Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:52, реферат
Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог по предъявляемым к ним требованиям, условиям работы, используемому оборудованию и, наконец, по задачам, решаемыми, коренным образом отличаются от систем электроснабжения промышленных предприятий. Все это предопределило особенности теории работы таких систем, методов их расчета и проектирования привело к появлению науки об электроснабжении электрифицированных железных дорог.
Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог по предъявляемым к ним требованиям, условиям работы, используемому оборудованию и, наконец, по задачам, решаемыми, коренным образом отличаются от систем электроснабжения промышленных предприятий. Все это предопределило особенности теории работы таких систем, методов их расчета и проектирования привело к появлению науки об электроснабжении электрифицированных железных дорог.
Электрические железные дороги получают электрическую энергию от энергосистем, объединяющих в себе несколько электростанций. Электрическая энергия от генераторов электростанций передается через электрические подстанции,
линии электропередачи различного напряжения и тяговые подстанции. На последних электрическая энергия преобразуется к виду (по роду тока и напряжения)
используемому в локомотивах, и по тяговой сети передается к ним.
Вся совокупность устройств, начиная от генератора электростанции и кончая
Тяговой сетью, составляет систему электроснабжения электрифицированных железных дорог. От этой системы питаются электрической энергией, помимо собственно электрической тяги (электровозы и электропоезда), также все нетяговые
железнодорожные потребители
и потребители прилегающих
Главные преимущества электрической тяги перед автономной (имеющей генераторы энергии на самом локомотиве) определяются централизованным электроснабжением и сводя к следующему:
1. Производство электрической
энергии на крупных
снижению расхода топлива.
2. На электростанциях могут
использоваться любые виды
малокалорийные –
3. Для электрической тяги
может использоваться
4. При электрической тяги
возможна рекуперация (возврат)
5. При централизованном
электроснабжении потребная
6. Электрический локомотив (электровоз) в отличии от автономных локомотивов не имеет собственных генераторов энергии. Поэтому он дешевле и надежнее автономного локомотива.
7. На электрическом локомотиве
нет частей, работающих при высоких
температурах и с возвратно
– поступательным движением (
Преимущества электрической тяги, создаваемые централизованным электроснабжением, для своей реализации требуют сооружение специальной системы электроснабжения, затраты на которую, как правило, значительно превышают затраты на электроподвижный состав. Надежность работы электрифицированных дорог зависит от надежности работы системы электроснабжения. Поэтому вопросы надежности и экономичности работы системы электроснабжения существенно влияют на надежность и экономичность всей электрической железной дороги в целом.
Основной задачей системы
электроснабжения является обеспечение
эксплуатационной работы железной дороги.
Для этого необходимо, чтобы мощность
всех элементов системы
Эти задачи могут быть решены
только при правильно выбранных
параметрах системы электроснабжения,
т. е. Обеспечивающих работу оборудования
в допустимых для него пределах по
нагрузке и необходимое качество
электрической энергии (в первую
очередь уровень напряжения), а
также при обеспечении
Известно, что недопустимое
для данного элемента электрической
установки увеличение нагрузки может
привести к выходу его из строя. С
другой стороны, увеличение номинальной
мощности любого элемента и, следовательно,
допустимой для него нагрузки связано
с увеличением затрат. Поэтому
необходимо уметь выбирать параметры
всех устройств системы
Наряду с этим на электрифицированных
железных дорогах неизбежны редко
встречающиеся случайные
Передача электрической энергии по проводам связана с некоторым понижением напряжения у потребителя, тем большим, чем больше потребляемая их мощность и чем дальше от питающего центра он расположен. Вследствие этого поезда, удаляющиеся от подстанций, питаются электрической энергией при более низком напряжении, и если нельзя изменить режим ведения поезда, кроме тяговых двигателей, приводящих в движение поезда, располагаются также и другие, так называемые вспомогательные машины, выполняющие различные функции (обеспечение торможения, охлаждение двигателей и др.). Производительность связанных с ними устройств зависит от уровня напряжения на зажимах этих машин. Поэтому вопрос поддержания определенного значения напряжения в сети у поезда является весьма важным для обеспечения нормальной работы электрифицированных железных дорог.
Способы поддержания напряжения на необходимом уровне определяются техническими и экономическими соображениями.
Бесперебойность и экономичность
работы электрифицированной дороги
зависят от резервирования различных
элементов устройства. Учитывая важность
надежной работы электрифицированной
железной дороги для обеспечения
перевозочного процесса при всех
условиях и особенно то, что электрическая
тяга, как правило, работает на наиболее
грузонапряженных магистралях, большое
значение приобретает система
Питание различных железнодорожных
стационарных потребителей, а также
потребителей прилегающих к железной
дороге районов осуществляется от одной
и той же системы электроснабжения.
Поэтому при ее проектировании и
сооружении вопросам надежности и экономичности
питания этих потребителей также
уделяют необходимое внимание. При
этом питание железнодорожных
Электрифицированные железные дороги оказывают различные мешающие влияния на смежные сооружения. Так, на дорогах переменного тока в питающей трехфазной системе нарушается симметрия токов и напряжений, что ведет к дополнительным потерям электрической энергии, к понижению мощности генераторов и двигателей или уменьшению срока их службы. Поэтому принимаются меры для ограничения не симметрии. Токи и напряжения в тяговой сети дорог переменного тока несинусоидальные, что усиливает электрическое и магнитное влияние на расположенные в близи линии, нарушая их работу, а иногда и создавая опасность для персонала и оборудования.
На линиях постоянного
тока в токе тяговой сети также
имеются гармонические
Локомотивы на электрифицированных
железных дорогах питаются через
тяговую сеть, где одним из проводов
является контактная подвеска. А вторым
– рельсовый путь. Последний же
не изолирован от земли, вследствие чего
большая часть тока течет по земле
как по проводнику, присоединенному
параллельно к рельсам. Если вблизи
от железной дороги (на расстоянии даже
в несколько километров) в земле
уложены металлические
С точки зрения обеспечения
надежной работы особое место в системе
электроснабжения занимает контактная
сеть. Эта часть системы
Это создает сложные условия для обслуживающего персонала и требует особого внимания к обеспечению безопасности работ. Все эти вопросы необходимо принимать во внимание, когда сравниваемые возможные технические решения не равноценны по условиям обслуживания контактной сети.
Все изложенные выше требования,
предъявляемые к системе
Система снабжения электрифицированных железных дорог состоит из двух частей:
Первичной (или внешней) части систем электроснабжения, включающей в себя все устройства от электрической станции до линии передачи (включительно), подводящих энергию к тяговым подстанциям;
Тяговой части системы
электроснабжения, состоящей из тяговых
подстанций и тяговой сети. Тяговая
сеть, в свою очередь, состоит из
контактной сети, рельсового пути, питающих
и отсасывающих линий (фидеров), а
также других проводов и устройств,
присоединяемых по длине линии к
контактной подвеске непосредственно
или через специальные
Как правило, электрифицированная железная дорога получает питание от энергосистемы, а не от одной электрической станции.
Электроэнергетическое хозяйство
всех стран мира строится по принципу
концентрации производства электрической
энергии на крупных электрических
станциях, которые с помощью линий
электропередачи соединяются в
энергетические системы. В процессе
развития энергетические системы охватывают
все большее число
Мощность электростанции должна быт достаточной, чтобы в любой момент удовлетворить спрос потребителей, получающих от нее питание. Потребители же в общем случае расходуют в разное время различную мощность и характеризуются как общим количеством потребляемой ими энергией, так и максимумом требуемой мощности в отдельные отрезки времени. Максимумы мощности потребителей часто не совпадают по времени, поэтому максимум мощности, требуемой от электрических станций, как правило, меньше суммы максимумов мощностей потребителей. Использование электрических станций тем выше, чем больше к ним подключено потребителей. Еще больший эффект такого использования достигается соединением нескольких станций в энергосистему. Соединение нескольких электрических станций между собой позволяет также сократить число резервных агрегатов, т. е. еще больше повысить степень их использования. Соединение в одной системе тепловых электростанций и гидроэлектростанций позволяет в многоводные периоды передавать большую часть нагрузки на гидростанции, в отдельных случаях загружая тепловые станции только выработкой реактивной мощности, получая тем самым значительную экономию топлива.