Формирование нового экологического сознания.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.

Оглавление

1.Специфика и направленность понятия экологического сознания
2.Признаки экологического сознания по В.А. Скребец
3.Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина
4.Описательная характеристика типов экологического сознания
5.Пути формирования экологического сознания
6.Новый взгляд взаимосвязи человека и природы
7.Понятия - "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)"
8.Вывод
9.Список литературы

Файлы: 1 файл

Формирование нового эколог....docx

— 28.29 Кб (Скачать)

В настоящее время ситуация меняется. Появляется все больше предпосылок  к изменению общего уровня сознания в сторону духовно - нравственного  развития. «Аксиологический анализ концепций  развития цивилизации позволил определить в качестве доминанты новой цивилизационной  парадигмы - экологическую культуру, ценности которой противоположны ценностям  современного потребительского общества. С понятием "экологическая культура" в современных философско-культуологических  работах все чаще связывается  благополучное развитие человеческой цивилизации» (И.В. Цветкова, 2000). Именно в этом лежит, по нашему мнению, одна из основных причин экспансии "экологизированных" слов и выражений в науке, в  образовании, в политике, в производстве и в быту, а также призывов обратить взор человечества к природе вокруг себя и к собственной природе  человека. Однако, к сожалению, подобная "экологизация" чаще всего носит  декларативный характер.

Понятия - "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)"

С психологической точки  зрения важно отметить, что поиск  решения экологических проблем  строится в общественном сознании с  помощью той же логики, которая  привела к их возникновению и  значит, в экологическом отношении  уже скомпрометировала себя. Согласно этой логике, если человек своим  неразумным воздействием нарушил природу (или равновесие с ней), то он же своими воздействиями на природу должен ее вновь восстановить. Поэтому возникает вопрос. Где гарантия того, что человек, стараясь восстановить равновесие между собой и природой, вновь его не нарушит, но уже в "другую" сторону?

Ведь способ мышления по своей сути остался тем же - человек  по-прежнему противостоит природе как  объекту своих размышлений и  предмету своих действий. Даже в  том случае, когда целью своих  действий он имеет "сохранение природы  для последующих поколений". В  соответствии с таким способом мышления, в качестве логической основы для  осмысления взаимоотношений между  человеком и природой как проблемы экологического сознания используются отношения "объект (человек) - объект (природа)" и "субъект (человек) - объект (природа)".

Чтобы в результате благих намерений по сохранению природы "маятник" экологического кризиса не качнулся в другую сторону, необходимо осознание  человеком того, что он является таким же носителем общеприродных  закономерностей саморазвития (или  самоосуществления), как и сама природа.

Такое понимание человека и его взаимоотношений с природой коренным образом меняет экологическую  парадигму. Действительно, в этом случае человек и природа уже не противопоставляются  друг другу как разделенные сущности. Напротив, человек рассматривается  как такая активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своем  самоосуществлении общие (универсальные) закономерности, лежащие и в основе саморазвития природы в целом. Тогда  человек как субъект уже не противостоит природе как объекту. Напротив, он становится субъектом  развития природы и себя самого как  одной из ее форм (природных форм бытия).

Вывод

Различная форма представления  психики как объекта эколого-психологических  исследований ставит нас перед необходимостью обоснования подхода, в рамках которого психические промессы, психические  состояния и сознание индивида рассматриваются  не только как разные проявления, по и как разные этапы становления  психической реальности во взаимодействии человека с окружающей средой. В  связи с этим встает необходимость  разработки методологических оснований, которые позволяли бы строить  изучение психических процессов, психических  состояний и сознания как разных форм проявления и уровней психики  человека, единых по своей природе, но обретающих разную форму проявления во взаимодействии индивида с окружающей средой.

В ходе решения этой задачи насущной является необходимость в  новом направлении психологии развития, в основе которого лежит экопсихологический подход к проблемам развития психики  человека как одной из форм природного бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Панов Виктор Иванович  Экологическая Психология: Опыт  построения методологии. Издательство "Наука"

2. Деряба С.Д. Исвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. Дерябо С.Д. Исвин В.А.

3. В.И. Вернадский и современность. Мл Наука, 1986.

4. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России. 2000

5. Скребец В.О. Еколопчна психолога: Нач. пос. - Киев: МАУП. 1998.

6. Дерябо С.Д. Исвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. 1996г. Деряба С.Д. Исвин ВА. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии II Психологический журнал. 19966. Т. 17. Ли 6


Информация о работе Формирование нового экологического сознания.