозяйственно-питьевых нужд. Водоносный горизонт является первым от поверхности и состоит из двух водоносных слоев, разделенных слоем водонепроницаемых хазарских глин. Первый слой имеет повсеместное распространение и к нему приурочено месторождение пресных вод.

Обнаружено пять локальных  очагов загрязнения подземных вод. Наиболее крупный по площади участок - в зоне деятельности Астраханского ГПЗ. Среди других загрязнителей - пруды - испарители Астраханского ЦКК, поля фильтрации Ахтубинского консервного завода, откормочный комплекс совхоза "Красноярец", пруды - накопители предприятия © 6 АО "Астраханьнефтепродукт".

Основные лесные массивы  размещены в Волго-Ахтубинской  пойме и дельте Волги, где вдоль  водотоков на лугово-аллювиальных почвах формируются ленточные леса.

Общая площадь земель лесного фонда в области равна 263,3 тыс.га. Покрытая лесом площадь  составляет 86,5 тыс.га., остальную часть земель лесного фонда занимают, в основном, пески и заболоченные участки. Лесистость области 1,8%. Все леса относятся к первой группе и выполняют преимущественно: водоохранные функции - 127,3 тыс.га; защитные функции - 30,3 тыс.га; санитарно-гигиенические и оздоровительные функции - 38,9 тыс.га; специального целевого назначения - 66,8 тыс.га.

Общая площадь древесно-кустарниковой  растительности, не входящей в лесной фонд, равна 24,7 тыс.га.

Видовой состав лесных насаждений области небогат и представлен дубом, вязом, кленом, ясенем, ивами древесной и кустарниковой, тополем, саксаулом, лохом, шелковицей, тамариском, джузгуном. Однако, основные площади заняты ивой древесной (33%) и тополем (22%). Более 20% площади занимают лесные культуры из ясеня, вяза, ивы древесной и евроамериканских сортов тополя.

В возрастной структуре  лесов по площади преобладают  спелые и перестойные насаждения (61%). Общий запас древесины во всех возрастных насаждениях составляет 5268 тыс. куб. м., в том числе 3405 тыс. куб. м - перестойной и спелой. Запас основных лесообразующих пород следующий: ветлы - 2794 тыс.куб. м или 53% от общего запаса древесины, осокоря - 1592 тыс. куб. м или 31%.

Невысокая производительность насаждений (средний бонитет 1-8, полнота 0,56, малые приросты и запасы на 1 га по основным лесообразующим породам) свидетельствует о низкой экологической устойчивости и защитных свойствах лесонасаждений. Такие насаждения не могут в полной мере выполнять защитные функции, не отвечают социальным и экономическим требованиям.

Общая площадь землепользований 5284,4 тыс.га. Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 3139,2; земли под поверхностными водами - 688,4; болота - 140,0; земли под  лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 123,6; другие угодья - 811,2.

В пределах области выделяются подзона северной полупустыни со светлокаштановыми солонцеватыми  почвами и подзона южной полупустыни  с бурыми почвами. В Волго-Ахтубинской  пойме и дельте Волги почвы  аллювиальные.

В силу своих природно-климатических  условий Астраханская область была и остается крупнейшей зоной ведения  сельского хозяйства (товарное овощеводство и бахчеводство).

Важную роль в экономике сельского  хозяйства играет, прежде всего растениеводство, опирающееся на ценные, подчас уникальные природные агроклиматические ресурсы в нижнем течении Волги, особенно в Волго-Ахтубинской пойме. Здесь имеются благоприятные условия для специализации области на рисосеянии. В животноводстве выделяются мясо-шерстное овцеводство, мясо-молочное скотоводство и верблюдоводство.

Подъем уровня Каспия (на 2,6 м за последние 19 лет) создает существенные экологические проблемы, приводит к  затоплению сельскохозяйственных угодий и немалым убыткам для хозяйств, уже ставит под угрозу жизнедеятельность отдельных населенных пунктов.

Положительным фактором рационального  использования земельных ресурсов области является сохранение в севооборотах площадей многолетних бобовых трав для повышения запасов биологического азота в почве.

Список литературы

  1. Экологическая безопасность транспортных потоков (под ред. А.Б.Дьякова) – М. Транспорт. 1989.  – 127 с.
  2. Проектирование автомобильных дорог. Сборник научных трудов. Москва, МАДИ
  3. Материалы инженерно-геологических изысканий по транспортной развязке на пересечении КАД с Приморским шоссе и железной дорогой. СПб., - 1999. – ГП «Трест ГРИИ».
  4.    4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://cityref.ru

Информация о работе Экологические аспекты при строительстве автомобильных дорог и экология на железной дороге